Иоанн Киннам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоанн Киннам
Дата рождения 1143(1143)

Иоа́нн Ки́ннам (греч. Ιωάννης Κίνναμος; ок. 1143 — после 1184) — византийский историк. Секретарь императора Мануила. Автор труда по истории Византии с 1118 по 1176 год. Иоанн Киннам имел доступ к государственным документам, поэтому его единственное сочинение высоко оценено современными историками с точки зрения информативности и достоверности.

Биография

О жизни Иоанна Киннама известно немного и лишь из его труда. Он родился вскоре после смерти императора Иоанна Комнина (в 1143 г.), его предки, вероятно, были выходцами из Италии. С ранних лет он принимал участие во всех военных походах императора Мануила.[1] Возможно его участие в битве с сельджуками при Мириокефале в 1176 г., закончившейся жестоким поражением византийской армии.

Вероятно, Киннам работал над своим трудом в основном в период между сентябрём 1180 и апрелем 1182 гг. Это время было благоприятным моментом для выходцев с запада при ромейском дворе. Несоответствие с изменившейся подобным образом обстановкой латинофобских воззрений Киннама могло послужить причиной его отставки после смерти Мануила I в 1180 г. Этим вызван, возможно, и довольно нейтральный тон рассказа об императоре Андронике Комнине, который, хоть и представлен соперником Мануила, но не изображён поверженным тираном.[2] Можно предположить, что, составляя свой исторический труд, Киннам предпринял попытку восстановить утраченное благоволение правящего дома и вернуть себе потерянный пост на государственной службе с тем, чтобы вновь занять достойное место на иерархической лестнице современного ему византийского общества. Сообщение Никиты Хониата об участии Киннама в теологическом диспуте с Евфимием Малаки при императоре Андронике позволяет думать, что в 1184 году, когда произошло описанное событие, Киннам вновь оказывается в непосредственном царском окружении.[3]

Образованность

Киннам в своём труде обнаруживает знакомство с произведениями византийской эпохи: с "Алексиадой" Анны Комниной, с Прокопием, а также с древними авторами (Ксенофонтом, Эзопом). Как и современники, он был хорошо осведомлён в богословских вопросах: касается ереси Евфимия, епископа Новых Патр, споров о двух сущностях бога-сына и т.д. [4]

Помимо вопросов боевой тактики, вооружения, хода различных кампаний, Киннама также интересовали, как это он и сам подчёркивает и о чем свидетельствуют современники, и философские диспуты. С императором Мануилом писатель многократно беседовал об Аристотеле, в Истории отражены и теологические споры 1166 г. [5]

Сочинения Иоанна Киннама

Примечания

  1. Соколов Т.М. Памятники византийской литературы IX-XIV веков. — 1969. — С. 189.
  2. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. — 1998. — С. 152.
  3. М.В. Бибиков. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. — 1998. — С. 19.
  4. Соколов Т.М. Памятники византийской литературы IX – XIV веков. — 1969. — С. 190.
  5. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. — 1998. — С. 151.

Литература

  • Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica), 97 – 100, 210–211.
  • Бибиков М. В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. – М., 1997.
  • Бибиков М. В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С. 151 – 155.
  • Васильевский В. Г. Из истории Византии в XII в. // Васильевский В.Г. Труды. – М.; Л., 1930.
  • История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
  • Любарский Я. Н. И вновь о Хониате и Киннаме // Античная древность и средние века. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — Вып. 33. — С. 123—127.
  • Любарский Я. Н. Мануил I глазами Киннама и Хониата // Византийский временник. – М., 2005. – Т.64 (89).
  • Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.
  • Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1988. — Вып. 24: Вопросы социального и политического развития. — С. 88—100.
  • Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.
  • Соколов Т. М. Иоанн Киннам // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.: Наука, 1969.
  • Стасюлевич М. М. История Средних веков: Крестовые походы (1096 -1291). СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2001. С. 297 - 302.
  • Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.160–203.
  • Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.139–140.
  • Фрейденберг М. М. Труд Иоанна Киннама как исторический источник // Византийский временник. – М., 1959. – Т. 16.
  • Черноглазов Д. А. О мировоззрении Иоанна Зонары и его современников // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXI Международному конгрессу византинистов. – СПб.: Алетейя, 2006.

Ссылки