Ибн Баджа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ибн Баджа

Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Яхья́, известный как Ибн Ба́джа (араб. ابن باجة‎, около 1070, Сарагоса, — 1138, Фес, Марокко) — арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. В латиноязычной философской традиции Ибн Баджа был известен как Avenpace, или Avempace.

Биография

Наместник Альморавидов в Сарагосе Абу Бакр ибн Ибрахим, зять короля Али, сделал Ибн Баджу своим первым министром. Милость к свободомыслящему философу возмутила воинов наместника, и большая часть их его покинула. В 1119 году Ибн Баджа надолго поселился в Севилье, затем отправился в Гранаду, оттуда в Фес и здесь пользовался расположением двора Альморавидов. Ибн Баджа умер в 1138 году, по некоторым источникам, отравленный своими собратьями по профессии, врачами, которые завидовали его славе.

Благодаря комментариям Ибн Баджи, утвердилась в Андалузии философия Аристотеля. Замечательнейшим трудом Ибн Баджи является его «Путь жизни отшельника» («Tadbîr al-mutawahhid»; араб. تدبير المتوحد‎). Противник мистических идей Аль-Газали, Ибн Баджа учил, что спекулятивное мышление ведет к совершенству; следуя идеям аль-Фараби, он развивал учение о возможности отождествления человеческого разума со всемирным. Учение, равно как и жизнь Ибн Баджи, не соблюдавшего обрядов, предписываемых исламом, вызвали сильные нападки со стороны правоверных богословов. Ибн Баджа оставил ещё сочинения медицинского содержания и поэтические опыты. Ему приписывают обширные познания и в области музыки.

Память

В 2009 г. Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Баджа кратеру на обратной стороне Луны.

Сочинения

  • Книга о душе. Перевод А. В. Сагадеева. — В сборнике: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М., 1961, с.291—324.

Примечания

Литература

  • Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966;
  • Игнатенко А. А. Ибн-Баджа: Добродетельный одиночка в порочном городе // Игнатенко А. А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). — М.: Мысль, 1989. С.153-184.
  • Кирабаев Н. С. Добродетельный город Ибн Баджжи // V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» Материалы. Том II, Новосибирск, 2009. С.97-98.
  • Трундаева Ю. И. Социально-философские взгляды Ибн Баджжи // Азия: власть — общество — культура (Ежегодник), 2011. С.397-405.
  • Муди, Э.Э.  (англ.) Galileo and Avempace: The Dynamics of the Leaning Tower Experiment (I) // Journal of the History of Ideas. 1951. 12 (2), p. 163—193, 375—422.
  • Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945.
  • Ибн-Баджа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.