Ижора (пароход, 1826)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ижора
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна пароход
Организация Балтийский флот
Изготовитель Ижорский завод[1]
Корабельный мастер Макле[2]
Строительство начато 16 (28) октября 1824 года
Спущен на воду 4 (16) мая 1826 года
Введён в эксплуатацию 1829 год
Выведен из состава флота 1862 год
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 46,83 м
Ширина по мидельшпангоуту 6,7 м
Осадка 4,1 м
Двигатели паровая машина мощностью 100 номинальных л. с.
Движитель 2 бортовых гребных колеса, паруса
Вооружение
Общее число орудий 8

«Ижора» — первый вооружённый пароход Балтийского флота Российской империи[1][3].

Описание парохода

Колёсный пароход. Длина парохода составляла 46,83 метра, ширина без обшивки — 6,7 метра, осадка — 4,1 метра. На пароходе была установлена паровая машина мощностью 100 номинальных л. с. Вооружение судна состояло из восьми 6-фунтовых карронад[4].

История службы

Пароход был заложен на Ижорском заводе 16 (28) октября 1824 года, спущен на воду — 4 (16) мая 1826 года, а в 1829 году был введён в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Макле[1][2].

Первое продолжительное плавание в открытом море пароход совершил в Стокгольм, после чего в июле 1831 года перевез в Штетин гостившего у императора Николая I прусского принца Карла со свитой[5].

С мая по июль 1834 года в сопровождении фрегатов «Кастор» и «Паллада» совершал плавания в Мемель, Свинемюнде и Пиллау с принцем и принцессой Пруссии на борту[6][7].

В августе 1835 года Николай I предпринял на пароходе морскую поездку в Шведт с целью встречи с австрийским императором и прусским королём, но разыгравшийся шторм, сорвал планы императора, вынудив пароход вернуться от Ревеля в Кронштадт[8].

В 1837 году пароход подвергся тимберовке на Охтенской верфи, а в 1854 году — вторичной тимберовке в Кронштадте[1].

В 1845 году совершал плавания по портам Финского залива[9].

В 1851 году совершал плавания по портам Балтийского моря[10].

В 1862 году пароход «Ижора» был продан на слом[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Пароходы. randewy.ru. Дата обращения: 6 марта 2014.
  2. 2,0 2,1 Веселаго, 1872, с. 130—131.
  3. На защите экономических интересов России на море (1801—1893 гг.). pogranichnik.ru. Дата обращения: 6 марта 2014.
  4. Широкорад, 2007, с. 154.
  5. Л. А. Малышев. Гвардейский экипаж при Императоре Николае I в период с 1825 по 1855 год. guardcrew.com. Дата обращения: 6 марта 2014.
  6. Чернышёв, 1997, с. 139, 235, 254.
  7. Фрегаты типа «Спешный».. «Военная Россия». Дата обращения: 6 марта 2014.
  8. Донесения князя А. Н. Голицына императору Николаю I. feb-web.ru. Дата обращения: 6 марта 2014.
  9. Веселаго X, 2013, с. 34, 81.
  10. Веселаго X, 2013, с. 123.

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 10 / Царствование императора Николая I. Д — М. — 672 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-03-7.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.