Имажинизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное объединение русских поэтов серебряного века, существовавшее в 1918—1925 годы. Представители имажинизма заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

История

Происхождение

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе (Томас Эрнест Хьюм, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915)[1][2]. Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Возникновение

Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе.

Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов.

29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

Расцвет

В 19191924 годы имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране. Это во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения Анатолий Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 году в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семёном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Распад группы

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов. Другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Последователи

К последователям имажинизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная также как переводчица и мемуарист (мать Александра Есенина-Вольпина, математика и диссидента), Сергей Есенин, Александр Кусиков, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Галина Владычина и др.

В 19931995 годах в Москве существовала развивавшая поэзию образов группа мелоимажинистов, в которую входили Людмила Вагурина, Анатолий Кудрявицкий, Сергей Нещеретов и Ира Новицкая[3][4].

Основные имажинистские издания

  • 1918 — Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 — Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 — Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 — Сборник «Конница бурь»
  • 1920 — Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 — Анатолий Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 — Сергей Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 — В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 — Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 — Иван Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 — А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин — Мариенгоф»
  • 1921 — Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 — Сборник «Имажинисты»

Современные издания

  • Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. — СПб.: Пб. писатель. М.: Аграф, 1997. — 536 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

Примечания

  1. Имажинизм // Литературная энциклопедия. — В 11 т. / =Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  2. Имажинизм Архивная копия от 18 августа 2010 на Wayback Machine // Энциклопедия Кругосвет
  3. Кудрявицкий А. И. Попытка звука: Материалы к истории поэтической группы мелоимажинистов. Архивная копия от 26 октября 2008 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение. № 35. 1999.
  4. Нещеретов С. Е. Случайность в складчину. Мелоимажинисты на поле девяностых // Русский имажинизм: История. Теория. Практика / Под ред. В. А. Дроздкова, А. Н. Захарова, Т. К. Савченко. — М.: ЛИНОР, 2003. — С. 374—385.

Литература

  • Имажинизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 292—296 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Архангельский В. Имажинисты // Саррабис. — 1921. — № 3. — C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т. К. Есенин и имажинизм // Российский литературоведческий журнал. — 1997. — № 11. — С. 3−40.
  • Крусанов А. В. Русский авангард, 1907—1932 : (Ист. обзор): В 3 т. — Т. 2, кн. 1: Т. 2. кн. 1. — 2003. — 806 с. — ISBN 5-86793-246-X
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» // Октябрь. — 1993. — № 9 — С. 15—20.
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма // Русская литература XX века : Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. — СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. — С. 111—152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) // Диалог. — 1995. — № 9. — С. 86—91.
  • Марков В. Ф. «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Из книги «Очерк истории русского имажинизма». / Пер. с англ. С. А. Швабрина // Звезда. — 2005. — № 2. — С. 211—218.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? // Русская поэзия: год 1919-й. — Даугавпилс, 1998. — С. 103—115.
  • Савич О. Имажинист (1922) // Вопросы литературы. — 1989. — № 12. — С. 16−23.
  • Имажинизм / Т. Ю. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения [Электронный ресурс]. — 2008. — С. 125. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф : Денди. Монтаж. Циники. — Москва : Новое лит. обозрение : Каф. славистики Ун-та Хельсинки, 2007. — 269 с. — (Научная библиотека) (Новое литературное обозрение. Научное приложение; Вып. 67). — ISBN 978-5-86793-568-9
  • Markov, Vladimir. Russian Imagism, 1919—1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian Imaginists. — Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. — 75 p.
  • Ponomareff C. The Image Seekers: Analysis of Imaginists Poetic Theory, 1919—1924 // The Slavic and East European Journal. — 1986. — V. XII. — № 3.
  • Русский имажинизм: история, теория, практика / [редкол.: В. А. Дроздков, А. Н. Захаров, Т. К. Савченко]. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — 518 с. — ISBN 5-9208-0222-7 — 1500
  • Павлова И. В. Имажинизм в контексте модернистской и авангардной поэзии XX века : [монография]. — Соликамск (Пермский край) : ГОУ ВПО «СГПИ», 2007. — 218 с. — ISBN 978-5-89469-051-3

Дополнительные материалы