Иерофей Афинский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иерофей (священномученик)»)
Иерофей Афинский
Иерофей Афинский, Церковь Хора, Стамбул, XIV векИерофей Афинский, Церковь Хора, Стамбул, XIV век

Иерофей Афинский (греч. Ιερόθεος; лат. Hierotheus) (др.-греч. hieros — ’священный’, theos — ’бог’) — христианский священник I века, священномученик, святой Единой Церкви. Первый епископ Афинский и ученик апостола Павла.

Житие

Иерофей в византийских синаксарях предстаёт, подобно Дионисию Ареопагиту, членом совета старейшин Ареопага, обращённым в христианство апостолом Павлом и ставшим первым епископом Афинским. Однако это противоречит словам Дионисия Коринфского (в пересказе Евсевия Кесарийского), называющего первым епископом Дионисия Ареопагита. По преданию, был наставником Дионисия Ареопагита и присутствовал вместе с ним при погребении Богородицы. Об этом неоднократно упоминается в «Ареопагитиках», но их автор опирался на уже устоявшуюся традицию, так как этот сюжет обнаруживается в более ранних источниках. С VI века образ этих святых становится каноническим атрибутом сначала византийской иконографии Успения, а затем и древнерусской. Святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от Христа. Мощи святого широко почитаются как на Западе, так и на Востоке.

Дмитрий Ростовский называет Иерофея священномучеником, однако в византийских и славянских синаксарях упоминаний о его мученичестве нет.

Иерофей и Успение Пресвятой Богородицы

По преданию сообщается, что Иерофей присутствовал при погребении Богородицы[1] он стоял среди апостолов и утешал их духовными песнями и гимнами, которые он пел в сопровождении музыкальных инструментов[2].

Образ Иерофея вместе со священномучеником Дионисием Ареопагитом с VI века становится обязательным атрибутом византийской, а впоследствии и древнерусской иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Её тело Христа.

Празднование памяти

День память Иерофея — 17 октября (4 октября по старому стилю), на следующий день после память Дионисия Ареопагита. В западных календарях эта память появляется с XIV века.

Иконография

Иерофей изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие.

Гимнография

Память Иерофея отмечается в Типиконе Великой церкви IX—XI веков (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 60) 4 октября без богослужебного последования.

Почитание

Несомненным остается факт почитания мощей Иерофея на Востоке и на Западе. В Греции глава Иерофея хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей — в Церкви святой Параскевы в Галаксиди, в церкви великомученика Димитрия в Куварасе, в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в монастыре Кехровуниу (остров Тинос), в церкви великомученника Димитрия на острове Идра. Небольшая часть мощей находится в США в русском мужском монастыре Святого Николая Чудотворца во Флориде[3].

Монастырь Святого Иерофея

Монастырь Святого Иерофея Афинского ― женский монастырь Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в горах примерно в 8 км от города Мегара. В южной части кафоликона у стены расположена гробница священномученика Иерофея. Основан в XI веке как мужской монастырь. Был закрыт во время церковной реформы в 1833―1835 годах при короле Греции Оттоне I, которая предусматривала ликвидацию монастырских обителей, где проживали менее 5 насельников. Был возрождён как женский монастырь в 1930 году.

Труды

Иерофею приписывается авторство ряда книг и песнопений.

В византийских синаксарях (SynCP. Col. 103) Иерофею приписывается авторство многих книг, в том числе сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об Иерофея как о сочинителе церковных песнопений (Areop. DN. P. 143), которые также не сохранились.

Он написал как минимум два произведения: «Элементы теологии» (Theologikai stoicheioseis) и «Гимны любви» (Erotikoi hymnoi)[4].

Под именем Иерофей известен сирийский апокриф «Книга св. Иерофея», принадлежащий, по всей видимости, перу сирийского автора VI века Стефану бар Судаили.

Примечания

  1. The Role of Hierotheus at the DormitionАрхивировано 24 ноября 2010 года., Taylor Marshall
  2. PD-icon.svg Herbermann, Charles, ed. (1913), Hierotheus, Catholic Encyclopedia, New York: Robert Appleton Company, <http://www.newadvent.org/cathen/07345b.htm>. 
  3. Святой Иерофей Афинский (I в.)
  4. Псевдо-Дионисий Ареопагит: De divinis nominibus, ii, 9-10; iii, 2-3 y iv, 15-17 (latín). La traducción al inglés en Dionysius the Areopagite, Works

Литература

Ссылки