Зондский пролив

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зондский пролив
индон. Selat Sunda, сунд. Selat Sunda
Берег порта Бакаухени[id] провинции Лампунг на острове СуматраБерег порта Бакаухени[id] провинции Лампунг на острове Суматра
Расположение
Координаты 5°55′00″ ю. ш. 105°53′00″ в. д.HGЯO
Вышестоящая акватория Индийский океан, Тихий океан
Разделяет остров Ява и остров Суматра
Страна  Индонезия
Регион Бантен
Лампунг
Характеристики
Средняя величина прилива 1,5 м
Ширина 24 км
Длина 130 км
Наибольшая глубина 20 м
Зондский пролив (Ява)
Точка
Зондский пролив
Зондский пролив, Ява

Зо́ндский проли́в[1] (индон. Selat Sunda, сунд. Selat Sunda) — пролив, разделяющий острова Ява и Суматра и соединяющий Индийский океан с Яванским морем Тихого океана[2].

Этимология

Топоним пролива связывают с королевством Сунда и населявшим его народом сунды, от которого также произошло название Зондского моря (ныне из него выделены моря Бали, Яванское и Флорес) и Зондских островов[3]. В конце VII—VIII веков на территории древнего Пасундана (буквально — Западная Ява) существовали несколько княжеств, которые к XI веку объединились в раннефеодальное государство[4][5].

География

Зондский пролив

Зондский пролив в северо-восточной части имеет ширину около 24 км и глубину всего около 20 м, что создаёт проблему крупным судам. Кроме того судоходство здесь затрудняют и другие факторы: сильные приливные течения, песчаные отмели и наличие искусственных препятствий, таких как нефтяные платформы у побережья Явы. Особо крупные корабли (например, танкеры) вынуждены делать «крюк» в обход островов[5].

Длина пролива около 130 км, наименьшая ширина — 27 км, наибольшая — около 100 км. Средняя глубина около 20 м, наибольшая — 40 м (между некоторыми островами может быть не больше 12 м). Климат экваториальный, влажный (относительная влажность воздуха 80 %). Среднегодовая температура воздуха +26 °C. Среднегодовое количество осадков — 1800—3200 мм. Приливы до 1,5 м. Характерной особенностью является наличие приливных течений, меняющих направление на протяжении суток, а также в результате воздействия сезонных факторов вызванных ветрами. Так, в мае-октябре под влиянием юго-восточного муссона на протяжении 18 часов сильное течение направляется в сторону юго-запада, а в другое время выражено слабое течение на северо-восток. В декабре-февраля, когда господствуют западный муссон, течение меняет своё направление наоборот. В наиболее узкой части скорость движения воды может достигать 8 км/час[6].

В проливе расположено много островов вулканического происхождения, самые известные — острова Кракатау, чьё извержение вулкана в 1883 году считается одним из мощнейших в современной истории[7]. Крупнейший остров — Панайтан (также Панаитан; индон. Pulau Panaitan), имеющий вулканическое происхождение. Его площадь составляет около 170 км² (около 21 км в длину и 12,7 км в ширину). Расположен вблизи самой западной точки острова Ява. В отличие от большинства островов этого региона, он не так сильно пострадал от извержения вулкана Кракатау 1883 года и только его северное и восточное побережья подверглись удару цунами. Панаитан полностью входит в состав национального парка Уджунг-Кулон[8]. К нему также отнесена группа островов Кракатау, юго-западная часть Явы и некоторые другие острова пролива. Уджунг-Кулон стал первым индонезийским национальным парком, который был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия (1991). Он является последним из мест обитания исчезающих яванских носорогов[9][10].

История

Благодаря выгодному для торгового мореплавания географическому положению Зондский пролив приобрёл важное экономическое и политическое значение. Уже в древности он стал одним из главных торговых маршрутов в этой части света, в частности, для судов направляющихся из Индийского океана в Китай, Японию и на Филиппины. Особое значение пролив имел для Нидерландской республики (1581—1795) и её Голландской Ост-Индской компании (1602—1798), господствовавших здесь на территории современной Индонезии. В этот период пролив использовался голландцами как важнейший морской маршрут для достижения Острова пряностей (ныне — Молуккские острова, принадлежавшие Индонезии)[5].

Во время Второй мировой войны, в конце февраля — начале 1942 года, в проливе произошло морское сражение, являющееся частью более крупной битвы в Яванском море. 28 февраля два союзных крейсера (американский «Хьюстон» и австралийский «Перт») неожиданно для себя наткнулись на японский конвой под командованием вице-адмирала Кензабуро Хара. По итогам боя оба крейсера союзников были потоплены, а японский минный тральщик и транспортное судно были уничтожены огнём союзников[6][11][12].

С 1960-х годов существуют планы строительства моста, соединяющего Суматру и Яву. Стоимость строительства подвесного моста над Зондским проливом[en] длиной 30 километров составляет около 15 миллиардов долларов США[13]. В апреле 2012 года было подписано соглашение с China Railway Construction Corporation (CRCC) — крупной китайской железнодорожной строительной корпорацией на строительство дороги и двухпутного железнодорожного моста стоимостью 11 миллиардов долларов. Однако в ноябре 2014 года новое правительство президента Индонезии Джоко Видодо отложило планы строительства моста[14].

Примечания

  1. Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 134. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  2. Редко Яванское море относят к Индийскому океану.
  3. Поспелов, 2002, с. 165.
  4. Бандиленко, Гневушева, Деопик, Цыганов, 1992, с. 30.
  5. 5,0 5,1 5,2 Зондский пролив, 2013, с. 15.
  6. 6,0 6,1 Зондский пролив, 2013, с. 15—16.
  7. Зондский пролив, 2013, с. 16.
  8. Ujung Kulon in Indonesia (англ.). ProtectedPlanet. Дата обращения: 20 февраля 2019. Архивировано 21 февраля 2019 года.
  9. Татьяна Кигим, Елизавета Утко, Ольга Колобенина. 1000 чудес природы со всей Земли. — Litres, 2021-01-27. — С. 237. — 505 с. — ISBN 978-5-457-64227-0.
  10. Уилсон, Э. Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизнь. — Альпина Паблишер, 2017-07-12. — 348 с. — ISBN 978-5-9614-4836-8.
  11. The Dutch East Indies Campaign 1941-1942 (англ.). warfare.gq. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  12. Battle of the Sunda Strait (англ.). Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  13. Цыганов, Михаил. Малайзия может построить мост до Индонезии. РИА Новости (21 декабря 2010). Дата обращения: 23 декабря 2018. Архивировано 24 декабря 2018 года.
  14. The Jakarta Post. No more Sunda Strait Bridge plan (англ.). The Jakarta Post. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.

Литература

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь. — М.: Русские словари, 2002. — 512 с. — ISBN 5-93259-014-9.
  • Бандиленко Г. Г., Гневушева Е. И., Деопик Д. В., Цыганов В. А. История Индонезии. — М.: Издательство Московского университета, 1992. — 304 с. — ISBN 5-211-02202-5.
  • Зондский пролив: Пролив, где случилась всемирная катастрофа // Атлас. Целый мир в твоих руках. — 2013. — № 194. — С. 15—16. — ISSN 2075-0536.

Ссылки