Интроекция (психология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Интроекция»)

Интрое́кция (от лат. intro — ‛внутрь’ и лат. iacio — ‛бросаю, кладу’) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и прочего. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Описание

В результате этого процесса нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации[1].

Адаптивная роль

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них[1].

Защитная функция

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию[1].

Деструктивная роль

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает[2][3].

Идентификация с агрессором

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — М.: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7.
  2. Фрейд З. Скорбь и меланхолия = Trauer und Melancholie. — 1916.
  3. Голдсмит Г. Развитие психоаналитических концепций депрессии: лекция 27—28 июня 2009 года на семинаре в Москве.
  4. Фрейд З. «Я» и «Оно». — 1923.

Литература