Иванников, Вячеслав Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вячеслав Андреевич Иванников
Награды и премии RUS Medal In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow ribbon.svg Medal K.D.Ushinsky rib.png Медаль «Ветеран труда»

Вячесла́в Андре́евич Ива́нников (род. 1 марта 1940) — советский и российский психолог, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик Российской академии образования.

Профессиональная биография

Закончил отделение психологии философского факультета МГУ в 1966 году. В 1969 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преднастройка к действия и ее связь с вероятностным прогнозом» под руководством А. Р. Лурии и И. М. Фейгенберга.

В 1989 году защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы волевой регуляции». Автор оригинального подхода к пониманию волевой регуляции деятельности человека.

В 1992 г. получил учёное звание профессора. В 2005 г. присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».

С 1973 по 1983 годы Иванников В. А. работал заместителем декана факультета психологии по учебно-методической работе, а с 2000 по 2005 гг. — был заместителем декана по работе Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО).

С 1975 года читает курс общей психологии и спецкурс «Психология воли» на факультете психологии МГУ.

С 1993 г. по 1997 г. — заместитель председателя научно-методического Совета по психологии Госкомитета по высшей школе РФ, а с 1997 по 2001 год — ответственный секретарь Координационного совета по психологии при Минобразования России. При его участии разрабатывались учебные планы и стандарты подготовки психологов.

Области научных интересов: общая психология и психология личности.

Автор концепции медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и концепции социальной работы с населением.

Научные взгляды

Является последователем идей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии.

В. А. Иванников отстаивает положение о многоуровности жизни человека как организма, как единицы вида, как природного индивида или субъекта природных отношений, как социального индивида или субъекта общественных отношений и как личности или субъекта особых межлюдских (нравственных или безнравственных) отношений.

В. А. Иванников придерживается позиции, что психологам необходимо договориться о понятийном аппарате психологии. Он неоднократно подчеркивал непродуктивность современного состояния психологии как науки, когда под одним термином понимаются различные реальности. Особенно эта ситуация проанализирована им на материале общей психологии, понятий личность и воля.

В. И. Иванниковым подробно описана история становления понятия воли в истории философии и психологии.

Предложил и обосновал гипотезу об изменении смысла действия в качестве механизма волевой регуляции.

Основные работы

  • Общая психология. Учебник. М. Юрайт. 2014. 480 с.
  • Основы психологии. Курс лекций. М. С-Пб. Питер. 2010 г. 327с.
  • Психологические механизмы волевой регуляции. М.- С-Пб. Питер. 2006. 204 с.
  • Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М. МГУ. 1978. 112 с.
  • Психология сегодня. М. Знание. 1981. 93 с.
  • Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования. 2014. Т.7. № 35.
  • Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. № 2. 2014, с.15-23.
  • Идеи А. Н. Леонтьева и их значение для современной психологи. Культурно-историческая психология. № 4. 2013, с. 29 — 35
  • Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. № 5. 2012, с.125-132.
  • Нужно ли психологии понятие деятельности? // Вопросы психологии. № 5. 2011, с.91-101.
  • Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. № 1. 2006, с. 48-52.
  • Анализ потребности-мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Мир психологии. № 2. 2003, с.139-145.
  • Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии. № 1. 2005, с.51-55.
  • Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1997, № 1, с.14-20.
  • Воля: миф или реальность? // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. № 2.1993, с. 70-73.
  • Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. № 3. 1990, с. 39-40.
  • Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. № 5. 1986, с. 132—147.
  • Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.№ 2. 1986, с. 18-29.
  • К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 3.
  • Проблема потребности в теории деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. № 2. 1983, с. 20-26.

Звания

Отличник народного просвещения

Награды

Ссылки