Игнатий (патриарх Московский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игнатий
Ιγνάτιος
ИгнатийИгнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F.IV.764. Л. 102)
Патриарх Московский и всея Руси
24 июня 1605 — 26 мая 1606
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иов
Преемник Гермоген
Митрополит Рязанский и Муромский
1602 — 30 июня 1605
Предшественник Варлаам
Преемник Феодорит
Епископ Иерисский и Святогорский

Рождение ок. 1560
возможно, Кипр (остров)
Смерть 1640(1640)
Вильна

Автограф Ignatyfirma.jpg

Игна́тий (не позднее 1560, возможно, Кипр — 1640, Вильно[1]) — православный церковный иерарх греческого происхождения, был избран и поставлен на архиерейском соборе в 1605 году Патриархом Московским и всея Руси[2] при царе Лжедмитрии I. В 1606 году Игнатий на церковном Соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана. Несмотря на лишение сана, в 1611 году боярское правительство (сторонники Сигизмунда, низложившие Гермогена) вернули Игнатия на Патриарший престол[1][2][3][4]. Спустя менее года Игнатий уехал из России, позже принял унию с католицизмом. Собор в Москве, созванный Патриархом Филаретом в октябре 1620 года, подтвердил решение Собора 1606 года: Игнатий был лишён Патриаршего сана и архиерейского сана[2][5]; это постановление осталось не пересмотренным на Большом Московском Соборе 1666—1667 годов, отменившем ряд решений Собора 1620 года[2][6].

Биография

Родился не позднее 1560 года, возможно, на острове Кипр, тогда под властью Венецианской республики. Василий Ульяновский опровергает кипрское происхождение Игнатия и считает, что он родился в 1540 году[7].

Был епископом на Кипре (какую именно кафедру занимал — неизвестно), но турками был вынужден бежать оттуда и поселился на некоторое время в Риме[8]. По свидетельству Арсения Элассонского, изначально он был епископом города Эриссо (у перешейка полуострова Афон; судя по всему, имеется в виду греческий город Лериссос) и Святой горы Афон[9].

Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова.

В 1602 году патриарх Иов назначил его митрополитом Рязанским и Муромским. Сведений о его деятельности в Рязани нет[10].

После смерти Бориса Годунова, как и большая часть иерархов Русской церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его[9] и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по совету Лжедмитрия был созван Собор епископов. Собор возвёл Игнатия в патриархи[9] (по свидетельству Арсения Элассонского — единогласно[11]) вместо Иова, который, якобы согласно составлявшим Собор архиереям, ввиду старости и слепоты не мог управлять паствою[12]. Иов был сослан в Старицкий монастырь.

30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы.

Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, присоединив её через миропомазание к православию.

После убийства Лжедмитрия и провозглашения царём Василия Шуйского, 26 мая 1606 года по распоряжению Василия Шуйского Игнатий был лишён сана (не только патриаршего, но и епископского) и заточён в Чудов монастырь как простой монах. Согласно свидетельству архиепископа Арсения Элассонского, лишение патриаршества Игнатия произошло без какого-либо законного расследования[13][14].

Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран на Соборе только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха. На этом же Соборе был признан виновным Игнатий, единственным обвинением в его адрес на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» при интронизации[2]. Борис Успенский[15] и Михаил Желтов[16] объясняют это обвинение следующим образом: на Руси с середины XV века до середины XVII века существовала традиция, согласно которой, если епископа возводили в митрополиты или патриархи, то над ним совершали повторную архиерейскую хиротонию, богословски и канонически неоправданную. Отсутствие повторной хиротонии и есть отсутствие «священных рукоположений» в формулировке Собора 1606 года.

Патриарх Игнатий, портрет из редакции Царского титулярника

В сочинении «Известие о начале патриаршества в России», составленном при патриархе Филарете, изданном в 1619 году, в качестве причины низвержения указано: потому, что он был поставлен «от неправедного царя»[14][17][18].

После заточения в 1611 году в Чудов монастырь патриарха Гермогена, Игнатий, лишённый Собором патриаршего и епископского сана, был освобождён при семибоярщине, возвращён на престол и действовал вместе с боярами, сторонниками Владислава IV[14]. Совершил литургию в день Пасхи (24 марта 1611 года)[19] в Кремле.

По сообщению Арсения Элассонского, 27 декабря 1611 года (митрополит Макарий (Булгаков) на основании грамоты, посланной 5 октября боярами к Сигизмунду, считает, что не позднее октября 1611 года[19]) Игнатий, зная каноническую фальшивость своего положения[4], покинул Москву вместе с войском Ходкевича, намереваясь отправиться к великому королю Сигизмунду III в Речь Посполитую. Игнатий взял с собой многие драгоценнейшие предметы: золото, серебро и весьма много жемчуга. Оставив войско Ходкевича, который не стремился уходить из Руси, Игнатий попытался самостоятельно достичь границы. По дороге Игнатий и его спутники были ограблены русскими воинами и почти нагими и лишёнными всего бежали в Польшу. Близ Смоленска Игнатий был задержан польскими жолнерами, которые доставили его в ставку короля Сигизмунда III. Игнатий поселился в Троицком монастыре в Вильно, находившемся тогда во власти униатов. Архимандрит Иосиф Вельямин Рутский убеждал Игнатия принять унию, давая ему читать книги на греческом языке. Игнатий написал письмо папе римскому, в котором выразил готовность повиноваться понтифику, но решено было сохранять это в тайне. В депеше папского нунция от 8 августа 1612 года речь шла о направлении папой надёжных людей, которых в дальнейшем Игнатий поставил бы архиереями и которые могли бы организовать семинарию для обучения молодёжи в духе униатства.

6 ноября 1612 года Сигизмунд III прибыл в пределы Руси с сыном своим Владиславом, с войском и многими шляхтичами; вместе с ним прибыл патриарх Игнатий и многие русские бояре. Они думали, что в Москве находится польский гарнизон. Целью Сигизмунда было коронование сына своего Владислава царём Москвы и всей Руси. Однако ранее, 26 октября 1612 года, поляки сдались и покинули Кремль, а 27 октября 1612 года Второе народное ополчение торжественно вступило в столицу. Сигизмунд III отказался от своей затеи и возвратился в Речь Посполитую, вместе с ним возвратился в Речь Посполитую и патриарх Игнатий[20].

После возвращения Игнатия в Речь Посполитую он открыто принял униатство. В 1615 году король Сигизмунд пожаловал на содержание его дворец, принадлежавший Витебской архиерейской кафедре.

На Соборе, созванном в Москве 16 октября 1620 года под председательством патриарха Филарета, Игнатию было поставлено в вину, что он не крестил по-православному, а только миропомазал Марину Мнишек, венчал её со Лжедмитрием и допустил их к причащению[21]:

Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша.

Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — Т. 2.

Отцы Собора подтвердили лишение его патриаршего сана[2][5].

Игнатий скончался, как традиционно считается, в 1640 году (возможно, в 1618—1619 годах) в Вильно и был погребён в Виленском Виленском Троицком монастыре. Согласно униатскому преданию[22], русские, взяв в 1655 году Вильно, вывезли останки Игнатия и Вельямина в Москву.

Отношение к Игнатию

В исторических актах и грамотах первой четверти XVII века[7] Игнатий именуется «великим господином патриархом Московским и всея Руси» или просто «патриархом», без обычной прибавки «святейший»[23].

Василий Ульяновский на этом основании считает, что официальные обвинения против Игнатия начал Филарет Романов в 1619 году, когда последний вернулся из польского плена и был крайне враждебно настроен против поляков, католиков, униатов и всех неправославных. Около июля 1619 года было составлено официальное идеологическое произведение «Известие о начале патриаршества на России и о возведении на патриарший престол... Филарета Никитича», в котором Игнатий охарактеризован как «единомыслена... и ни в чём же противящася» Лжедмитрию I; вскоре возникла так называемая «Рукопись Филарета», в которой написано, что Игнатий «поколебася и з Гришею Ростригою соединився»[7].

Так охарактеризовал отношение к Игнатию его современник голландский купец Исаак Масса в книге «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года»: родом грек, лукавый негодяй, содомит и распутник, которого ненавидел народ[24].

В грамоте патриарха Иосафа от 14 сентября 1634 года было указано: Игнатия патриарха его же церковь соборная проклинает, так и мы проклинаем[25]. С этого времени имя Игнатия было исключено из синодиков (списка патриархов) и даже из синодиков Рязано-Муромской епархии как её архиепископа[7]. Несмотря на это, Патриарх Никон не исключал Игнатия из списка патриархов. В палатах Никона, в домовой церкви апостола Филиппа, как свидетельствует Павел Алеппский, среди портретов шести предшественников Никона был и Игнатий (у Алеппского — Герасим). Никон всегда поминал имя Игнатия в перечне Московских митрополитов и патриархов в Неделю Торжества Православия; после лишения сана на Большом Московском соборе и ссылки Никон писал боярину Зюзину: «И здесь в Москве невинного Патриарха отставили [т. е. Игнатия][26], Ермогена возвели при жизни старого: и сколько зла сделалось»[7][27].

Русский биографический словарь отмечает, что Игнатий не входит в общепринятые списки Московских Патриархов, и его обыкновенно называют лжепатриархом[28]. Это обстоятельство объясняется тем, что он был поставлен от незаконного царя, Лжедмитрия I[17], хотя несомненно незаконным было лишь вторичное возведение Игнатия. Так писатель Н. Левитский считал, что Игнатий был лжепатриархом только во время его второго незаконного патриаршества[29].

Историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком»[30].

Руф Гаврилович Игнатьев писал об Игнатии: «Православная греко-российская церковь отвергла его, как «лжепатриарха»: имя его не стоит в церковных памятниках рядом с именем всероссийских патриархов; между портретами их в древнем московском теремном дворце нет «лжепатриарха»[31].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Зверев С. П. Игнатий Архивная копия от 22 августа 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008. - С. 676
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Булычёв А. А. Игнатий // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 110-113. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  3. Том 5. колонка 791 // Православная богословская энциклопедия
  4. 4,0 4,1 Карташёв А.В. Государственно-церковное служение Святителя Ермогена // Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 Архивная копия от 21 августа 2018 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 Соборное изложение 1621 года. О извержении Игнатия патриарха.. Дата обращения: 7 мая 2017. Архивировано 14 марта 2016 года.
  6. Согласно постановлению Собора 1620 года: егоже Игнатия за таковую вину священноначальницы великия святыя церкви росийския, яко презревшаго правила святых апостол, и святых отец, от престола и от святительства по правилом святым изринуша. в лето, 7114.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Василий Ульяновский. «Прямой» или «кривой» герой Смуты? Рязанско-Муромский архиепископ и Патриарх Московский грек Игнатий Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine.
  8. Том 5. колонка 790 // Православная богословская энциклопедия
  9. 9,0 9,1 9,2 Карташёв А. В. Иов — Патриарх (1589—1605 г.) Архивная копия от 21 ноября 2021 на Wayback Machine // Очерки по истории Русской Церкви : В 2 т. — Т. 2. — М.; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 495 с. — ISBN 978-5-4475-0583-3.
  10. Список Рязанских архиереев Архивная копия от 2 декабря 2020 на Wayback Machine на официальном сайте Рязанской епархии.
  11. Дмитриевский А. А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря. — C. 120.
  12. Арсений Элассонский. Мемуары из русской истории. — C. 102.
  13. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря : (С фототип. портр. (иконою) архиеп. и его факсимиле на рус. яз.) / А. Дмитриевский. — Киев : тип. Имп. У-та св. Владимира Н. Т. Корчак-Новицкого, 1899. — 4, 234, 2 с., 1 л. портр.; 24. — С. 137.
  14. 14,0 14,1 14,2 Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия Архивная копия от 8 июля 2012 на Wayback Machine. — C. 415.
  15. Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 102.
  16. Епископ // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 509-522. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  17. 17,0 17,1 Успенский Б. А. Дуалистический характер русской средневековой культуры Архивная копия от 21 апреля 2019 на Wayback Machine.
  18. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Архивная копия от 24 апреля 2017 на Wayback Machine — Т. второй. — № 76. — С. 195.
  19. 19,0 19,1 Митрополит Макарий (Булгаков).Патриарх Гермоген Архивная копия от 10 июля 2017 на Wayback Machine // История Русской Церкви. — Т. 10. — Гл. I.
  20. Дмитриевский А. А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря. — C. 162.
  21. Хотя Марина Мнишек и Лжедмитрий и не причастились в тот день, им было это предложено. См. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви, т. 2
  22. Богданов А. П. Снисходительный Игнатий Архивная копия от 6 сентября 2008 на Wayback Machine // Берег кровавой реки.
  23. Дмитриевский А.А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря. C. 116
  24. Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале XVII века. Дата обращения: 5 мая 2019. Архивировано 1 мая 2019 года.
  25. РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 552—553 Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine.
  26. В письме не указано имя Патриарха, но предполагают, что имелся в виду Игнатий
  27. Иконников В.С. Опыт русской историографии. Том 2, Книга 2, стр. 1333 Архивная копия от 25 мая 2017 на Wayback Machine
  28. Игнатий (патриарх) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  29. Н. Левитский. Игнатий патриарх Московский (Ист.-биогр. очерк) / Санкт-Петербург : тип. Ф. Елеонского и К°, ценз. 1886. С. 33–34, 51 Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  30. Митрополит Макарий (Булгаков). Патриарх Игнатий // История Русской Церкви, том 10, глава I. Архивная копия от 1 апреля 2009 на Wayback Machine
  31. Игнатьев Р. Г. Лжепатриарх Игнатий — Вильно, 1879

Литература

Ссылки