Иван Алексеев

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Алексеев
Стародубский Иван Алексеевич
Дата рождения 1709(1709)
Дата смерти 1776(1776)
Место смерти Стародуб
Страна  Российская империя
Род деятельности историк, писатель, художник-иконописец

Ива́н Алексе́ев (Ива́н Алексе́евич Староду́бский); 1709 — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, старообрядческий писатель, иконописец, по происхождению государственный крестьянин; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества. Наиболее известное его сочинение, «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приёма беглых попов из новообрядческой церкви (Русская православная церковь).

Биография

Иван Алексеев родился в 1709 году в центральной России в старообрядческой семье. В молодые годы переселился в Стародубье (по месту своего проживания и получил прозвище «Стародубский»), часто и много разъезжал по стране, подолгу бывая в Москве. Алексеев был знаком со многими известными в то время деятелями и духовными отцами поморского староверия, с руководителями Выговского монастыря.

Иван Алексеев был одним из первых старообрядческих историков. Его книга «История о бегствующем священстве» (впервые издана в 2005 году в Москве издательством «Археодоксия») является первым историческим повествованием о становлении и первых годах существования старообрядческих Ветковских слобод, в этой книге он также рассказал о возникновении практики приёма священников, переходящих из реформированной новообрядческой православной церкви в старообрядчество. Данная практика привела к возникновению беглопоповских согласий в старообрядчестве.

Всего Иваном Алексеевым было написано более 30 произведений. Среди сочинений особое значение имели и произведения, направленные в защиту бессвященнословного брака у беспоповцев (сочинение «Тайна брака»). Он поддерживал мнение, высказанное выговским старцем Михаилом Вышатиным (ум. 1732), что брак есть таинство не по причине венчания, а по самому существу супружеской любви. Иван Алексеев Стародубский был не только талантливым писателем, но и грамотным полемистом. Известно о его многочисленных беседах с представителями других старообрядческих согласий (федосеевцами, беглопоповцами, нетовцами), а также с представителями российской синодальной церкви и даже с иезуитами.

Иван Алексеев был весьма хорошим иконописцем, иконы его работы украшали храмы староверов-поморцев Москвы, Стародуба и других городов.

По описанию Павла Любопытного, Иван Стародубский «был росту небольшаго, благолепие и весёлость лица его, красота брады, украшенная сединою, и расторопность его в деянии доказывают в нём важного и предприимчивого мужа. Он скончался честно в Стародубе 1776 года, от рождения своего 67 лет».

Сочинения

  • История о бегствующем священстве
  • О тайне Брака
  • Полная апология о наречном пении
  • Краткое описание Старообрядческой Церкви
  • Книга Титинъ — о двуперстном сложении и троеперстии Никона
  • Исследование о Христовом священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев
  • Книга: О бегствующем иерействе разговоры и извещение
  • О перенесении честных мощей святаго Николы Чудотворца
  • и другие.

См. также

Литература

  • Безгодов А. А. Иван Алексеев и его сочинения. //Иван Алексеев (Стародубский). История о бегствующем священстве. — М.: Археодоксия, 2005. — С. 3—4.
  • Павел Любопытный. Исторический словарь. — Саратов, 1914.
  • Павел Любопытный. Исторический словарь староверческой церкви. — M., 1863. — С. 24.

Ссылки