Ил-102

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ил-102
Ил-102 на «Мосаэрошоу '92»Ил-102 на «Мосаэрошоу '92»
Тип штурмовик
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик АК им. С.В. Ильюшина
Производитель ОКБ им. Илюшина
Главный конструктор Г. В. Новожилов
Первый полёт 25 сентября 1982 года
Начало эксплуатации 1982 год
Конец эксплуатации 29 декабря 1987 года
Статус прототип
Эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР
Единиц произведено 1 (2) Лётный образец и для стат. испытаний.
Базовая модель Ил-40

Ил-102 — советский экспериментальный штурмовик.

История

Разрабатывался в КБ Ильюшина с 1970-х годов под руководством Г. В. Новожилова. Является глубокой переработкой Ил-40. Самолёт строился с мая 1980 года по январь 1982 года. Конструкторы отказались от концепции бронекорпуса, оставив бронирование лишь для пилота, стрелка, двигателей и частично системы подачи топлива.

Пушечное вооружение состояло из спаренной 23мм пушки ГШ23Л у стрелка и 30мм подвижной курсовой автопушки 9А-4071К с боезапасом на 500 снарядов. Боезапас задней турели расположили в передней части хвостовой секции фюзеляжа ближе к центру массы самолёта. Это около 3 м от орудия. Подача снарядов осуществлялась с помощью специального механизма электроподтяга ленты, которая подается в подвижную часть орудия через сквозную ось нижнего вертикального шарнира.

Свой первый полёт совершил 25 сентября 1982 года. Испытания проводили заслуженные лётчики-испытатели С. Г. Близнюк (герой Советского Союза с 1990 г.) и В. С. Белоусов, выполнив в 1982—1984 годах около 250 полётов.
В 1984 году самолёт был передан на консервацию, однако в 1986 году тему попытались возродить, в результате к 29 декабря 1987 года (дата последнего полёта) общее количество полётов достигло 367, а налёт составил около 249 часов[1]. Самолёт сконструирован по нормальной аэродинамической схеме. Хорошо прошёл лётные испытания, но в серию по ряду причин запущен не был. Самолёт экспонировался на выставке «Мосаэрошоу-92».

Ил-102 на аллее героев в ЛИИ им. М.М. Громова

В 2005 году опытный образец самолёта № 10201, до этого находившийся на хранении в ЛИИ, был покрашен и установлен как памятник (55°34′41″ с. ш. 38°07′42″ в. д.HGЯO) на аллее героев ЛИИ, где и находится в настоящий момент вместе с памятниками самолётам Су-17УМ3, МиГ-23УБ, Як-38У[2].

Конструкция[3]

  • Фюзеляж - типа полумонокок. Гермокабины летчика и бортового стрелка размещены в центральной части фюзеляжа, между которыми размещены топливные баки. По бокам хвостовой части фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза. Фонари кабин летчика и стрелка образованы плоскими бронестеклами.
  • Крыло - стреловидное, двухлонжеронное. В крыле размещаются грузоотсеки для бомбового вооружения. Крыло имеет закрылок, занимающий 2/3 размаха, и двухсекционные интерцепторы.
  • Шасси - трехопорное. Основные опоры двухколесные, снабженные пневматиками низкого давления, что позволяет эксплуатировать штурмовик с грунтовых аэродромов. Передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом назад. Основные стойки убираются в крыльевые гондолы поворотом вперед.
  • Система спасения - катапультные кресла, обеспечивающие покидание самолета на нулевой скорости и высоте. Система спасения экипажа - синхронное катапультирование, одностороннего действия: летчик катапультируясь сам, автоматически катапультирует стрелка.
  • Двигатели - два ТРДД РД-33И (И-88) с нефорсированной тягой 2 х 5380 кгс конструкции ОКБ Изотова, являются бесфорсажным вариантом двигателя РД-33.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч
  • Боевой радиус: 250—300 км
  • Практическая дальность: 1000 км
    • на большой скорости: 750—800 км
  • Перегоночная дальность: 3000 км
  • Практический потолок: 10000 м
  • Нагрузка на крыло: 283 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,58
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 30 мм пушка 9А-4071К (500 патронов) поворотная в вертикальной плоскости, сдвоенная
    • 1 × 23-мм пушка ГШ-23 (60 патронов, 2400-3200 выстр/мин) в подвижной кормовой установке
  • Точки подвески: 16 (включая 6 отсеков в крыле для бомб до 250 кг)
  • Боевая нагрузка: 7200 кг
  • Управляемые ракеты:  
  • Неуправляемые ракеты: всех калибров
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые, до 500 кг

См. также

Примечания

  1. Табличка у памятника Ил-102 на Аллее героев в ЛИИ им. Громова. Дата обращения: 4 августа 2009. Архивировано 1 апреля 2012 года.
  2. Журнал «Авиапанорама». Фрагменты истории. Музей ЛИИ имени М. М. Громова. Дата обращения: 20 февраля 2014. Архивировано 25 февраля 2014 года.
  3. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин Ил-102

Ссылки