Императорское коммерческое училище

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский учебный механико-технологический холодильный комбинат, будущий Университет низкотемпературных и пищевых технологий. Здание университета имеет статус объекта культурного наследия. В феврале 2019-го во время ремонтных работ произошло обрушение перекрытий, рассматривался снос[1]. По состоянию на 2020 год в здании проходит реставрация, в помещении бывшей церкви проходят занятия, мероприятия[2].

История

1772—1800. Московский период (Демидовское училище)

Первый директор училища Иван Бецкой в 1776—1777 годах

В 1772 году Прокофий Акинфиевич Демидов обратился к Екатерине II с предложением открыть при Воспитательном Доме в Москве «Воспитательное Училище из Купеческих детей для коммерции». На учреждение училища он пожертвовал значительную сумму в 205 тысяч рублей.

Подготовка учебного плана была поручена директору Воспитательного дома Ивану Ивановичу Бецкому. Его план стал первой воспитательной и образовательной программой и одновременно уставом училища. Главная задача нового учебного заведения заключалась в формировании личности, а получение необходимых для коммерции знаний стояло на втором месте. План был одобрен 6 декабря 1772 года[3].

Каждые три года принимали шестилетних мальчиков. До совершеннолетия (достижения возраста 20-21 год), они находились в стенах училища. Обучение было бесплатным. А свидетельство об окончании получали лишь прослушавшие весь курс. В первые годы были проблемы с набором учеников, так как брали только из купеческого сословия, но купеческим семьям было невыгодно отрывать от себя детей на 15 лет, вследствие чего их обычно обучали в семейных конторах[4].

Для пополнения первого набора Иван Бецкой в 1773 году прислал из Петербурга 17 мальчиков, а в следующем году приехали ещё трое. Только семеро из двадцати были детьми купцов, один — сын вольноотпущенного крестьянина, остальные — из мещанского сословия. Это были в основном сироты, которые жили у дальних родственников. Этот курс окончили 15 человек[4].

Все воспитанники делились на пять возрастов, для каждого возраста был свой цикл предметов с разным количеством часов обучения.

  • 6-9 лет — «познание веры», воспитание, чтение (в том числе и на иностранном), рисование, танцы, письмо и простой счёт.
  • 9-12 лет — к обучению добавлялась арифметика, геометрия, история и география, славянский язык, по способностям — музыкальное образование (пение, игра на музыкальных инструментах).
  • 12-15 лет — математика и механика, навигация или мореплавание, другие языки, красноречие, бухгалтерский счёт, основы коммерции, важные дополнительные знания — огородные и садовые растения, земледелие, «домостроительство».
  • 15-18 лет — продолжали усиленно изучать коммерцию и бухгалтерию, государственное право и экономику, совершенствовали художество и мастерство.
  • 18-21 — отдельно изучался Закон Божий, теоретическое обучение заканчивалось, начиналась практика — совершение первых сделок[5].

В 1779 году училище по указу Екатерины II стало называться «Демидовское Коммерческое Училище» — вплоть до дня перевода его в Петербург в 1800 году)[6].

Приём в училище осуществлялся каждые три года по двадцать человек, таким образом за 27 лет московского периода училища состоялось 9 приёмов; из 239 поступивших, полностью окончили курс — 46 человек. В основном это были дети небогатых или разорившихся купцов, хотя среди воспитанников были двое детей чиновников (принятые в 1779 году)[6].

Московский период был сложным. Ученикам приходилось делить площадь с детьми Воспитательного дома, служители присматривали за всеми, учителей не хватало, хотя среди них были преподаватели Московского университета: А. П. Рогов, Е. Б. Сырейщиков и др.

После смерти Екатерины II в 1796 году Павел I назначил жену Марию Фёдоровну «Главной начальницей над Воспитательным обществом благородных девиц», а 2 мая 1797 года она приняла в управление Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома[6].

В 1799 году было решено перевести Коммерческое училище в Петербург и по новому Плану в нём предполагалось иметь 55 учащихся, начиная с 10-летнего возраста. В одном из документов этого времени подводился итог существования училища в Москве:

Намерение основателя заключалось в том, чтобы сделать это заведение рассадником негоциантов, банкиров и бухгалтеров; между тем до сих пор несмотря на почти 25-летнее существование Училища, ни одни из воспитанников на самом деле не посвятил себя коммерческим занятиям, и лишь не более десятка из них сделались бухгалтерами.

Императорское Московское Коммерческое Училище на Остоженке // История Московского Купеческого Общества. — М., 1914. — Т. 4. — С. 18.

Последний московский выпуск состоялся в 1799 году, выпускники получили свидетельства, более успешные — медали. Каждый воспитанник получал 100 рублей «на обзаведение» — эти деньги до 1828 года выделялись из личных средств императрицы Марии Фёдоровны (такой порядок сохранялся до её смерти)[6]. 28 сентября 1800 году училище в составе 51 воспитанника, двух учителей французского языка инспекторского помощника Подшивалова и 4 надзирателей было отправлено в Петербург.

1800—1917. Петербургский период

Въ совѣтъ С.-Петербургскаго Коммерческаго Училища.


Такого-то (званіе и фалилія).

ПРОШЕНIE.

Желая опредѣлить сына или родственника моего (имя и фамилія) въ число штатныхъ поспитанниковъ С.-Петербургскаго Коммерческаго Училища, прошу допустить его къ конкуррентному экзамену и, если онъ его выдержитъ для поступленія въ заведеніу, къ баллотированію. При чемъ представляю слѣдующіу о немъ документы: (документы указаны в ## 32 и 33 устава). Подпись: званіе, имя и фамилія.
Число, мѣсяцъ и годъ. Мѣсто жительства.

— Форма прошения для поступления в число штатных воспитанников Санкт-Петербургского Коммерческого училища, 1890 год[7]

После переезда в Петербург училище расположилось в Итальянском дворце на Фонтанке, а в 1801 году — в двухэтажном здании на углу Загородного проспекта и Чернышёва переулка[8].

Совет Коммерческого училища назначался императрицей, звание было почётным, но обременительным: члены совета занимались не только внутренней организацией училища, но вкладывали свои средства в ремонт здания и содержание учеников, покупали книги. Оставить должность они могли только с разрешения императрицы[9].

Директором после переезда был назначен Василий Сергеевич Подшивалов. Он же оставил первые записи об училище[10].

В соответствии с новым уставом от 1799 года был исключён младший возраст и учёба начиналась с десятилетнего возраста; также было добавлено требование предоставления свидетельства, что дети рождены «от вольных родителей».

С 1810 года директор — Карл Карлович Руссау. Не имевший высшего образования и педагогического опыта, Руссау был уволен из Гвардейского Преображенского полка в чине майора. Его деятельность на посту директора была весьма успешной[11].

С 1818 по 1827 директор — Пётр Дмитриевич Лодий, юрист, философ. Имел опыт директорства в университетах Львова и Кракова[12]. Обер-директором училища с марта 1817 года был А. У. Болотников.

На новом месте изменились и правила набора в училище: на бесплатной основе теперь обучались 60 мальчиков (вместо 100), остальные — за свой счёт, а обучение длилось 6 лет. Из 61 воспитанников, переведённых из Москвы, успешно окончили обучение 58 человек[13].

Обременительными были условия поступления в училище: от выпускников требовалось пожизненно заниматься коммерцией — такова была плата за бесплатное образование. Родители давали расписку, что их дети закрепляются в купеческом сословии пожизненно, независимо от того, какое они занимали ранее[14]. В 1811 году Совет училища обратился к императору Александру I с просьбой разрешить выпускникам определять самостоятельно свой жизненный путь, но только в 1822 году была отменена пожизненная обязанность и был установлен десятилетний срок «обязятельному занятию любого вида коммерции»[15].

Учебное заведение сохраняло тесные взаимоотношения с Воспитательным домом, обеспечивало пансион студентов, хотя многие родители не хотели надолго терять из виду своих детей. Сохранялись сословные предрассудки: являясь наполовину благотворительным, училище не могло обеспечить социальных гарантий для своих выпускников. Но его особенностью была подготовка для России людей с европейскими взглядами. Училище финансово поддерживали крупные российские предприниматели, которые таким образом обеспечивали себе служащих[16].

Дореволюционная фотография здания Императорского коммерческого училища на улице Ломоносова.

В 1834 году число учеников достигло 200 человек, увеличился штат учителей, и Совет обратился к императору Николаю I, чтобы он позволил построить по Чернышёву переулку новое трёхэтажное здание под один фасад со старым корпусом. К 1838 году здание было достроено[17].

Руководство училища, долгое время находившегося под императорским попечительством, неизменно возражало против перехода в ведение Министерства народного просвещения, Министерства торговли и промышленности или Министерства финансов (которое со второй половины XIX века стало активно готовить служащих для своих учреждений, открывая коммерческие учебные заведения не только в столицах, но и в провинции)[18]. В результате ни одно из министерств не смогло доказать необходимость реструктуризации училища[19].

Перед училищем, находящемся под покровительством правительства и работающим в основном на его дотации, стояла задача подготовить крупных коммерческих деятелей во благо России. Тем не менее, ученики, получавшие образование европейского уровня, могли претендовать лишь на рядовые должности в коммерции, например, приказчиков и управляющих. Для начала собственного дела требовался солидный стартовый капитал, которого зачастую у выпускников не было[20]. Самый лучший выпуск из училища был в 1820—1850-х годах, когда выпускники занимали должности служащих акционерных обществ, банков, проявляли себя в общественной и биржевой деятельности[21].

В 1841 году была ликвидирована должность директора и введена должность попечителя. Первым попечителем (только на год) стал принц П. Г. Ольденбургский. А покровительство оставалось у императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I[22].

С этого же 1841 года изменился Устав и длительность обучения. Курс составлял 7 лет, а общее число предметов было сокращено с 22-29 (в разных возрастах) до 16[23].

В это время Россия особенно нуждалась в механиках и инженерах, что отразилось на программе обучения. С января 1843 года в старших классах началось преподавание химии, механики, «черчения машин». Было введено обязательное прохождение практики не только в купеческих конторах, но и на мануфактурах Санкт-Петербурга[24].

Здание сегодня.

После двухлетнего директорства Тибо-Бриньоля (1860—1862), новым директором стал М. М. Богоявленский (исправлял должность с 1862 года, утверждён в 1864 году). При нём была отменена обязательная десятилетняя повинность заниматься коммерцией по окончании обучения[25]. Потребовалось очередное расширение площадей. В 1866 году был объявлен конкурс проектов нового здания училища. Здание в романском стиле по проекту архитектора Михаила Макарова начали возводить в 1869 и завершили в 1871 году. Снова изменились правила приёма и обучения: принимались мальчики 9-10 лет, обучение длилось 8 лет[26]. Во всех классах годовой курс начинался во второй половине августа[7]. Новая программа обучения расширяла знания в области техники и технологии. Например, задачей курса теперь было ознакомить учеников с происхождением товара, изучить его химические и физические свойства, насколько товар доброкачественный. Значительная часть времени курса «Товароведение» отводилась технологиям производства, хранения пищевых продуктов[26]. Впоследствии эти курсы сыграли важную роль в становлении университета низкотемпературных и пищевых технологий.

14 декабря 1904 года Санкт-Петербургское Коммерческое училище получило наименование Императорского[27]. С 1906 до Октябрьской революции директором был Владимир Александрович Вагнер[28].

В 1906—1910-х годах уменьшилось число воспитанников, увеличилось количество воспитателей, к Гражданской войне в училище возросла численность выходцев из крестьян. Война многое изменила, не только бюджет, например, к январю 1917-го в списках учащихся Коммерческого училища отсутствуют уроженцы наиболее военизированной области государства — Область Войска Донского[21].

В феврале 1917 Николай II отрёкся от престола. В. И. Ленин, который видел школу орудием разрушения господства буржуазии и полного уничтожения деления общества на классы, и многие другие активные деятели культуры и педагогики 20-30-х годов XX века, как А. В. Луначарский, определили партийно-государственную установку в сфере просвещения, где не нашлось места специальному коммерческому образованию[18]. Количество коммерческих заведений, включая училища, торговые школы, классы и курсы, к концу 1917-го достигло 370, но Коммерческое училище не прерывало учебный процесс[29].

До июня 1918 училище находилось в ведомстве Комиссариата социальной помощи Петроградской Трудовой Коммуны. 14 июня было передано в Комиссариат Народного Образования Северной Трудовой Коммуны. Считалось, что в этот год училище прекратило существование, но в Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга были обнаружены упоминания о приёмах в училище в 1919, 1920 и 1924 годах[28].

В начале 20-х годов в здании Коммерческого училища размещалась вечерняя школа[30]. А в 1931 году Совет Народных Комиссаров СССР в здании бывшего Коммерческого училища открыл Ленинградский учебный механико-технологический холодильный комбинат[31], ставший Университетом низкотемпературных и пищевых технологий, который просуществовал 80 лет и в 2011 был присоединён к Университету ИТМО[32]. Место для комбината было выбрано из тех соображений, что в дореволюционной России готовили специалистов по холодильной технике лишь в ряде высших и средних учебных заведений, среди которых было и Коммерческое училище[33].

Примечания

  1. Ректора ИТМО командируют в Москву. На оперативном штабе прозвучало слово «снос». Фонтанка.ру (17 февраля 2019). Дата обращения: 19 февраля 2019. Архивировано 19 февраля 2019 года.
  2. Speed Science Dating и воркшопы по созданию арт-инсталляций — как прошел Art&Science Marathon в Университете ИТМО. news.itmo.ru. — «Большинство мероприятий марафона прошли в отреставрированном здании церкви, построенном в стиле неоренессанс в 1869 году.». Дата обращения: 7 октября 2020. Архивировано 11 октября 2020 года.
  3. Пять углов, 2006, с. 7
  4. 4,0 4,1 Пять углов, 2006, с. 10
  5. Пять углов, 2006, с. 8-9
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Пять углов, 2006, с. 11
  7. 7,0 7,1 Необходимые сведения для поступающих, 1890, с. 7
  8. Пять углов, 2006, с. 12
  9. Пять углов, 2006, с. 14
  10. Пять углов, 2006, с. 18
  11. Пять углов, 2006, с. 19
  12. Пять углов, 2006, с. 20-21
  13. Пять углов, 2006, с. 21
  14. Пять углов, 2006, с. 22
  15. Пять углов, 2006, с. 26
  16. Автореферат, 2003, с. 22
  17. Пять углов, 2006, с. 34
  18. 18,0 18,1 Автореферат, 2003, с. 6
  19. Автореферат, 2003, с. 20
  20. Автореферат, 2003, с. 17-18
  21. 21,0 21,1 Автореферат, 2003, с. 19
  22. Пять углов, 2006, с. 39
  23. Пять углов, 2006, с. 41
  24. Пять углов, 2006, с. 42
  25. Пять углов, 2006, с. 51
  26. 26,0 26,1 Пять углов, 2006, с. 54-56
  27. Пять углов, 2006, с. 63
  28. 28,0 28,1 Пять углов, 2006, с. 68
  29. Автореферат, 2003, с. 21
  30. Автореферат, 2003, с. 23
  31. Справочник, 1948, с. 3
  32. Министерство нашло в Петербурге плохие вузы. Фонтанка.ру (1 ноября 2012). Дата обращения: 13 сентября 2015. Архивировано 25 ноября 2015 года.
  33. От Коммерческого училища – к Университету, 2011, с. 5

Литература