Иоасаф (Горленко)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иосаф Белгородский»)
Иоасаф Белгородский
Иоасаф Белгородский
Епископ Белгородский и Обоянский
2 (13) июня 1748 — 10 (21) декабря 1754
Предшественник Антоний (Черновский)
Преемник Лука (Конашевич)
Наместник Троице-Сергиевой лавры
29 января (9 февраля1745 — 15 (26) марта 1748
Предшественник Феодосий (Янковский)
Преемник Феофан (Чарнуцкий)

Имя при рождении Иоаким Андреевич Горленко
Рождение
Прилуки
Смерть
Грайворон
Место захоронения Белгород, Свято-Троицкий собор
Отец Андрей Дмитриевич Горленко
Мать Мария Даниловна Горленко
Принятие монашества 27 октября (7 ноября1725
Канонизирован в 1911 году
Лик святости святитель
День памяти 10 (23) декабря — день смерти,
4 (17) сентябряобретение мощей,
6 (19) июля — в составе собора Радонежских святых,
19 июля (1) августа — в составе Собора Курских святых.
Почитается в Русской православной церкви, Русской православной церкви заграницей, Украинской православной церкви

Иоаса́ф Белгоро́дский (устар. Белоградский, в миру — Иоаки́м Андре́евич Горле́нко; 8 [19] сентября 1705, Прилуки, Прилуцкий полк, Киевская губерния, Московское (Русское) царство — 10 (21) декабря 1754, село Грайворон, Белгородская губерния, Российская империя) — епископ Русской православной церкви (РПЦ), со 2 (13) июня 1748 года — правящий епископ Белгородский и Обоянский.

В 1911 году был прославлен в лике святителей Русской православной церкви. С 2000-х годов почитается также в составе Соборов Радонежских и Курских святых РПЦ, неофициально входит в число святых Слобожанщины, почитаемых Украинской православною церковью.

Биография

Будущий святитель Иоасаф происходил из знатного украинского рода Горленко. Родился Иоаким Горленко 8 сентября 1705 года в Прилуках в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко. Среди его родственников, в соответствии с родовыми традициями, были преимущественно как казаки, так и церковные деятели. Его мать — Мария Даниловна — была дочерью гетмана Данило Апостола, дядя — иеромонах Пахомий (в миру Павел Дмитриевич Горленко), младший брат Михаил — архимандрит Митрофан (Горленко) и племянник — архимандрит Наркис (в миру Николай Иванович Квитка)[1], сын Параскевы Горленко.

В 1713 году Иоаким был определён в Киево-Могилянскую академию; его покровителем и духовником был родной дядя, насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Пахомий. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество» и собирался принять постриг, однако долго не решался открыть своё желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно от родителей поступил в Киево-Межигорский монастырь, где 27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. В 1727 году он был переведён в Киево-Братский Богоявленский монастырь, где 21 ноября настоятелем игуменом Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф; 6 января 1728 года архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) он был рукоположён во иеродиакона.

По окончании академического курса он был оставлен преподавателем: с 1729 года был преподавателем словесности низшего отделения академии, с 1731 года — преподавателем класса синтаксимы в среднем отделении. В 1733 году он был также экклесиархом Киево-Братского монастыря. Наконец, 8 ноября 1734 года в киевском Златоверхом монастыре тогда ещё архиепископом Рафаилом он был рукоположён во иеромонаха и 23 ноября переведён в кафедральный Софийский собор. Вскоре он стал членом Киевской духовной консистории.

24 июня (6 июля) 1737 года он был назначен игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, который в его управление значительно устроился.

14 сентября 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны митрополитом Рафаилом возведён в сан архимандрита и в ноябре вызван в Москву; с 29 января 1745 года был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.

Указом императрицы от 15 марта 1748 года он был назначен епископом Белгородским и Обоянским и 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан.

За время своего шестилетнего епископского служения он часто объезжал свою епархию, несмотря на свою болезненность. Управленческие методы будущего святителя, применявшиеся в Белгородской епархии (а в некоторых случаях - и во время служения в Мгарском монастыре до получения назначения в Троице-Сергиеву лавру) в советское время стали объектом жёсткой критики со стороны М. Ф. Паозёрского, А. В. Белово и Н. С. Гордиенко, однако в книгах "Серафим Саровский" В. А. Степашкина и "Слободская Украина" В. Л. Маслийчука данные архиерейские управленческие методы были признаны оправданными с учётом плачевного духовного состояния паствы.

Летом 1754 года он отправился в поездку к родителям в Прилуки, а на обратном пути заболел и, остановившись в слободе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, провёл более двух месяцев на одре болезни; 10 (21) декабря 1754 года скончался.

Тело почившего архипастыря оставалось непогребённым до конца февраля 1755 года, ввиду того, что назначенный Святейшим синодом для совершения погребения Иоасафа преосвященный Переяславский и Бориспольский Иоанн (Козлович) был задержан разливом рек. Лишь 28 февраля 1755 года он в сослужении сонма пастырей совершил чин отпевания, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора). По инициативе его брата, полковника Андрея Горленко, распоряжением Синода от 8 июля 1755 года над склепом была освящена придельная церковь.

Сочинения

  • Большинство российских исследователей, включая А. И. Жиленкова[biblio 1], отмечают, что святитель Иоасаф оставил после себя краткую автобиографию, последование событий в которой обрывается на событиях мая 1746 года, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными»[2] (изданы в 1892 году В. Горленко в Киеве), одно поучение (Слово), несколько писем и окружных посланий. В художественном мышлении святителя российские исследователи выделяют традиционалистские черты, а также специфическую содержательность литературной формы при её идеологическом содержании. Отмечая заслуги исследования Жиленкова, Белгородская епархия РПЦ в конце 2012 года официально признала святителя родоначальником художественной литературы Белгородского края[3].
  • В современной украинской историографии литературное наследие святителя Иоасафа, с точки зрения исторического стиля, в частности, в книге В. Л. Маслийчука «Слободская Украина», «Брань честных семи добродетелей» отнесена к поэзии эпохи украинского барокко[4], но по региональной традиции, как и в случае с работами А. И. Жиленкова, отнесено к литературному наследию Северной Слобожанщины. Это связано с тем, что оригинальный текст, исследованный В. А. Шевчуком, был написан на церковно-славянском языке с употреблением большого количества украинизмов, что позволило литературоведам по обе стороны современной российско-украинской границы составить переводы на современные русский и украинский языки соответственно.

Канонизация

Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. Гравюра. 1865
Икона святителя Иоасафа (на выставке в 2018 году)

Личность и подвижническая деятельность святителя Иоасафа стали объектом исследования ряда историков и литературоведов в Российской империи. В конце 1906 — начале 1907 годов князь Николай Жевахов, познакомившийся с протоиереем Александром Маляревским, принял решение пригласить Маляревского в состав рабочей группы по будущей канонизации святителя. В декабре 1908 года Святейший правительствующий синод образовал комиссию под руководством епископа Курского Питирима (Окнова), который представил Святейшему синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Все трое были объединены Синодом в специальную комиссию, которая собрала и систематизировала свидетельства о подвижнической деятельности святителя Иоасафа. На основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей Синод направил всеподданнейший доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «<…> Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Рака для святых мощей святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе были изготовлены по проекту архитектора Владимира Покровского (1910—1911; ныне утрачены).

Торжества по случаю канонизации святителя Иоасафа в Белгороде, 4/17 сентября 1911 (фотография Сергея Прокудина-Горского)

Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 (17) сентября 1911 года при епископе Курском Питириме (Окнове)]] и викарном епископе Белгородском Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича.

Критика Иоасафа содержится в сочинении Михаила Паозерского «Русские святые пред судом истории». Паозерский пишет, что Иоасаф канонизирован Синодом 4 сентября 1911 года по усиленным стараниям его родственников — князя Жевахова и жандармского полковника Горленко, сделавшим на этом свою карьеру. Согласно архивным документам, цитируемым в книге профессора Амфиана Лебедева «Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности», Иоасаф — человеком черствый и жестокий. При этом в трудах Маляревского отмечено, что эта чёрствость связана с его личностными качествами жёсткого церковного управленца, но при этом милосердного пастыря. Той же оценки придерживается и Маслийчук в книге «Слободская Украина» (2008).

1 декабря 1920 года во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 года «О ликвидации мощей» состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 года[5]. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Об обретении мощей в Православной энциклопедии написано:

К сер. 30-х гг. XX в. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в северном приделе, напротив могилы М. И. Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал. В 1970 г. на юге СССР были отмечены случаи холеры, в связи с чем в музее должна была пройти проверка санитарной инспекции. В ожидании ее комендант Казанского собора распорядилась закопать мощи Иоасафа в сыром подвале. Однако рабочие не решились сделать это и зарыли останки в шлаке чердачного перекрытия собора в надежде, что они лучше сохранятся. Спустя 20 лет один из рабочих, прятавших тело, А. В. Соколов, сообщил об этом представителям РПЦ. 28 февр. 1991 г. мощи были обретены. Специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда, Курска и Белгорода провела идентификацию.

До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, через Москву и Курск, в Белгород.

17 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа были торжественно при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II перенесены в Преображенский собор.

Мощи находятся в соборе 11 месяцев в году, с 16 сентября (день второго обретения мощей) по 19 августа (день Преображения Господня). С 19 августа по 16 сентября мощи находятся в Иоасафовском соборе Белгорода на улице Попова (кладбищенском). Переносятся крестным ходом.

В 2008 году Владимир Маслийчук в книге «Слободская Украина»[4] дополнительно отметил, что Иоасаф во время служения в Белгороде и Харьковской коллегии выступал категорически против уничтожения книг традиционной киевской печати или их перевода на общероссийский «имперский стандарт». Личная архипастырская репутация святителя, как противника латинизации церковно-приходского образования Украины, борца с обрядоверием и святителя, не поклонявшегося имперской элите, никогда не оспаривалась.

Память: 10 (23) декабря и 4 (17) сентября (первое обретение мощей).

Имена Иоасафа

В миру Иоаким;
в 1725 году пострижен в рясофор с именем Иларион[6];
в 1727 году — в малую схиму с именем Иоасаф[6].

Известные священнослужители, принявшие постриг в честь Иоасафа

В 1912 году Иван Скородумов принял монашеский постриг в честь святителя Иоасафа. В 1950-е он занял архиепископскую кафедру РПЦЗ в Буэнос-Айресе[7].

В 1922 году бывший князь Владимир Жевахов принял монашеский постриг в честь своего дальнего предка. Позднее за его служение в Могилёве и мученическую кончину он получил неофициальное имя Иоасафа Могилёвского.

Наследие

  • Биография Иоасафа, составленная его внучатым племянником[8][biblio 2], украинским писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко, издана в Киеве в 1836 году и потом много раз переиздавалась; другая биография — И. Г. Кулжинского, 1883 год.
  • Вокруг Иоасафа Горленко и его наследия сложился кружок его почитателей, который к 1912 году вырос до Братства во имя святого и просуществовал в Петрограде до 1917 года[9]. Усилиями кружка было произведено издание книг А. И. Маляревского «Святитель, Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский» (1907) и «Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для народа», переиздававшейся несколько раз (1-е издание — 1909 год, во 2-м и 3-м изданиях (1910 и 1911 годы соответственно) название книги было дополнено до «Святитель Иосаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для народа»). В разных изданиях книги Маляревского в качестве нотных примеров были опубликованы партитуры «Ежечасной молитвы святителя Иосафа Горленко»: в 1-м издании — Д. В. Аллеманова (1867—1928), во 2-м и 3-м — А. К. Лядова и В. А. Фатеева (1868—1942). При этом за несколько лет до того, как было выпущено «Чтение со световыми картинами» (то есть в 1907 году), Маляревский (на несколько лет раньше Н. Д. Жевахова) выпустил свою книгу «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский», которую А. И. Жиленков позиционирует как один из вариантов жития святителя.[biblio 3]
  • Перед событиями 1917 года в посёлке Парголово около Петрограда (ныне муниципальное образование Санкт-Петербурга) была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и создано при ней Михайловское Иоасафовское Братство, запрещённое при советской власти. Общество Святого Иоасафа было восстановлено в конце XX века и действует сейчас в Санкт-Петербурге.
  • В сентябре 2005 года в Белгороде состоялись торжества, посвящённые 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского[10].
  • В Белгороде ежегодно проводится научно-богословская конференция «Иоасафовские чтения»[11].
  • Памятники Иоасафу Белгородскому установлены: в ноябре 2001 года в Белгороде, в честь 90-летия его канонизации; в сентябре 2011 года — в Прилуках, в честь 100-летия канонизации. Небольшой участок Свято-Троицкого бульвара в Белгороде между памятником и улицей Пушкина получил название Иоасафовского сквера.
  • В украинском литературоведении последней трети XX и первой четверти XXI веков поэтическое наследие святителя Иоасафа рассматривается в ряде антологий поэзии эпохи украинского барокко, наиболее активными исследователями являются В. В. Лисица и В. А. Шевчук. В 2010-х годах Валерий Александрович Шевчук перевёл поэму "Брань честных семи добродетелей" на современный украинский язык; перевод вошёл в состав антологии "Дорогого каміння сховище", а в 1997 году он написал новеллу "Иоасаф".
  • Также в сентябре 2011 года на Свято-Троицком бульваре города Белгорода, на месте бывшего Троицкого собора (построен в конце XVII века, разрушен в 1920-е годы) выстроена и освящена часовня св. Иоасафа Белгородского, а рядом с ней реконструирована пещерка, где первоначально пребывали мощи святителя.
  • В 2016 году А. Н. Стрижёвым был завершён и опубликован указатель библиографических изданий, имеющих то или иное отношение к Иоасафу Белгородскому.

Иоасаф в поэзии

  • Л. Н. Погожева. Святой Иоасаф Белгородский (песня)
  • А. Ф. Платонова. — стихотворения «Святитель Иоасаф» и «Гимн святителю Иоасафу»[12] (в 1911—1912 годах на слова Гимна были созданы хоры А. А. Архангельского[sheet 1] и А. П. Орловского[sheet 2]).
  • А. Н. Гиллессем — стихотворения «У гробницы святителя Иоасафа», «Перед гробницей святителя Иоасафа Белгородского», «У раки новоявленного святого угодника Божия Иоасафа Белгородского» и «Гимн святителю Иоасафу, епископу Белгородскому».
  • П. Лебединский — стихотворение «Два вечера в Киселёве»[biblio 4]
  • П. Григорьев — Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский. (Думы паломника в стихах).

Примечания

Библиография

  1. Жиленков А. И. Письменное наследие святителя Иоасафа (Горленко) в культурно-историческом контексте Нового и Новейшего времени: монография / А. И. Жиленков. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 136 с.
  2. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский : (к предстоящему в сентябре 1911 года прославлению святителя в г. Белгороде) / иеромонаха Дамиана. — Курск : Епархиальная тип., 1911. — 19 с. : портр.; 26 см. — С. 10
  3. Жиленков А. И. Письменное наследие святителя Иоасафа (Горленко) в культурно-историческом контексте Нового и Новейшего времени: монография / А. И. Жиленков. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 136 с. — С. 21
  4. А. Н. Крупенков, Н. Ф. Крупенков. Святитель Иоасаф Белгородский. Белгород, 2005. 403 с., ил., портр.

Источники нот на тексты, связанные с Иоасафом Белгородским

  1. Архангельский А. А. Гимн святителю Иоасафу : Для 4-х голос. дет. хора без сопровожд. / Сл. А. Платонова. — Б. м. (СПб.), [1911]. — 2 с. Б.
  2. Орловский, А. П. Гимн святителю Иоасафу Белгородскому : Для хора без указания состава, без сопровожд. / Слова А. Платоновой. — Киев : Жевахов, ценз. 1912. — 3 с.

Веб-сноски

  1. Маляревский, 1911, с. 47.
  2. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными - святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) - читать, скачать. Дата обращения: 29 марта 2021. Архивировано 15 августа 2021 года.
  3. Архивированная копия. Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  4. 4,0 4,1 В. Маслійчук. Слобідська Україна. Київ: Наталія Брехуненко, 2008, с. 61.
  5. Утрата и второе обретение мощей Архивная копия от 27 февраля 2008 на Wayback Machine На сайте Преображенского собора г. Белгорода
  6. 6,0 6,1 Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси Архивная копия от 22 апреля 2021 на Wayback Machine / Институт славяноведения Российской академии наук. — М.—СПб.: Нестор-История, 2017.
  7. Archbishop Ioasaph (Ivan Vassilievich Skorodumov), Archbishop of Buenos Aires, Argentina and Paraguay Архивная копия от 26 июня 2018 на Wayback Machine at rocorstudies.org
  8. В брошюре иеромонаха Дамиана «Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский : (к предстоящему в сентябре 1911 года прославлению святителя в г. Белгороде)», вышедшей в 1911 году накануне торжеств канонизации святителя Иоасафа, упоминается, что сестра святителя, Параскева Андреевна, была замужем «за харьковским дворянином Квиткой?!», приходящимся Квитке-Основьяненко дедом
  9. Общество Святителя Иоасафа
  10. Официальный сайт торжеств 300-летия святителя Иоасафа Архивная копия от 17 февраля 2008 на Wayback Machine
  11. VI международные Иоасафовские чтения прошли в Белгороде, 2008 г.. Дата обращения: 16 августа 2009. Архивировано 11 декабря 2011 года.
  12. Маляревский, 1911, с. 92.

Литература

На русском языке

На украинском языке

  • Лисиця В. В. Горленко Йоасаф // Українська літературна енциклопедія. — Київ: Головна редакція Української радянської енциклопедії ім. М. П. Бажана, 1988, т. 1, — с. 465.
  • Енциклопедія українознавства. Перевидання в Україні. — Львів: НТШ, 1993, т. 2, — с. 413-414; 2003, т. 11, — с. 287.
  • Оліфіренко В. В., Оліфіренко С. М. Слобожанська хвиля. Навчальний посібник-хрестоматія з української літератури Північної Слобожанщини. Донецьк: Східний видавничий дім, 2005, — с. 20-29.
  • [Шевчук В. Коментар] // Антологія української поезії. — Київ: Дніпро, 1984, т. 1, — с. 426-427.


Ссылки