Извицкая, Изольда Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изольда Извицкая
Izvitskaya.jpg
Имя при рождении Изольда Васильевна Извицкая
Место рождения Дзержинск, Нижегородский край, РСФСР, СССР
Место смерти Москва, СССР
Профессия актриса
Карьера 1954—1969

Изо́льда Васи́льевна Изви́цкая (21 июня 1932, Дзержинск1 марта 1971, Москва) — советская киноактриса.

На протяжении своей недолгой жизни она снялась в более чем двух десятках кинокартин. Наиболее известной её киноролью является роль Марютки в кинофильме «Сорок первый» (1956), который был удостоен специальной награды X Каннского кинофестиваля (1957). Являлась членом Советского комитета защиты мира, Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и Комитета молодёжных организаций СССР[1].

Биография

Происхождение

Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в городе Дзержинске тогдашнего Нижегородского края (ныне Нижегородская область)[2]. По крайней мере, этот город указан местом её рождения в различной литературе[3]. Местный краевед С. М. Шальнов и начальник отдела культуры Дзержинской мэрии В. Постнов уточняли, что Извицкая была родом из Москвы, а в Дзержинск их семья приехала в 1934 году[4][3].

Её отец Василий Герасимович Извицкий был химиком, а мать Мария Степановна имела педагогическое образование[5][2]. Отец работал в Дзержинске на заводе имени Свердлова, а мать — в Доме пионеров[3]. Редкое имя Изольда, которое они дали своей дочери, в переводе с кельтского означает «красавица», «та, которой любуются»[6].

Творческая карьера

По окончании средней школы № 2 Извицкая отправилась в Москву и с первой попытки поступила на актёрский факультет ВГИКа, где обучалась в творческой мастерской профессора Б. В. Бибикова[7][2]. Училась вместе с Татьяной Конюховой, Юрием Беловым, Руфиной Нифонтовой, Валентиной Березуцкой, Леонидом Пархоменко, Майей Булгаковой, Маргаритой Криницыной, Валентиной Владимировой, Геннадием Юхтиным, Надеждой Румянцевой, Артуром Нищёнкиным, Марией Кремнёвой, Валентином Брылеевым. Окончила ВГИК в 1955 году[8].

Будучи студенткой третьего курса, дебютировала в роли официантки Настеньки в приключенческом фильме «Богатырь» идёт в Марто» (реж. Е. Брюнчугин и С. Ф. Навроцкий), снятом в 1954 году на Киевской киностудии[7][9]. В том же году кинорежиссёры А. Алов и В. Наумов поставили на Киевской киностудии фильм «Тревожная молодость», где Извицкая сыграла роль Кэтрин[10][11]. Затем актриса снималась в роли Маши Комаровой в кинокомедии «Доброе утро» (реж. А. В. Фролов) и в роли Анны Залогиной в драме «Первый эшелон» (реж. М. К. Калатозов), снятых в 1955 году на киностудии Мосфильм[12].

«Сорок первый»

Постер к кинокартине «Сорок первый» с изображением Марютки (И. Извицкой) на первом плане. Худ. Б. А. Зеленский, 1956 год.

В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму «Сорок первый»[13], что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва. Чухрай пригласил Изольду Извицкую на роль красноармейки Марютки[14]. Её партнёром по роли белогвардейца Говорухи-Отрока выступил О. А. Стриженов.

На фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым и Ю. В. Яковлев с С. Н. Харитоновой[15]. Последние не прошли пробы. Киновед и кинокритик А. Н. Медведев писал: «Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, И. А. Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова»[15]. По свидетельству СМИ, худсовет долго не хотел утверждать Извицкую на главную роль[6].

Свою героиню Извицкая сыграла с большим драматизмом[16]. Анализируя игру актёров, кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев писал:

Изольда Извицкая успешно преодолевает большие трудности роли девушки-партизанки. Её характер тоже строится на контрастах: внешняя грубость — и девичья чистота, малограмотность — и житейская мудрость, суровость — и нежность. Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал — все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу — сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством[17].

Внешние изображения
Извицкая на X Каннском кинофестивале
Почётный президент жюри, писатель Жан Кокто стоит за столом, где сидят Изольда Извицкая и Григорий Чухрай, 1957 год. Фото Джека Гарофало.
Актриса фильма «Таити, или Игра на жизнь» Maea Flohr и Извицкая пожимают друг другу руки, 1957 год. Фото Джека Гарофало.

Картину посмотрело около двадцати пяти миллионов человек[6]. На X Международном Каннском кинофестивале, состоявшемся в 1957 году, кинофильму «Сорок первый» присудили специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность»[13]. Портрет актрисы появился на обложках журнала New York Magazine и газеты Le Parisien libéré[2][3], а также журнала «Советский экран»[18]. В честь Извицкой в Париже открыли кафе «Изольда»[2][1][3][6].

Смерть

После того как актрису перестали приглашать для участия в съёмках, она работала в Театре киноактёра.

Пережив многочисленные неурядицы, брошенная мужем, Извицкая умерла от длительного голодания на фоне хронического алкоголизма, которым она страдала все последние годы. Тело актрисы было обнаружено 1 марта 1971 года в её квартире, предположительно, более чем через неделю после смерти. По словам актрисы Татьяны Гавриловой в документальной программе «Чтобы помнили» (ведущий Леонид Филатов), Изольда Васильевна не отвечала ни на звонки по телефону, ни на звонки и стуки в дверь ещё с 23 февраля. Заподозрив неладное, Татьяна Гаврилова сообщила в милицию, которой удалось разыскать Эдуарда Бредуна, который и обнаружил актрису мёртвой.[19] Похоронена на Востряковском кладбище (129 уч.[20]).

Личная жизнь

Извицкой предоставили квартиру в столице, в районе Мосфильмовской улицы[21].

В ноябре 1954 года она вышла замуж за актёра Эдуарда Бредуна[7], брак оказался бездетным. В январе 1971 года Бредун, собрав свои вещи, переселился к некоей продавщице ковров, знакомой жены[2].

Память

  • На стене дома № 4 по переулку Жуковского в городе Дзержинске, где актриса провела свои детство и юность, установлена мемориальная доска[1].

Роли в кино

Год Название Роль
1954 ф «Богатырь» идёт в Марто Настенька
1954 ф Тревожная молодость Кэтрин
1955 ф Первый эшелон Анна Залогина
1955 ф Доброе утро Маша Комарова
1956 ф Сорок первый Марютка Басова (Мария Филатовна)
1957 ф К Чёрному морю Ирина Кручинина
1957 ф Неповторимая весна Анна Бурова
1957 ф Поэт Ольга Данилова
1957 ф Коммунист эпизодическая роль
1958 ф Отцы и дети Феничка
1958 ф Очередной рейс Ксения
1959 ф Человек меняет кожу Маша Полозова
1960 ф Человек с будущим Лёля
1961 ф Мир входящему регулировщица Клава
1962 ф Цепная реакция Надя
1962 ф Армагеддон Наталица
1964 ф Вызываем огонь на себя Паша
1965 ф Деловая женщина / Жена Имя персонажа не указано
1966 ф По тонкому льду Оксана
1966 ф Авдотья Павловна Нюра
1966 ф Мечта моя Людмила
1968 кор Люди, как реки… Галина
1969 ф Каждый вечер в одиннадцать Женя

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Шальнов, 1999, с. 143.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Звезда и смерть Изольды Извицкой, Аргументы и факты (28.07.2006). Архивировано 21 июня 2020 года. Дата обращения 1 мая 2020.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Халезова, Наталья. Солнечная Изольда. Что погубило известную актрису?, Аргументы и факты (03.08.2011). Архивировано 4 марта 2021 года. Дата обращения 2 мая 2020.
  4. Шальнов, 1999, с. 141.
  5. Шальнов, 1999, с. 141—142.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Актриса с обложки Изольда Извицкая, РИА Новости (21.06.2012).
  7. 7,0 7,1 7,2 Шальнов, 1999, с. 142.
  8. Роковой курс. Триумф и гибель (ВГИК. Трагедия звездного курса). Центральное телевидение. Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 7 июля 2020 года.
  9. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 520.
  10. Шальнов, 1999, с. 142—143.
  11. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 547.
  12. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 569, 591.
  13. 13,0 13,1 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 667.
  14. Шнейдерман И. И. Григорий Чухрай. — Л.—М.: «Искусство», 1965. — С. 69.
  15. 15,0 15,1 Медведев А. Н. Только о кино // Искусство кино. — 1999. — № 4. — С. 145.
  16. Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 149.
  17. Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. — М.: Искусство, 1981. — С. 183.
  18. Обложка // Советский экран. — 1957. — № 17.
  19. Чтобы помнили. Изольда Извицкая. Дата обращения: 27 сентября 2022. Архивировано 27 сентября 2022 года.
  20. Могилы знаменитостей. Извицкая Изольда Васильевна (1932—1971). Дата обращения: 14 января 2021. Архивировано 26 февраля 2021 года.
  21. Чтобы помнили 004 серия из 114 Изольда Извицкая. Дата обращения: 15 января 2021. Архивировано 21 января 2021 года.

Ссылки

Литература

  • Шальнов С. М. Дзержинск — наш дом. — Н. Новгород: ЛИТЕРА, 1999.
  • Гибель Изольды // «Неделя».
  •  // «Советский экран». — 1957. — № 17.