Державная икона Божией Матери

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Державная икона Божией Матери
Подлинник иконы из Казанской церкви села КоломенскогоПодлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского
Дата появления 2 (15) марта 1917 (обретение), создание иконы относят к концу XVIII века
Иконографический тип панахранта
Местонахождение Храм Казанской иконы Божией Матери, Коломенское
Дата празднования 2 (15) марта

Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона[1], 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне в черте Москвы)[2].

Празднование иконы совершается в день её явления — 2 (15) марта.

Икона является главной святыней монархистов России[3].

Обре́тение иконы

Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Андрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах храма была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.

В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря[1]. Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря[4].

После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича[5].

После явления иконы Божией Матери Державная во всей России по храмам были разосланы её списки, но они были утеряны, спрятаны или уничтожены[6]. Были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон[4][7].

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

Один из списков Державной иконы
Икона в мае 2013 года

Новейшая история

В 1990 году икона была возвращена в Коломенское и помещена в церкви Казанской иконы Божией Матери, где находится и в настоящее время[4].

После объединения Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии[8].

В 2003 и 2014 годах икону вместе с Порт-Артурской иконой Божией Матери привозили в португальский город Фа́тиму, где в 1917 году произошли знаковые для русской монархии Фатимские явления Девы Марии[9].

Значение иконы

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что свержение монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, в частности за нарушение Соборной клятвы 1613 года. По мнению историка Сергея Фомина, Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России[6]. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния»[10].

Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества»[11].

Архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…»[12][13][14][15].

Почитание

Церкви

и др.

Молитвы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.
  • Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бабкин М. А. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная». Архивная копия от 10 августа 2020 на Wayback Machine // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. — М., 2006.
  2. Ramirez M. Religious split healing in Midwest. Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine // Chicago Tribune. — 10.9.2007.
  3. Крохин С. Державная // Русский дом : журнал. — Март 2012. — № 3.
  4. 4,0 4,1 4,2 Щенникова Л. А., иером. Гурий (Фёдоров), Э. П. И. Державная икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 436—437. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  5. Отреченіе. Псковское агентство информации. Архивная копия от 30 марта 2018 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Фомин С. В. Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
  7. Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М.: Русский духовный центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7344-0007-6.
  8. Началась поездка официальной делегации Русской Православной Церкви по епархиям Зарубежной Церкви. Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. Патриархия.ру, 31.08.2007.
  9. Григорян, А. Португалия: православные святыни посетили Фатиму. Архивная копия от 25 июня 2014 на Wayback Machine // Слово : газета. — 04.04.2014.
  10. Икона Божией Матери «Державная» — акафист. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 2 ноября 2013 года.
  11. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви открыли выставку «Православная Русь» в Москве. Архивная копия от 7 ноября 2015 на Wayback Machine. Патриархия.ru.
  12. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Дом Пресвятыя Богородицы. Архивная копия от 1 января 2018 на Wayback Machine
  13. «Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землёй, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порождённые его неистовым беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь. Архивная копия от 1 января 2018 на Wayback Machine
  14. «Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Пресвятой Богородицы и судьбы Русского народа. Архивная копия от 1 января 2018 на Wayback Machine
  15. «Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею — его царскую корону, скипетр и державу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Покров Божией Матери над Россиею. Архивная копия от 1 января 2018 на Wayback Machine
  16. Икона Божией Матери «Державная». (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 28 марта 2013 года.
  17. Акчурина Н. С. Монастырь во имя Святых Царственных страстотерпцев: итоги десятилетия. Архивная копия от 30 мая 2019 на Wayback Machine. // Акад. вест. УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 4. — С. 74.
  18. Вместо сгоревшего деревянного храма в Ганиной Яме построят каменный. Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine. РИА Новости, 15.09.2010.
  19. Информация о храме. Архивная копия от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.ру
  20. Информация об иконе «Державная». Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine на сайте Православие.ру

Литература

Ссылки