Интернет-зависимость

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Интерне́т-зави́симость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.

Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-10), однако в МКБ-11 (май 2019) включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр.

История вопроса

Living in a black hole..JPG

Расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом[1][2][3].

Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующее:

  • использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 19981999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается с 2000 года[4][5]. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»[6] с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы[7].

Интернет-зависимость и медицина

Медики признают анормальную привязанность субъекта к времяпрепровождению за компьютером, выделяя при этом как достаточно характерные психические, так и физические симптомы[8][9][10].

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам[11]. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.

Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит)[12].

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют лишь умеренный уровень зависимости от социальных сетей. Более того, качество жизни большинства студентов оценивается в диапазоне выше среднего[13].

Интернет-зависимые в разных странах мира

В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости»[14]. В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года[15]. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники[16]. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов[17][18].

Согласно последним исследованиям (2021 год), распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7.1-10,4 % в зависимости от потребляемого контента[10]. Согласно уточнённым данным (2022 год), среди Российских городских подростков распространенность общей Интернет-зависимости (генерализованной, не дифференцированной по потребляемому контенту; использован опросник Chen Internet Addiction Scale, CIAS) составляет 7.2%; распространенность зависимости от компьютерных игр – 10.4% (использован опросник Game Addiction Scale for Adolescents, GASA); распространённость зависимости от социальных сетей – 8.0% (использован опросник Social Media Disorder Scale, SMDS)[19].

Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов

Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. И.[20] таковы:

  1. Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом[21].

В последние годы активно обсуждаются нейробиологические механизмы формирования Интернет-зависимости[22]. Доказано существенное негативное влияние Интернет-зависимости на параметры ночного сна и выраженность дневной сонливости у Российских подростков[10].

Диагностика интернет-зависимости

Для психологической диагностики интернет-зависимости используется ряд опросных методик профилактики:[23]

  1. Тест интернет-зависимости К. Янг[24];
  2. Шкала интернет-зависимости С. Чена[25];
  3. Методика диагностики зависимости от онлайн-игр[26].

Интернет-зависимость и проблемы в семье

Признаки интернет-зависимости у подростков[27][неавторитетный источник?]:

  • Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.
  • Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.
  • Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.
  • Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям[28].
  • Значительное эмоциональное отчуждение.
  • Ухудшение памяти и внимания.
  • Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.
  • Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.
  • Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби[29].
  • Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.
  • Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.
  • Отдаление от друзей и родствеников

Пути решения проблемы

К основным способам решения проблемы относится помощь психотерапевта или психолога. Одним из путей решения проблемы также является контролирование времяпровождения в интернете путём установки будильника или таймера, напоминающего о том, что нужно прекратить деятельность в сети.

Возможно использование методов психологической саморегуляции, в частности медитации, управления дыханием, а также применение блокирующих Интернет программ[30].

Одним из самых простых способов решения проблемы является чередование месяцев с интернетом и без него, например месяц с интернетом и месяц без интернета. Таким образом родители могут заранее предупредить своих детей, что в следующем месяце они не будут оплачивать интернет, например из-за нехватки денег, и ребёнок может спланировать, что ему необходимо загрузить из сети.[источник не указан 522 дня]

В США одним из специалистов в области изучения интернет-зависимости является Кимберли Янг[en] — профессор психологии Питсбургского университета в Брэдфорде (США) (University of Pittsburgh at Bradford[en]), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

Высказывается мнение, что, если современное общество хочет воспитать психически здоровое, интеллигентное поколение, оно должно взять на себя ответственность за последствия взаимодействие ребенка с компьютером и его пребывание в сети Интернет[31].

См. также

Примечания

  1. Robert I. Simon, Robert E. Hales «Forensic Psychiatry». Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 17 сентября 2014 года.
  2. The American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 17 сентября 2014 года.
  3. Just Click No. Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 11 декабря 2013 года.
  4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции Архивная копия от 2 июня 2012 на Wayback Machine /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. — С. 251—253.
  5. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал, 2004, т. 25, № 1, с. 90-100.
  6. Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Дата обращения: 6 мая 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  7. Тезисы дистантных зарубежных участников симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Дата обращения: 6 мая 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.
  8. Что такое компьютерная зависимость и в чем её причины?. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  9. Дрепа, 2009, с. 189.
  10. 10,0 10,1 10,2 Sergey Tereshchenko, Edward Kasparov, Marina Smolnikova, Margarita Shubina, Nina Gorbacheva. Internet Addiction and Sleep Problems among Russian Adolescents: A Field School-Based Study (англ.) // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2021-01. — Vol. 18, iss. 19. — P. 10397. — doi:10.3390/ijerph181910397. Архивировано 5 октября 2021 года.
  11. В. Д. Менделевич, «Психология зависимой личности», 2004
  12. Чтобы не стареть, надо влюбляться. А еще читать нашу газету и посылать в неё заметки // Московская областная психиатрическая газета. — 2008. — Октябрь (№ 6 (43)). Архивировано 4 марта 2016 года.
  13. Н.Ю. Черных, М.В. Васильева, Е.П. Мелихова. Качество жизни студентов-медиков и интернет-зависимость (рус.) // Научно-медицинский вестник центрального черноземья. — 2021. — № 83. — С. 32—35.
  14. В США появилась первая клиника для лечения интернет-зависимости (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  15. Финских интернетчиков выгоняют из военкоматов
  16. Китай собирается официально признать интернет-зависимость болезнью. Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано 9 марта 2014 года.
  17. Китайских детей лечат от интернет-зависимости строевой подготовкой и электрошоком. Первый канал (3 мая 2011). Архивировано 8 мая 2011 года.
  18. Одержимые интернетом: Китайская история. Хабр (18 января 2010). Архивировано 17 апреля 2014 года.
  19. Sergey Tereshchenko, Edward Kasparov, Nadezhda Semenova, Margarita Shubina, Nina Gorbacheva. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age–Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems (англ.) // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022-01. — Vol. 19, iss. 13. — P. 7593. — ISSN 1660-4601. — doi:10.3390/ijerph19137593. Архивировано 29 сентября 2022 года.
  20. Дрепа, 2009, с. 191.
  21. Бегоян А. Н., Торосян А. Р. (2009) Киберсексуальная зависимость — семья в опасности// Научно-методический журнал «Евразия» # 1-2 (2-3), 2009, стр. 19-24, Ереван.. Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано 7 ноября 2011 года.
  22. Терещенко С.Ю, Смольникова М.В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы // Социальная психология и общество. — 2020. — Т. 11, вып. 1. — С. 55–71. — ISSN 2221-1527. — doi:10.17759/sps.2020110104. Архивировано 19 декабря 2021 года.
  23. Билалова Д.Р., Зайнуллин А.М. Интернет-зависимость среди подростков и методы ее профилактики // ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы». — 2017.
  24. К. Янг. Тест на интернет-зависимость. Энциклопедия психодиагностики PsyLab. Дата обращения: 1 июля 2022. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  25. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики. — М.: МГМСУ, 2011. — 32 с.
  26. Кочетков, 2016, с. 148—163.
  27. rimka. Личностные особенности подростков и интернет-зависимость. zavisimost-v-seti.ru (28 сентября 2014). Дата обращения: 9 ноября 2022. Архивировано 9 ноября 2022 года.
  28. Ушакова Е.С. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // elibrary : статья. — 2014.
  29. Королькова Л.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКОЙ // статья в сборнике трудов конференции. — 2014.
  30. Укрощение цифровой обезьяны, 2014, с. 25—250.
  31. Гуренко Е. В. Профилактика интернет-зависимости подростков (рус.) // Будущее науки -2021. — 2021. — С. 92—95.

Литература

Ссылки