Иерусалимский устав

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Иерусали́мский уста́в (Иерусалимский типикон, Неосавваитский типикон, Устав Лавры святого Саввы, греч. Τυπικὸν τῆς Λαύρας τοῦ Ἁγίου Σάββα) — богослужебный устав, действующий в Русской православной церкви и во всех других поместных Православных церквах.

Первоначальная редакция устава была создана в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима. Существующий Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалимским богослужением, а представляет собой сделанный в Палестине синтез первоначальной и малоазийской редакции Студийского синаксаря. Устав был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси вошёл в широком употреблении во времена митрополита Киевского Киприана.

История

В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввою Освященным в VI веке и получил название Палестинского, или Иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину.

Патриарх Софроний Иерусалимский восстановил Иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и др. В таком виде устав скоро вошёл в употребление в греческих церквях и особенно в Студийском монастыре в Константинополе. В этом монастыре он снова был дополнен, в него вошли песнопения Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в Χ веке монахом обители святителя Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внёс в устав так называемые «Марковы главы» — правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ веках, в которых определялся порядок богослужения в тех случаях, когда подвижные (переходящие) праздничные или постные дни совпадали с большими неподвижными (непереходящими) праздниками. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и патриарх Константинопольский Филофей. Некоторые статьи Филофеева устава перешли и в славянские списки устава, и в греческие старопечатные типиконы.

В XV веке Иерусалимский устав окончательно вытеснил Студийский устав и распространился по всем церквам и монастырям Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Иерусалимский устав был переведён под названием «Ока Церковного» преподобным Афанасием, основателем Высоцкого монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV — начале XV века.

Списки уставов в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым. Были составлены храмовые главы на основании греческих статей. Греческие обряды приноравливались к условиям русской жизни. Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное, относится к 1610 году. В 1658—1660 годах на московском Патриаршем печатном дворе был издан трёхтомный «Архиерейский справник», куда вошли Студийский и Иерусалимский уставы, «Деяния семи Вселенских соборов», дополнения и пояснения к обоим уставам, не вошедшие в Типикон, а также некоторые особо редкие песнопения. Ныне один из трёх найденных экземпляров «Справника» находится в отделе древних актов Российской государственной библиотеки, а два в частных коллекциях. Из последующих изданий важнейшее значение имеет устав, изданный в 1682 году при патриархе Иоакиме. Последнее крупная правка Типикона сделана в 1695 года при патриархе Адриане. Позже Типикон добавлялся только службами новопрославленным святым; не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695 года.

Ссылки

  • Мансветов И. Д. Устав Иерусалимской и его судьба на Востоке и в землях славянских. — [Москва] : тип. М. Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и К°), [1884]. — 99 с.
  • Пентковский А. М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период // Журнал Московской Патриархии. 2003. — № 5. — C. 77-87.
  • Пентковский А. М. Иерусалимский устав и его слав. переводы в XIV ст. // Преводите през XIV столетие на Балканите. — София, 2004. — С. 153—158.
  • Пентковский А. М. Иерусалимский устав // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 504—506. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.