Шильтбергер, Иоганн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иоган Шильдбергер»)
Иоганн Шильтбергер
нем. Johannes Schiltberger
Schiltberger Lindwurm vnd einhiren.jpg
Дата рождения 9 мая 1381(1381-05-09)
Место рождения Фрайзинг
Дата смерти 1440(1440)
Страна  Германия

Иога́нн (Ганс, Иоганнес) Ши́льтбергер (нем. Johannes Schiltberger; 9 мая 1381, Холлерн близ Лохофа, неподалёку от Фрайзинга[1] — около 1440 или 1450[2][3], Фобург) — немецкий солдат и путешественник из Баварии, автор записок (нем. Reisebuch) о пребывании в плену у турок и монголов.

Герб маршалов фон Шильтберг

Биография

Родился 9 мая 1381 года, возможно, в Холлерне (нем. Hollern) близ Лохофа (нем. Lohof), между Мюнхеном и Фрайзингом (совр. Унтершлайсхайм, округ Верхняя Бавария). Происходил из старинного, но обедневшего рыцарского рода, известного с 1031 года. Предки его были маршалками  (нем.), издавна служившими графам Виттельсбахам, и владели замком в Шильтберге близ Айхаха[4].

Титульный лист франкфуртского издания записок Шильтбергера 1570 г.

Служил оруженосцем у рыцаря Линхарта Рехартингера, вместе с которым участвовал в крестовом походе Сигизмунда Люксембургского на турок и неудачной для европейских крестоносцев битве при Никополе 28 сентября 1396 года[5]. Попал в плен к османам, став рабом, а затем служил в личной свите султана Баязида I и его сыновей. После разгрома войск Баязида Тамерланом у Анкары 20 июля 1402 года он попал в плен теперь уже к Тамерлану, затем находился у его сына Шахруха, правителя Герата[6].

Вскоре Шахрух подарил его в качестве раба своему брату Миран-шаху, владевшему Персией и Арменией, но в 1408 году погибшему в сражении с правителем туркоманов Кара-Юсуфом. Сын Миран-шаха Абу-Бакр укрывал у себя при дворе в Тебризе претендента на золотоордынский престол Чокре, и когда хан Едигей предложил последнему вернуться в Сарай, царевич взял с собою в свите пять пленных христиан, включая Шильтбергера. Через Грузию, Ширван, Дербент и Астрахань они достигли «Великой или Белой Татарии» на Волге, где способный немец подарен был Едигею, который взял его с собой во время одного из походов в Сибирь.

Всего Шильтбергер провёл «среди язычников» более 30 лет, внимательно наблюдая и, по-видимому, записывая кое-что из увиденного. В 1427 году он бежал из рабства в Мингрелии, сумев вместе с четырьмя другими христианами сесть в Трабзоне на «франкский корабль», а затем через Константинополь, болгарские, молдавские, валашские земли, Львов, Краков, Вроцлав, Регенсбург и Ландсхут вернуться в Баварию[7]. За годы своих странствий посетил Грецию, Малую Азию, Персию, Грузию, Армению, Азербайджан, Золотую Орду, Урал, Сибирь, Крым, Среднюю Азию.

Вернувшись в Баварию, Иоганн Шильтбергер служил камергером у герцога Альбрехта III Благочестивого. Предполагается, что скончался он около 1440[1] или 1450 года[8], возможно, в Фобурге (совр. округ Верхняя Бавария)[9]. Потомки его известны были ещё во второй половине XIX века, получив в 1878 году право называться «маршалками фон Шильтберг»[10].

Записки

Вскоре после своего освобождения Шильтбергер сумел записать свои воспоминания на баварском диалекте средневерхненемецкого языка, в основном опираясь на память, но также, возможно, используя какие-то заметки, сделанные в плену. Не исключено, что в этом ему помогал образованный современник, близкий ко двору герцога Альбрехта III.

Впервые записки Шильтбергера были напечатаны в 1475 году в Майнце, затем в 1477 году в Аугсбурге, с 15 гравюрами в тексте. Описания похождений и приключений баварского рыцаря, изложенные простым и безыскусным языком, но разбавленные различными выдумками, баснями и рассказами о чудесах, пользовались большим успехом и уже в том же XV веке выдержали 4 переиздания (3 без даты и одно в 1494 году).

Научное изучение сочинения Шильтбергера началось в XIX столетии. В 1859 году оно издано было в Мюнхене под редакцией Карла Фридриха Неймана, под заглавием: «Reisen des Johannes Schiltberger aus München in Europa, Asia und Afrika von 1394 bis 1427», затем в 1885 году в Тюбингене в серии «Библиотека литературной ассоциации Штутгарта» под редакцией Валентина Лангмантеля, посвятившего их автору обстоятельную статью в 31 томе «Всеобщей немецкой биографии».

В 1867 году в Одессе вышел первый русский перевод записок, подготовленный профессором всеобщей истории Новороссийского университета Филиппом Бруном, несколько раз переиздававшийся в царской России и в СССР, а в 1879 году они опубликованы были в Лондоне под заглавием «The bondage and travels of Johann Schiltberger»[11].

Историческая достоверность записок Шильтбергера, очевидно, элементарно грамотного и любознательного, но необразованного человека, путающегося в именах и датах, нестрогого к географии и склонного к явным преувеличениям (так, в сражении при Никополе 1396 г. у него христианское войско насчитывает всего 16 000 чел.[12], а в битве при Анкаре 1402 г. султан Баязид I располагает, ни много ни мало, 1 400 000 воинами, а его противник Тамерлан — 1 600 000 и 32 слонами[13]), заслуженно подвергалась сомнению уже учёными XIX — первой половины XX века, например, известным востоковедом В. В. Бартольдом. Некоторые исследователи вроде М. А. Полиевктова и вовсе отказывали в достоверности наивным рассказам «неграмотного баварского солдата», местами описывавшего далёкие земли явно с чужих слов. Немецкие историки первой пол. XX в. С. Гюнтер и Р. Хенниг  (нем.) справедливо отметили, что сочинение Шильтбергера, за которым в Германии давно утвердилось прозвище «немецкого Марко Поло», представляет намного большую ценность для изучения личности Тамерлана, чем для истории географических открытий[14].

Следует, однако, отметить наличие в записках баварского рыцаря оригинальной историко-этнографической информации, не встречающейся в других источниках, а также очевидный интерес автора к обычаям народов, встречавшихся ему на пути за годы странствий.

Отдельные рассказы Шильтбергера, достоверность которых вызывает обоснованные сомнения у скептиков, некритически использовались рядом учёных новейшего времени. В частности, исследовавший проблему «реликтового гоминоида» советский антрополог и этнограф Б. Ф. Поршнев принимал на веру его сообщение о том, что в восточных отрогах Тянь-Шаня «живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ, тело же их, за исключением рук и лица, покрыто волосами; они скитаются в горах наподобие других животных, питаются листьями, травой и чем придется. Владетель упомянутой страны подарил хану [Едигею] двоих диких людей — мужчину и женщину, которых поймал в горах…»[15]

Издания

В 1984 году «Путешествие по Европе, Азии и Африке» было издано в Баку под редакцией азербайджанского историка З. М. Буниятова. Последний опустил главы 63 — 66 рукописи, всего приблизительно двадцать страниц, относящихся к Армении и армянам, и частично изменил текст[16]. В бакинском издании оригинальный текст немецкого путешественника был тщательно «вычищен». Так, например, было полностью удалено упоминание о том, что земля Карабах «...лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань…»[17]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Johann Schiltberger // Encyclopedia Britannica online.
  2. Record #190473919 // VIAF — 2012.
  3. CERL Thesaurus — Консорциум европейских научных библиотек.
  4. Langmantel V. Schiltberger, Hans // ADB. — Bd. 31. — Leipzig, 1890. — S. 262.
  5. Tremmel M. Schiltberger, Hans (Johann) // NDB. — Bd. 22. — Berlin, 2005. — S. 773.
  6. Langmantel V. Schiltberger, Hans // ADB. — S. 263.
  7. Tremmel M. Schiltberger, Hans (Johann) // NDB. — S. 774.
  8. Record #10484773 // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  9. Хенниг Р. Приключения Ганса Шильтбергера во время путешествий по Востоку // В кн.: Хенниг Р. Неведомые земли. — Т. III. — М., 1962. — С. 395.
  10. Langmantel V. Schiltberger, Hans // ADB. — S. 264.
  11. Шильтбергер, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXXIXa. — СПб., 1903. — С. 574.
  12. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 210.
  13. Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. — Баку, 1984. — С. 23–24.
  14. Хенниг Р. Указ. соч. — С. 396.
  15. Поршнев Б. Ф. Борьба за троглодитов // Журнал «Простор». — Алма-Ата, 1968. — № 4.
  16. Rewriting History: Recent Azeri Alterations of Primary Sources Dealing with Karabakh George A. Bournoutian
  17. К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении / Составитель: П. М. Мурадян. — Ер.: Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 231–235.

Публикации

  • Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. / Пер. с нем. и примеч. Ф. К. Бруна // Записки императорского Новороссийского университета. — Том 1. — Одесса, 1867.
  • Шильтбергер Иоганн. Путешествия по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год / Пер. Ф. К. Бруна. Под. ред. А. Налбандяна. — Ереван: Айагитак, 2012. — 312 с. — ISBN 978-9939-823-14-0.
  • Langmantel V. (Hrsg.) Hans Schiltberger Reisebuch. — Tübingen, 1885. — 200 s. — (Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart, CLXXII).
  • Johannes Schiltberger. Als Sklave im Osmanischen Reich und bei den Tataren: 1394–1427. — Stuttgart: Thienemann Press, 1983.

Литература

Научная

Художественная

  • Балязин В. Н. Посох пилигрима. — М.: Терра, 1997. — 368 с. — (Рыцари). — ISBN 5-300-00931-8.
  • Балязин В. Н. Ветер странствий. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 208 с. — (Исторические книги В. Н. Балязина). — ISBN 978-5-373-02828-8.

Ссылки