Идентификационный номер налогоплательщика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается налоговой записи как юридических, так и физических лиц Федеральной налоговой службой России. Организациям присваивается с 1994 года, индивидуальным предпринимателям — с 1997 года, прочим физическим лицам — с 1999 года (с начала действия первой части Налогового кодекса Российской Федерации).

Виды

Свидетельство о постановке на учёт физического лица в территориальном органе ФНС России
ИНН физического лица
является последовательностью из 12 цифр, из которых первые четыре цифры — код налогового органа, который присвоил ИНН, следующие шесть — порядковый номер записи о налогоплательщике в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который присвоил ИНН, и последние две — так называемое «контрольное число» для проверки правильности номера.
ИНН индивидуального предпринимателя
присваивается при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если данное лицо ранее его не имело. В ином случае используется имеющийся ИНН.
ИНН российского юридического лица
является последовательностью из 10 цифр, из которых первые четыре цифры — код налогового органа, который присвоил ИНН, следующие пять — порядковый номер записи о налогоплательщике в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который присвоил ИНН, и последняя — так называемое «контрольное число» для проверки правильности номера. ИНН вместе с КПП позволяют определить каждое обособленное подразделение юридического лица, поэтому часто оба этих кода отображаются и используются вместе, например, при указании платежных реквизитов организаций.
ИНН иностранного юридического лица
с 1 января 2005 года всегда начинается с цифр «9909», следующие 5 цифр соответствуют Коду иностранной организации, последняя — контрольная цифра.

Получение

  • ИНН физического лица присваивается в налоговой инспекции по месту жительства физического лица после предъявления паспорта, копии паспорта и подачи заявления[1]. Выдача свидетельства (бланк формата А4, на котором указаны сведения о фамилии, имени, отчестве физического лица, его дате и месте рождения, а также сам ИНН) производится в течение не более пяти дней. Индивидуальным предпринимателям выдаётся с остальными документами. Получать ИНН можно также по доверенности, которая должна быть нотариально заверена.
  • ИНН физического лица лицам, родившимся в России начиная с 1999 года, присваивается налоговыми органами автоматически на основании информации от органов ЗАГС[2].
  • Физическим лицам по их желанию на 18-й странице паспорта вместе с идентификационным номером плательщика указывается наименование налогового органа, его код и дата внесения записи[3].
  • ИНН юридического лица присваивается организации при её регистрации в налоговой инспекции, осуществляющей регистрацию юридических лиц.

Первые четыре цифры ИНН в совокупности всегда идентифицируют учреждение ФНС России, представляя собой код из справочника СОУН (Справочник кодов обозначения налоговых органов для целей учёта налогоплательщиков).

Код причины постановки на учёт (КПП)

Для организаций в дополнение к ИНН в связи с постановкой на учёт в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, присваивается код причины постановки на учёт (КПП).

Структура КПП представляет собой девятизначный код: NNNNPPXXX.

КПП состоит из следующей последовательности символов слева направо:

  1. NNNN (4 знака) — код налогового органа, который осуществил постановку на учёт организации по месту её нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, расположенного на территории Российской Федерации, месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, или осуществил учёт сведений в отношении организации в случаях, предусмотренных Порядком постановки на учёт, снятия с учёта в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента.
  2. PP (2 знака) — причина постановки на учёт (учёта сведений). Числовое значение символов PP может принимать значение в соответствии с ведомственным (ФНС) «Справочником причин постановки на учёт налогоплательщиков-организаций в налоговых органах (СППУНО)»[4]:
  • для российской организации от 01 до 50 (01 — по месту её нахождения);
  • для иностранной организации от 51 до 99;
В частности, могут применяться следующие значения:
  • «43» — постановка на учёт российской организации по месту нахождения её филиала;
  • «44» — постановка на учёт российской организации по месту нахождения её представительства;
  • «45» — постановка на учёт российской организации по месту нахождения её обособленного подразделения.
Другие коды причины постановки на учет из СППУНО:
Код Наименование причины (группы причин) Примечания
01 Постановка на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика по месту ее нахождения Пр-178, п.2.1.2 (МУ-901, МУ-925)
02 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее филиала, исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901, МУ-925)
03 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее филиала, не исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901, МУ-925)
04 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее представительства, исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901, МУ-925)
05 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения ее представительства, не исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901, МУ-925)
06 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (за исключением земельных участков и транспортных средств) Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901, МУ-925)
07 Постановка на учёт налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (за исключением земельных участков и транспортных средств), имеющей на территории одного налогового органа число объектов имущества, превышающее 999 Письмо МНС от 14.10.99 N ФС-6-12/817
08 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащего ему земельного участка Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
10 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему морских транспортных средств Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
12 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему речных транспортных средств Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
14 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему воздушных транспортных средств Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
16 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему автомобильных транспортных средств Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
17 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему автомобильных транспортных средств, число которых на территории одного налогового органа у данной организации превышает 999 Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
18 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему автомобильных транспортных средств, число которых на территории одного налогового органа у данной организации превышает 1998 Письмо-2559
19 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему автомобильных транспортных средств, число которых на территории одного налогового органа у данной организации превышает 2997
26 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему иных видов транспортных средств Пр-178, п.2.1.4 (МУ-901)
27 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (за исключением земельных участков и транспортных средств), имеющей на территории одного налогового органа число объектов имущества, превышающее 1998 Письмо-2962
28 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (за исключением земельных участков и транспортных средств), имеющей на территории одного налогового органа число объектов имущества, превышающее 2997
29 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения принадлежащих ему автомобильных транспортных средств, число которых на территории одного налогового органа у данной организации превышает 3996 Письмо ФНС России от 16.09.2005 N 09-2-05/3896 (вх.2504)
30 Постановка на учет российской организации — налогового агента, не Учтенной в качестве налогоплательщика (по месту ее нахождения) Кодекс, ст.85, п.10
31 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, в отношении которого не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4
32 Постановка на учет налогоплательщика — российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, в отношении которого не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов Пр-178, п.2.1.4
33 Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения участка недр в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых Пр-731, п.4 (Пр-551 — до 01.1.2004)
34 * Учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых на основании сообщений от органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 приказа МНС России от 14.12.2001 N БГ-3-09/551 Пр-551, пп.3, 4, 7, 8 (утратил силу с принятием Пр-731)
35 Постановка на учет организации -налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Пр-722 (Письмо-242/03)
36 Постановка на учет в налоговом органе организации при выполнении соглашения о разделе продукции Пр-207
37 Постановка (восстановление с ранее присвоенным ИНН) на учет организации, ранее состоявшей на учете, в связи с внесением в ЕГРЮЛ записи об отмене судом решения о прекращении (ликвидации) юридического лица
40 Учет в налоговом органе организации при возникновении у нее обязанности по уплате отдельных видов налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, в случае, когда организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения сроком менее 1 месяца, не создавая при этом обособленное подразделение и не имея недвижимое имущество или транспортные средства по месту осуществления деятельности
41 Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет Письмо-254
42 Учет сведений об исполнении организацией — участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в налоговом органе по месту ее нахождения п.п.2, 5 Приказа МНС РФ от 23.08.2001 N БГ-3-09/303
49 Постановка на учет организации в качестве налогоплательщика налога на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки объекта налогообложения Ст.366 НК
50 Постановка на учет в налоговом органе российской организации в качестве крупнейшего налогоплательщика Приказ МНС РФ от 31.08.2001 N БГ-3-09/319
51 Постановка на учет отделения иностранной организации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
52 Постановка на учет отделения иностранной организации в Российской Федерации, созданной филиалом этой иностранной организации в иностранном государстве Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
53 Постановка на учет отделения иностранной организации, созданной филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
60 Постановка на учет посольства иностранного государства Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
61 Постановка на учет консульства иностранного государства Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
62 Постановка на учет представительства иностранного государства, приравненного к дипломатическому Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
63 Постановка на учет международной организации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
70 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей недвижимое имущество в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
71 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей транспортные средства в Российской Федерации, не относящиеся к недвижимому имуществу Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
72 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей морские транспортные средства в Российской Федерации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
73 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей недвижимое имущество в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
74 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей воздушные транспортные средства в Российской Федерации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
75 Постановка на учет иностранной (международной) организации, имеющей космические объекты в Российской Федерации Кодекс, Положение, Письмо-562, Письмо-366
76 Постановка на учет иностранной организации, выступающей в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения Пр-207
87 Учет иностранной (международной) организации в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации Письмо Департамента международных отношений МНС России от 21.10.2003 N 23-0-04/9-280
  1. XXX (3 знака) — порядковый номер постановки на учёт (учета сведений) в налоговом органе по соответствующему основанию[5].

Применение

В настоящее время ИНН от физического лица может требоваться при приёме на работу[6], однако его получение остаётся добровольным. Необходим только государственным служащим и индивидуальным предпринимателям, тем не менее, номер может быть присвоен без ведома лица при необходимости ведения налогового учёта в отношении данного лица[7].

Иностранный гражданин, въехавший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на временное проживание, обязан представить копию свидетельства или уведомления о постановке на налоговый учёт в течение 12 месяцев с даты въезда в РФ.

Применяется в налоговом учёте вместо использования персональных данных практически во всех документах.

Бухгалтерская и налоговая отчётность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна содержать ИНН.

ИНН и религия

В некоторых религиозных общинах получение ИНН считается греховным и богопротивным, поскольку ассоциируется с несколькими местами из «Апокалипсиса». Первую кампанию по этому поводу начал американский журналист Рон Стил, пытавшийся восстановить общественность против системы электронных платежей[8]. В России движение против ИНН, электронных карт и штрих-кодов возглавили в 1999 году окружение архимандрита Тихона (Шевкунова) (сам архимандрит позднее отказался от этих идей) и дьякон Андрей Кураев (также впоследствии изменивший свою позицию и принесший извинения). Их поддержали более десятка епископов и множество прихожан; некоторые верующие в знак протеста против ИНН уходили в леса и даже совершали самоубийства[9][10].

Архимандрит Закхей (Вуд) вспоминал: «Принимать или не принимать индивидуальный номер — одно время казалось, что важнее проблемы в православном сообществе нет»[11]. В то же время Элладская православная церковь в 1998 году и Русская православная церковь в 2001 году заявили о возможности использования ИНН для православных граждан. Тем не менее имеются другие богословские суждения. Ярким примером служит так называемое Обращение епископа Диомида, в котором осуждается благословение духовной властью персональной идентификации граждан.

В 2003 году храм Казанской иконы Божией Матери издал книгу иеродьякона Авеля (Семёнова) и Александра Дроздова «Знамение Пререкаемо», которая обращена к широкому кругу читателей. В книге проведена подробная работа, объясняющая «духовную сущность» идентификационных номеров и почему они вводятся во всех странах мира. В 2003—2005 годах эта книга изымалась из продажи в некоторых епархиях (например, Владимирской и Суздальской) и многих храмах Московской епархии.

Ссылаясь на заключения Богословской комиссии и Священного синода, патриарх Алексий II осудил «магическое отношение к цифрам и буквам» и предостерёг самозваных богословов, разжигавших раскольнический экстремизм и фанатизм своими рассуждениями о «кознях антихриста и последних временах». Аналогичную позицию занял патриарх Кирилл[12].

4 февраля 2013 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял заявление «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных», в котором сказано:[13]

Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчёты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением «идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут».

Епископ Иона (Черепанов) в том же году объяснил суть этого документа так: «большую часть православного населения очень мало интересует вопрос налоговых деклараций, ИНН и подобных электронных носителей. Люди православные в основном живут другими интересами — вопросами покаяния, жизни во Христе, изучением святых отцов — того, что касается жизни вечной. Их больше интересует Христос, а не антихрист. Но есть, всё-таки, часть населения, которая склонна к подобному „заморачиванию“, это тоже наши братья во Христе. И если игнорировать их настроения, то есть опасность, что они уйдут в секты, маргинальные околоправославные движения. Поэтому Собор принял постановление, которое вкратце можно изложить так: мы понимаем, что какие бы ни были средства учёта и документы, это всё не является препятствием к жизни человека во Христе. Но просим власти стран, на территории которых находятся приходы Русской Православной Церкви, обратить внимание на то, что часть верующих смущаются подобными нововведениями, и учесть их чаяния и смущение, предоставив возможность альтернативного учёта в налоговых органах»[14].

Вычисление контрольных цифр

Для 10-значного ИНН, присваиваемого юридическому лицу, контрольной[15][16] является последняя, десятая цифра:

[math]\displaystyle{ {n_{10} = ((2n_1 + 4n_2 + 10n_3 + 3n_4 + 5n_5 + 9n_6 + 4n_7 + 6n_8 + 8n_9) ~\bmod\ 11) ~\bmod\ 10} }[/math]
Интересно, что контрольная цифра, вычисленная столь внушительным на первый взгляд методом, позволяет делать ошибки даже в одной цифре ИНН. Например, 1181111110 и 1191111110. Для первого числа 121 mod 11 = 0, для второго 131 mod 11 = 10, 10 mod 10 = 0.

Для 12-значного ИНН, присваиваемого физическому лицу, контрольными являются последние две цифры:

[math]\displaystyle{ n_{11} = ((7n_1 + 2n_2 + 4n_3 + 10n_4 + 3n_5 + 5n_6 + 9n_7 + 4n_8 + 6n_9 + 8n_{10}) ~\bmod\ 11) ~\bmod\ 10 }[/math]
[math]\displaystyle{ n_{12} = ((3n_1 + 7n_2 + 2n_3 + 4n_4 + 10n_5 + 3n_6 + 5n_7 + 9n_8 + 4n_9 + 6n_{10} + 8n_{11}) ~\bmod\ 11) ~\bmod\ 10 }[/math]

Пояснение. Выражение [math]\displaystyle{ a ~\bmod\ b }[/math] означает остаток от деления [math]\displaystyle{ a }[/math] на [math]\displaystyle{ b }[/math].

См. также

  • ОГРН — основной государственный регистрационный номер
  • СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счёта
  • ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц
  • ЕГРИП — единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
  • РНН — регистрационный номер налогоплательщика (Казахстан)
  • LEI — международный идентификатор для юридических лиц при совершении финансовых транзакций.

Примечания

  1. Бланк «Заявление физического лица о постановке на учёт в налоговом органе на территории Российской Федерации».
  2. Как получить ИНН?. Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 30 декабря 2022 года.
  3. Отметка об ИНН вносится на 18-й и 19-й страницах бланка паспорта гражданина РФ. Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 30 декабря 2022 года.
  4. Письмо от 2 июня 2008 г. N ЧД-6-6/396@ О применении кодов справочника «СППУНО». Дата обращения: 23 февраля 2015. Архивировано 23 февраля 2015 года.
  5. Приказ от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика. Дата обращения: 23 февраля 2015. Архивировано 23 февраля 2015 года.
  6. При этом в Трудовом кодексе РФ такого требования не содержится — ТК РФ. Ст. 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора Архивная копия от 28 апреля 2010 на Wayback Machine
  7. Ст. 84 Налогового кодекса, также «Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учёт, снятии с учёта юридических и физических лиц», п. 2.2.4.
  8. Парфрей А, От знака зверя к феномену чернокожего мессии: хроника Рона Дж. Стила, пытливого журналиста и автора пророчеств //: Культура времён Апокалипсиса. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004, с. 71—77. ISBN 5-9681-0022-2I,
  9. Шнирельман, 2017, с. 489—490, 495, 525.
  10. Простите за ложную тревогу.. Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  11. Игорь Цуканов. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): хранитель веры. www.nsad.ru. Православный журнал «Нескучный сад» (11 апреля 2013). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 20 мая 2018 года.
  12. Шнирельман, 2017, с. 494, 501.
  13. Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных». Принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Пункт 3
  14. Епископ Иона (Черепанов) — об итогах Архиерейского Собора Русской Церкви. religion.in.ua. Релігія в Україні. Вера и религия. Философия и религия в Украине (13 февраля 2013). Дата обращения: 10 июля 2018. Архивировано 10 июля 2018 года.
  15. Приказ МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения Идентификационного Номера Налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учёт, снятии с учета юридических и физических лиц» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2004 № 5685)
  16. Разъяснения о формировании ИНН в соответствии с Приказом государственной налоговой службы РФ Об утверждении инструкции о порядке учета налогоплательщиков от 13.06.96 № ВА-3-12/49

Литература

Ссылки