Изоритмия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изоритмический тенор из первой части Kyrie eleison мессы Нотр-Дам Гильома де Машо (c. 1360). Звучание 28 нот распределяется на четырёхнотный шаблон talea, который повторяется семь раз.

Изоритми́я (нем. Isorhythmie) — техника композиции в европейской многоголосной музыке XIV—XV веков[1][2][3], выражающаяся в остинатном проведении ритмической формулы, независимо от звуковысотной линии.

Краткая характеристика

Термин введён в 1904 г. Фридрихом Людвигом[4][5]. Повторяемая (как правило, в теноре) ритмическая фигура называется тáлья (от позднелат. talea — «отрезок»), повторяемая мелодия — кóлор (позднелат. значение слова color — «орнаментальное повторение»). Виды соотношений тальи и колора разнообразны. Наиболее типичен случай, когда на одно проведение колора приходится 3-4 тальи. В более сложных случаях синхронизации (2 колора на 3 тальи, 3 колора на 4 тальи) смысл комбинационной игры (автономного) ритма и (автономной) мелодии в том, что длительности тальи при возобновлении всякий раз приходятся на разные высóты. «Изоритмическими» также называются сочинения, в которых повторяются только ритмические модели (повтора мелодических моделей нет), при этом границы ритмической остинатной формулы не совпадают с границами мелодических фраз.

В истории науки первым, кто кратко описал технику изоритмии и употребил основные термины, был Иоанн де Мурис (или ученик его школы), в трактате «Libellus cantus mensurabilis» («Книжечка о мензуральной музыке», ок. 1340). Первые яркие художественные образцы изоритмии находятся в (12 из 15) мотетах Филиппа де Витри. В творчестве Гильома де Машо изоритмия достигла вершины развития — она применяется в частях Kyrie, Sanctus, Agnus, Ite мессы «Нотр-Дам», в гокете «Давид», даже в песенных жанрах (панизоритмия в балладе «S’Amours ne fait par»)[6]. В большинстве мотетов Машо изоритмия имеет формообразующее значение.

Исключительное разнообразие в «изоритмической форме» (термин М. А. Сапонова) достигается изысканными приёмами ритмического и мелодического варьирования, в том числе типичны ритмическое уменьшение тальи (диминуция) к концу сочинения, обычно достигаемое путём смены мензуры и темпуса (см. Мензуральная нотация). У Иоанна Чиконии, Джона Данстейбла, Гийома Дюфаи, Уолтера Фрая и во многих безымянных сочинениях изоритмия отмечается преимущественно в мотетах (как в анонимном политекстовом мотете конца XIV века в честь великих музыкантов «Sub Arturo plebs vallata / Fons citharizancium»).

В пьесах французской рукописи Ivrea (Bibl. Capitolare, 115) 2-й половины XIV века, у Машо (в мотете № 13) и французских композиторов периода Ars subtilior («A virtutis/Ergo beata/Benedicta filia» Жана Сезари́) встречается так называемая тотальная изоритмия, когда все голоса многоголосного целого имеют свои тальи (В. Апель назвал этот вид техники «пан-изоритмией»).

Изоритмия как один из принципов композиционной обработки cantus firmus встречается в XVI веке (например, в мотетах Жоскена Депре и А. Вилларта). Изоритмия как техника композиции изредка встречается в музыкальных сочинениях XX века, например, у Арво Пярта.

Другие значения термина

Некоторые англоязычные авторы понимают «изоритм» (англ. isorhythm) как синоним ритмического остинато. В этом значении в энциклопедии Британника термин «изоритм» употребляется по отношению к песням участников культов пейота в Северной Америке[6].

Примечания

  1. Лебедев С. Н. Изоритмия // Большая российская энциклопедия. Том 11. М., 2008, c.28-29.
  2. Riemann Musiklexikon. 12te Aufl. Mainz, 1967, S.417-418.. Дата обращения: 21 июля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Isorhythm // Harvard Dictionary of Music. 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.423.
  4. Harvard Dictionary of Music. 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.423.
  5. Riemann Musiklexikon. Sachteil. 12te Aufl. Mainz, 1967, S.417-418.
  6. 6,0 6,1 Британника.

Литература

  • Ludwig F. Die 50 Beispiele Coussemaker’s aus der Handschrift von Montpellier // Sammelbände der internationalen musikforschenden Gesellschaft, Jg.V (1903-4).
  • Dammann R. Spätformen der isorhythmischen Motette im 16. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft, Jg. 10 (1953).
  • Apel W. Remarks about the isorhythmic motet // L’Ars Nova: Les Colloques de Wégimont II, 1955. Paris, 1959.
  • Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Москва, 1978.
  • Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. Leipzig, 1981.
  • Сухомлин И. Техника изоритмии: теория, история // Проблемы теории зап.-евр. музыки (XII—XVII вв.). Москва, 1983.
  • Leech-Wilkinson D. Compositional Techniques in the Four-Part Isorythmic Motets of Philippe de Vitry and His Contemporaries. 2 vols. New York and London, 1989.
  • Lütteken L. Guillaume Dufay und die isorhythmische Motette. Hamburg, 1993.
  • Ars practica mensurabilis cantus <…> ed. Ch. Berktold // Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission. Bd 14. München, 1999.
  • Editors of Encyclopædia Britannica. Isorhythm (англ.). www.britannica.com. Encyclopædia Brittanica, Inc. (1998). Дата обращения: 6 января 2017.