Иностранный агент

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Иностра́нный аге́нт (также зарубе́жный представи́тель) — лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой[1], обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. Десятки стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов, как физических лиц, так и НКО[2].

Термин покрывает очень широкий круг значений, однако из-за того, что иностранными агентами называют также и шпионов, словосочетание «иностранный агент» в русском[3][4] и английском[5] языках имеет негативный оттенок. Такого оттенка нет у словосочетания «зарубежный представитель».

В России

В 2012 году Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях»[6][7]. Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.

25 ноября 2017 года был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ-иноагента[8]. Минюст может признать иноагентом любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от иностранных органов или граждан непосредственно или через российские юрлица. Такие иноагенты приравнены в своих обязанностях к НКО-иноагентам. Реестр СМИ — «иностранных агентов» ведётся Минюстом, на октябрь 2022 года в него входили 183 СМИ[9].

В 2018 года Госдума приняла поправки, предполагающие признание физического лица иностранным агентом при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — иностранных агентов или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа. Таким образом, физлицами — иностранными агентами могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми.

Определять людей, которые войдут в список иноагентов, будут Минюст и МИД. Исходя из текста законопроекта, физическое лицо может быть признано не просто иностранным агентом, а «иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента», и в течение месяца это физическое лицо обязано учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом власти.

Российские законы запрещают также финансирование избирательных кампаний с помощью:

  • иностранных государств и юридических лиц;
  • российских юридических лиц с иностранным участием более 30 %;
  • международных организаций и общественных движений;
  • физических лиц — иностранцев и лиц без гражданства, если они не имеют избирательных прав в России[10].

В США

Акт о регистрации иностранных агентов

Первым законом, регулирующим действия иностранных агентов в США, стал Закон о радио 1912 года  (англ.), запретивший иностранцам владеть американскими радиостанциями. Последующий Закон о радио 1927 года  (англ.) ограничил участие иностранцев в американских радиостанциях двадцатью процентами (в настоящее время пределом, за которым Федеральная комиссия по связи может отказать в регистрации, являются 25 %)[11].

В 1938 году был принят под названием «Акт о регистрации иностранных агентов». Закон требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. Иностранным агентом (по состоянию на 2013 год) считается лицо (физическое или юридическое), которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала».

Закон вводился прежде всего в целях борьбы с пропагандистской деятельностью пронацистских организаций накануне Второй мировой войны. Ряд послевоенных поправок, особенно поправки 1966 года и последующие, изменил понимание FARA. После принятия Закона о лоббизме 1995 года закон был сужен и касается теперь лоббистов, отстаивающих политические интересы иностранных правительств, тогда как экономические лоббисты регистрируются в соответствии с законом о лоббизме[12][13][14].

До расследования Мюллера применение закона было редким[15]: с 1939 по 1992 год по нарушениям закона было возбуждено 85 дел[16]. По состоянию на 1998 год[14], последние четыре возбуждённых дела против иностранных агентов характеризовались миллионами долларов, полученных от спонсоров, и доказательствами умысла (дела Тонгсуна Пака[en], демонстрации в поддержку шаха Ирана, дело МакГоффа (лоббирование в пользу Южной Африки), дело Закхема (лоббирование в пользу Кувейта).

Порогом для возбуждения уголовного дела по FARA является наличие оснований полагать, что нарушение закона носит масштабный характер и у обвинения есть тому достаточные доказательства. В процессах, возбуждённых после 1966 года, фигурировали миллионные суммы иностранных субсидий, а в единственном на 1998 год деле, увенчавшемся обвинительным приговором, были доказанно замешаны иностранные спецслужбы[14].

Другие законы против иностранных агентов

По мнению Министерства юстиции США[17], деятельность иностранных агентов в США ограничена следующими законами и распоряжениями президента:

  • 18 U.S.C. § 951. Этот закон криминализует любую (не только политическую) активность в США без регистрации, которая проводится по поручению иностранного правительства (а не любого «принципала») под угрозой заключения до 10 лет[18]. В отличие от шпионажа, такая активность не включает попыток доступа к секретной информации. Именно по этому закону Мария Бутина была осуждена на полтора года заключения в 2018 году;
  • Public Law 893, 50 U.S.C. §§ 851—857;
  • Акт Вурхиса 18 U.S.C. § 2386 (the Voorhis Act);
  • запрещение 1981 на размещение в Вашингтоне представительства Организации освобождения Палестины;
  • Правительственный приказ 12947 (1995) запрещает сбор денег в США организациями, противодействующими мирному процессу;
  • Раздел 401 закона о борьбе с терроризмом и эффективной смертной казни 1996 года запрещает сбор денег для террористических организаций.

Некоторые законы расширяют список исключений для иностранных агентов:

Принятый 17 октября 1940 года «Акт о регистрации находящихся под контролем иностранных государств организаций, осуществляющих политическую деятельность в США», или «Акт Вурхиса» (§ 2386 Раздела 18 Кодекса законов США) регулирует деятельность организаций, связанных с международными или иностранными политическими структурами, или, согласно определению Правительства США, «организаций, являющихся „субъектами иностранного влияния“».

На Украине

В начале 2014 года на Украине были приняты законы, которые определили иностранного агента как общественное объединение, которое получает финансирование от иностранных государств, зарубежных и международных неправительственных организаций, а также физических лиц, не являющихся гражданами Украины, и принимает участие в политической деятельности на территории Украины. Согласно закону, иностранные агенты должны были зарегистрироваться[19], получаемые ими средства должны были облагаться налогами на прибыль. 2 февраля 2014 года соответствующий закон потерял силу[20].

См. также

Примечания

  1. Political and Civic Leadership , A Reference Handbook: Political science. Cram101 Textbook Reviews, 2016. С. 324. (англ.)
  2. China’s war on groups that help the powerless Архивная копия от 15 июля 2018 на Wayback Machine // Вашингтон Пост, 1 мая 2016 года. (англ.)In recent years, dozens of nations have imposed onerous rules, drying up international funding, limiting freedom of association and branding groups as «foreign agents» or spies.
  3. Купина, 2012.
  4. Russian Law Would Place Tougher Restrictions on Nonprofits Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine. Нью-Йорк Таймс, 13 июля 2012 года.
  5. The continued use of the statute [FARA] as a subversive control act means that the term «foregn agent» will continue to carry pejorative connotations. Harvard Law Review, T. 78, № 3. Январь 1965 года. С. 632.
  6. Процедура принятия закона (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 24 июня 2018 года.
  7. Федеральный закон N 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» Архивная копия от 9 февраля 2013 на Wayback Machine // «Российская газета» от 23 июля 2012 г.
  8. Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Российская газета (27 ноября 2017). Дата обращения: 29 января 2020. Архивировано 12 октября 2019 года.; [1] Архивная копия от 29 января 2020 на Wayback Machine [2] Архивная копия от 29 января 2020 на Wayback Machine
  9. Минюст РФ. Реестр иностранных агентов (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  10. Е. И. Колюшин.Финансирование выборов: право и практика Архивная копия от 19 июля 2014 на Wayback Machine. — М.: РЦОИТ, 2002. — С. 68.
  11. Тичаут, 2009, с. 170.
  12. CAIR Observatory. Дата обращения: 1 июня 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  13. Legal definitions and legal terms dictionary of U.S. Legal Forms, Inc.. Дата обращения: 1 июня 2013. Архивировано 31 января 2013 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 Foreign Agents Registration Act Enforcement Архивная копия от 7 января 2015 на Wayback Machine.
  15. Jonathan Turley. Judge surprises Flynn at sentencing hearing Архивная копия от 19 декабря 2018 на Wayback Machine // Фокс ньюс, 18 декабря 2018 года. (англ.)
  16. Foreign Agents Registration Act—Cases and Material Архивная копия от 21 ноября 2014 на Wayback Machine. Министерство юстиции США.
  17. Foreign Agents Registration Act Enforcement Архивная копия от 7 января 2015 на Wayback Machine.
  18. Matthew Kahn. No, Mariia Butina Wasn’t Charged With Violating FARA Архивная копия от 4 сентября 2018 на Wayback Machine // Lawfare, July 27, 2018. (англ.)
  19. Украина впервые ввела в законодательство понятие иностранного агента Архивная копия от 20 января 2014 на Wayback Machine. РИА Новости, 17 января 2014 года.
  20. Минюст Украины подтвердил отмену законов 16 января Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine. Взгляд.ру, 5 февраля 2014 года

Литература