Иванов (пьеса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иванов
Обложка цензурного экземпляраОбложка цензурного экземпляра
Жанр драма
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1887
Дата первой публикации 1889

«Ива́нов» — пьеса А. П. Чехова, написанная в 1887 году. Впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» в марте 1889 года

История создания и публикации

Первая редакция

«Иванов» — первая пьеса Чехова, поставленная на сцене, — была написана специально для Театра Корша. В октябре 1887 года А. П. Чехов сообщал брату Александру: «Пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал. Потрачено на неё 2 недели или, вернее, 10 дней»[1].

Чехов создавал пьесу как комедию, новаторскую, нетрадиционную, нарушающую каноны современной драматургии. Главный герой, по замыслу автора, «обыкновеннейший человек, совсем не герой»[2]. «Современные драматурги, — писал он Александру, — начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами — пойди-ка найди сии элементы во всей России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам… Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…»[1]

В Театре Корша пьесу приняли с восторгом, в том числе и актёр Владимир Давыдов, которого Чехов хотел видеть в роли Иванова. Корш, по словам драматурга, не нашёл в ней недостатков; однако на первых же репетициях выяснилось, что в театре пьесу не поняли; 24 октября Чехов писал брату: «Актёры не понимают, несут вздор, берут себе не те роли, какие нужно, а я воюю, веруя, что если пьеса пойдет не с тем распределением ролей, какое я сделал, то она погибнет»[1]. После первого же показа Чехов был вынужден существенно отредактировать «Иванова», исключив сцены, которые давали актёрам возможность, по его словам, «клоунничать» и «выкидывать коленцы».

Ставилась пьеса на скорую руку: пообещав Чехову десять репетиций, Корш в итоге ограничился четырьмя; своими разочарованиями Чехов делился в письме Н. А. Лейкину от 4 ноября: «…Актёры капризны, самолюбивы, наполовину необразованны, самонадеянны; друг друга терпеть не могут, и какой-нибудь N готов душу продать нечистому, чтобы его товарищу Z не досталась хорошая роль… Корш — купец, и ему нужен не успех артистов и пьесы, а полный сбор…»[1].

Премьера «Иванова» в Театре Корша состоялась 19 ноября 1887 года; при этом роли, по свидетельству автора, знали только Давыдов, игравший Иванова, и Глама, остальные же играли «по суфлеру и по внутреннему убеждению»[1]. Но, вопреки ожиданиям автора, ещё до премьеры готовившегося к провалу, пьеса имела успех; по свидетельству М. П. Чехова, «одни шикали, другие, которых было большинство, шумно аплодировали и вызывали автора»[1]. Отзывы критиков о пьесе были также разноречивы, при этом даже в восторженных отзывах присутствовало непонимание и недоумение; в письме брату Александру от 24 ноября Чехов отметил разгромную рецензию П. Кичеева в «Московском листке», назвавшего его пьесу «нагло-цинической, безнравственной дребеденью»[1].

В тот же сезон пьесу стали играть во многих провинциальных театрах, в Саратове она была показана за несколько дней до премьеры у Корша.

Вторая редакция

В октябре 1888 года, готовя пьесу к публикации в «Северном вестнике» и к постановке в Александринском театре, Чехов значительно переработал текст[3]. «Если и теперь не поймут моего „Иванова“, — писал он, — то брошу его в печь и напишу повесть „Довольно!“»[4].

Прежде всего, изменился жанр: комедия превратилась в драму, что повлекло за собой изменения и характеров, и стиля. Уже в этой пьесе появился художественный приём, которому предстояло составить своеобразие чеховской драматургии, — лирический подтекст: в I акте в текст роли Анны Петровны он добавил беззаботную песенку про «чижика», чтобы передать скрытый драматизм её внутреннего состояния[4].

Чехов присутствовал на репетициях в Александринском театре, где его пьесу ставил режиссёр Ф. А. Федоров-Юрковский, готовивиший её к своему бенефису; роли благодаря этому обстоятельству были распределены между лучшими актёрами труппы. Однако и здесь автор столкнулся с непониманием: «Режиссёр, — писал он А. С. Суворину 30 декабря 1888 года, — считает Иванова лишним человеком в тургеневском вкусе; Савина спрашивает: почему Иванов подлец? Вы пишете: „Иванову необходимо дать что-нибудь такое, из чего видно было бы, почему две женщины на него вешаются и почему он подлец, а доктор — великий человек“. Если вы трое так поняли меня, то это значит, что мой „Иванов“ никуда не годится»[4]. В этом же письме он попытался объяснить, кто такой его герой:

«Иванов, дворянин, университетский человек, ничем не замечательный; натура легко возбуждающаяся, горячая, сильно склонная к увлечениям, честная и прямая, как большинство образованных дворян <…> Но едва дожил он до 30—35 лет, как начинает уж чувствовать утомление и скуку <…> Он ищет причин вне и не находит; начинает искать внутри себя и находит одно только неопределенное чувство вины <…> Такие люди, как Иванов, не решают вопросов, а падают под их тяжестью. Они теряются, разводят руками, нервничают, жалуются, делают глупости и в конце концов, дав волю своим рыхлым, распущенным нервам, теряют под ногами почву и поступают в разряд „надломленных“ и „непонятых“»[4].

Вопреки опасениям Чехова, премьера в Александринском театре, состоявшаяся 31 января 1889 года, прошла с успехом, автору устроили восторженную овацию[1]. Критики и в этот раз восприняли «Иванова» по-разному; так, Н. К. Михайловский, Г. И. Успенский и В. Г. Короленко увидели в ней проповедь примирения с действительностью и апологию «ренегатства»[4]. Зрительский же успех оставался неизменным и при последующих спектаклях в Александринском театре[1].

Уже после премьеры в Александринском пьеса впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» (№ 3); при этом пьеса была напечатала отдельным изданием в 100 экземплярах, с пометой «Из „Северного вестника“, III, 1889 г. Санкт-Петербург, тип. В. Демакова» (известны экземпляры с дарственными надписями В. И. Немировичу-Данченко, В. Н. Давыдову, А. И. Сумбатову-Южину).

Для сборника «Пьесы» 1897 года Чехов внёс новые правки в текст «Иванова», небольшие изменения были сделаны и для издания А. Ф. Маркса в 1901 году.

Несколько раз пьесу собирались поставить в Московском художественном театре (в 1900 году в газетах было помещено объявление о постановке, в 1901-м начаты репетиции, при подготовке сезона 1903/1904 гг. пьеса снова предлагалась в репертуар), однако при жизни Чехова «Иванов» там сыгран не был.

Станиславский вспоминал, что Чехов противился постановке пьесы: «„Иванова“ своего он не любил. „Даже и читать его не смейте“, — говорил он. Ставить его он просто-таки не позволял нам»[5].

Сюжет

Иванов, образованный, интеллигентный помещик, почти разорён. В то же время, у него больна жена Анна Петровна. Местный врач доктор Евгений Константинович Львов подозревает у неё чахотку. Дальний родственник Иванова Михаил Михайлович Боркин, который управляет его имением, строит безумные и не вполне честные планы, как поправить дела. Доктор Львов убеждает Иванова, что он должен поехать с больной женой в Крым, но, так как у него нет денег, тот решается на откровенный разговор с доктором. Понимая своё положение, Иванов решает съездить к богатым соседям Лебедевым, чтобы поговорить о векселе. Больная Анна Петровна уговаривает мужа остаться с нею, но Иванов тоскует дома и пытается убежать от жены. Его старый дядя граф Шабельский просит взять его с собой к Лебедевым. Шабельский сообщает племяннику, что Боркин намерен женить его на молодой богатой вдове Бабакиной, прельстив её графским титулом. С Анной Петровной остался доктор Львов. Но, несмотря на уговоры, Анна решает тоже поехать к Лебедевым вслед за мужем и Шабельским. Иванов приезжает к Лебедевым, вместе с ним приезжает его дядя, граф Шабельский. Туда же приезжает и управляющий Иванова — Миша Боркин. Сами Лебедевы в это время вместе с гостями отмечают день рождения своей дочери Сашеньки. Среди множества гостей также Бабакина. Между Ивановым и Сашей явная симпатия, которая вскоре переходит в открытое объяснение в любви. Саша сама, первая, признаётся, что готова для Иванова на всё. Неожиданно появляется Анна Петровна и застает мужа вместе с Сашей во время их объяснения. Анна теряет сознание. Лебедев приезжает в имение Иванова, предлагает Иванову деньги, в которых его жена Иванову отказала. Львов убеждает Иванова, чтобы он изменил своё отношение к жене. Анне Петровне становится с каждым днем все хуже и хуже, и Львов сообщает Иванову, что она скоро умрет. Сам Иванов понимает, что очень любит Сашу, и ничего с этим поделать не может. Сам Иванов чувствует свою вину перед Анной. Анна Петровна уличает мужа во всех грехах, понимая, что он её все это время обманывал. Иванов, хотя и чувствуя свою вину, в гневе, в отчаянии оскорбляет Анну. Вскоре она умирает. Саша признается отцу в том, что любит Иванова по-настоящему, и вскоре Лебедев решает выдать дочь замуж за Иванова. Бабакина была полна решимости выйти замуж за графа Шабельского, но граф не может скрыть своего отвращения к этому предполагаемому браку по расчету. Во время свадьбы Иванова и Саши Львов решает вызвать Иванова на дуэль, но сам Иванов застреливается (в первоначальном сюжете Львов объявляет Иванова подлецом во время свадьбы, и он умирает от сердечного приступа).

Персонажи

  • Иванов Николай Алексеевич — непременный член по крестьянским делам присутствия.
  • Анна Петровна — его жена, урождённая Сарра Абрамсон.
  • Шабельский Матвей Семенович — граф, его дядя по матери.
  • Лебедев Павел Кириллыч — председатель земской управы.
  • Зинаида Савишна — его жена.
  • Саша — дочь Лебедевых, 20 лет.
  • Львов Евгений Константинович — молодой земский врач.
  • Бабакина Марфа Егоровна — молодая вдова, помещица, дочь богатого купца.
  • Косых Дмитрий Никитич — акцизный.
  • Боркин Михаил Михайлович — дальний родственник Иванова и управляющий его имением.
  • Дудкин — сын богатого фабриканта.
  • Авдотья Назаровна — старуха с неопределённою профессией.
  • Егорушка — нахлебник Лебедевых.
  • 1-й гость.
  • 2-й гость.
  • 3-й гость.
  • 4-й гость.
  • Петр — лакей Иванова.
  • Гаврила — лакей Лебедевых.
  • Гости обоего пола, лакеи.

Постановки в театре

Первая страница пьесы. Список персонажей и актёров театра Корша

Первая постановка

М. П. Чехов, брат А. П. Чехова, о премьере в театре Корша:

«Театр был переполнен. Одни ожидали увидеть в „Иванове“ веселый фарс в стиле тогдашних рассказов Чехова, помещавшихся в „Осколках“, другие ждали от него чего-то нового, более серьёзного, — и не ошиблись. Успех оказался пестрым: одни шикали, другие, которых было большинство, шумно аплодировали и вызывали автора, но в общем „Иванова“ не поняли…»[6]

.

Известные постановки

И. Л. Леонтьев-Щеглов о премьере в Александринском:

«Ансамбль вышел чудесный, и успех получился огромный. Публика принимала пьесу чутко и шумно… устроила автору… восторженную овацию. „Иванов“, несмотря на многие сценические неясности, решительно захватил своей свежестью и оригинальностью, и на другой день все газеты дружно рассыпались в похвалах автору пьесы и её исполнению»[7].

Премьера: 2 апреля 2018. Режиссёр: Сергей Юрьевич Кузьмич.

  • 2020 - Социально-Художественный театр, Санкт-Петербург. Премьера: 26 ноября 2020.

Зарубежные постановки

  • Театр «На Забрадли» (Прага, Чехия). Режиссёр Петр Лебл, в ролях Богумил Клепл (Иванов), Эва Голубова (Сарра), Владимир Марек (Шабельский), Леош Сухаржипа (Лебедев), Теодора Ремундова (Саша), Радек Голуб (Львов)
  • Театр им. Йожефа Катоны, Венгрия, режиссёр Тамаш Ашер[9]
  • 1997 — Алмейда, Лондон[10]
  • 2005 — «Молодёжный театр» (Чернигов, Украина). Постановка — з. д.и. Г. Касьянова, сценография Л. Ковальчук. Р. Покровский (Иванов), Т. Салдецкая (Сарра), В. Макар (Лебедев)
  • 2008 — «Донмар Уэрхаус» (Лондон)
  • 2015 — Камерный Театр (Тель-Авив-Яффо, Израиль) — на иврите.
  • 2016 — Королевский Драматический Театр (Стокгольм, Швеция) — на шведском языке. Современная версия от режиссёра Александра Мёрк-Ейдема.

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 А. П. Чехов. Иванов // Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. — Т. 9. Примечания.
  2. «Чехов в воспоминаниях», с. 143
  3. Подробнее о редактировании пьесы см.: [Гродская и др. Примечания]
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А. П. Чехов. Иванов // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах (1974—1983). — М.: Наука, 1978. — Т. 12. Примечания. — С. 311—312.
  5. Nobody. Станиславский и свобода творчества (Из бесед с К. С. Станиславским). — «Театральная газета», 1905, № 18 от 30 апреля, стр. 310
  6. «Вокруг Чехова», с. 187—188
  7. «Чехов в воспоминаниях современников». М., Гослитиздат, 1952, с. 126—127
  8. Нимвицкая, Л.  — статья «На старом спектакле „Иванов“» — «Театр» № 8, Москва, 1965 [1] Архивная копия от 6 января 2022 на Wayback Machine
  9. Пресса о спектакле. Дата обращения: 5 июля 2009. Архивировано 31 января 2020 года.
  10. Ю. Фридштейн. «Русский пациент» Рейфа Файнза // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 3./ глав. ред. В. Володин — М: Аванта+, 2000. — С. 323.

Ссылки