Зуппе, Франц фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франц фон Зуппе
Основная информация
Профессии композитор, дирижёр
Жанры оперетта

Франц фон Зуппе́[1] (нем. Franz von Suppé, также Suppè [2]; 18 апреля 1819 года, Сплит — 21 мая 1895 года, Вена) — австрийский композитор и дирижёр. Один из создателей венской оперетты.

Биография

Зуппе родился в хорватском городе Сплите, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии. Часть его предков, по некоторым сведениям, родом из Бельгии, мать Зуппе — австрийка из Вены, есть и итальянцы. Зуппе — дальний родственник композитора Гаэтано Доницетти.

При рождении он получил имя Франческо Эцекьеле Эрменеджильдо, кавалер Зуппе-Демелли (итал. Francesco Ezechiele Ermenegildo, Cavaliere Suppé Demelli). Впоследствии, переселившись в Австрию, он своё имя сократил и германизировал. В романских странах его могут именовать Франческо Зуппе-Демелли.

Зуппе получил музыкальное образование в Задаре и Кремоне и уже в детстве начал сочинять собственные композиции. Некоторое время изучал в Падуе право, но композиции не бросал и постепенно приобрёл известность как автор популярных песен.

1835: овдовевшая мать возвращается в Вену.

Поворот в судьбе Зуппе наступил в 1840 году, когда Франц Ксавер Покорны пригласил его стать дирижёром венского Театра в Йозефштадте. Зуппе написал более сотни оперетт, фарсов, балетов и др. сценических форм, поставленных как в этом, так и в других театрах Европы и США. Выступал и в качестве певца.

В конце жизни Зуппе стал уделять больше внимания созданию классической и духовной музыки.

Изображен на австрийской почтовой марке 1995 года.

Творчество

Могила Франца фон Зуппе на Центральном кладбище в Вене

Зуппе написал более двух тысяч разных произведений. В основном это песни, хоры, романсы. Он также автор многочисленных месс, симфоний и концертных увертюр.

Для театра он написал около 30 оперетт и комических опер, из которых наиболее известны «Боккаччо», «Прекрасная Галатея» и «Фатиница». Его великолепные увертюры исполняются даже чаще, чем соответствующие оперетты и оперы.

Оперетта «Боккаччо» неоднократно экранизировалась.

Оперетты и комические оперы

  • Пансионат (Das Pensionat, 1860, Вена)
  • Карточный игрок (Die Kartenschlägerin, 1862, Theater am Franz-Josefs-Kai, Вена, по мотивам пушкинской «Пиковой дамы»)
  • Десять невест, ни одного жениха (Zehn Mädchen und kein Mann, 1862, Kai-Theatre, Вена)
  • Весёлые студенты, (1863, Kai-Theater, Вена)
  • Пиковая дама (Pique Dame, 1864, Graz (переделка Die Kartenschlägerin)
  • Прекрасная Галатея (Die schöne Galathee, 1865, Carltheater, Вена)
  • Лёгкая кавалерия (Leichte Kavallerie, 1866, Carltheater, Вена)
  • Banditenstreiche (1867, Carltheater, Вена)
  • Хозяйка (Die Frau Meisterin, 1868, Carltheater, Вена)
  • Фатиница (Fatinitza, 1876, Carltheater, Вена)
  • Боккаччо (Boccaccio, 1879, Carltheater, Вена)
  • Донна Жуанита (Donna Juanita, 1880, Carltheater, Вена), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • Гасконец (Der Gascogner, 1881, Carltheater, Вена)
  • Bellmann (1887, театр «Ан дер Вин», Вена)
  • Стремление к счастью (Die Jagd nach dem Glück, 1888, Carltheater, Вена)

Инструментальные произведения

  • Марш «О, моя Австрия» (Oh Du mein Österreich), который называли вторым гимном страны
  • Увертюра «Утро, полдень и вечер в Вене» (Ein Morgen, ein Mittag und ein Abend in Wien)
  • Увертюра «Поэт и крестьянин» (Dichter und Bauer)
  • Увертюра «Танталовы муки» (Tantalusqualen)

Духовная музыка

Литература

  • Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 204 — ISBN 5-85270-033-9
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960.
  • Владимирская А. Звездные часы оперетты, Л., 1975.
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987.

Примечания

  1. В Большой советской энциклопедии (2-е изд., Т.17. М., 1952, с. 244) и в Энциклопедическом словаре Большой российской энциклопедии (2011 год, ISBN 978-5-85270-352-1, стр. 454) указано ударение: Зу́ппе. В современной норме — два возможных ударения, см.: Старикова Н. Н. Зуппе // Большая российская энциклопедия. Т.10. М., 2008, с.592. Диакритический знак, который стоит на последнем гласном оригинального слова, предотвращает его чтение с ударением на первый слог (нем. Suppe — суп).
  2. см. Österreichisches Musiklexikon Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine.

Ссылки