Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Дубровицы)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Знаменская церковь (Дубровицы)»)
Приходской храм
Иконы Божией Матери «Знамение»
в Дубровицах
Общий вид со стороны главного входаОбщий вид со стороны главного входа
Страна  Россия
Посёлок Дубровицы
Московская область
Конфессия Православие
Епархия Подольская
Архитектурный стиль Голицынское барокко
Основатель Борис Голицын
при участии Петра I
Первое упоминание 1698 год
Дата основания 1690 год
Строительство 16901704 годы
Дата упразднения 1930—1990-е годы
Реликвии и святыни Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
Статус Герб ОКН
Состояние Неудовлетворительное[1]
Сайт dubrovitsy-hram.ru

Координаты: 55°26′28″ с. ш. 37°29′39″ в. д.HGЯO
Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Дубровицы) (Московская область)
Красная точка
Дубровицы
Capital mark.svg
МОСКВА
Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Дубровицы) (Московская область)
Красная точка
Дубровицы
Карта Подмосковье (юго-запад)

Храм иконы Пресвятой Богоро́дицы «Зна́мение» в Дубровицах — приходской храм Подольской епархии Русской православной церкви[2]. Главный престол храма освящён в честь древне-новгородской иконы Божией Матери «Знамение».

Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), на окраине Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Знаменский храм отличается от других русских храмов рубежа XVII—XVIII веков устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной[3].

Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Архитектура и история строительства

Храм Знамения Пресвятой Богородицы до обновления и «оправославливания» храма в 1850 году, выполненного под руководством архитектора Фёдора Рихтера. Обращает на себя внимание отсутствие дверей и рам в окнах, большой размер и человекоподобная классическая форма ангелов и их крыльев (резко отличающихся от странных фигур маленьких существ с крыльями в нынешней постройке), отсутствие херувимов на шарах, другая форма окон в короне. Видны все три фигуры святителей на крыше вместо одной нынешней фигуры Василия Великого, заметны две другие фигуры у входа, видна другая форма крыши и другое завершение башни под короной. Эта литография была выполнена Фридрихом Дрегером и напечатана в своей книге Александром Вельтманом, который был картографом, археологом и писателем-мистиком, писавшим на исторические и фантастические темы, и который являлся по должности директором Оружейной палаты Московского Кремля[4]

Храм построен из белого камня из Сьянских подземных каменоломен на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита своей уникальной баро́чной архитектурой, нетипичной для русского храмового зодчества, а также своей загадочной историей[5]. На его месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь[6]. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года[7]. Время постройки — с 1690 по 1704 год.

Судя по всему, в строительстве участвовали иностранные мастера, приглашённые князем Голицыным специально для этой цели[5]. Так, искусствовед Алексей Греч, писавший о Дубровицах в 1925 году, приводил замечание секретаря австрийского посольства Иоганна Корба (из его дневника изданного в 1700 году) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма».

Греч, однако, подверг сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно»[8].

В современном понимании, итальянские архитекторы и были основными проводниками южно-германского стиля, а сам стиль базировался на итальянских композиционных приёмах, но под существенным влиянием французского рококо[9]. Автор наиболее выдающихся творений южно-германского барокко Маттеус Пёппельман (архитектор «дрезденского барокко» — архитектурного стиля, сложившегося в столице Саксонии примерно с 1694 по 1763 год при саксонском курфюрсте Августе Сильном и его сыне Фридрихе Августе II), так же как и шведский архитектор Тессин Младший гораздо ранее, совершил учебные поездки в Неаполитанское королевство и Рим. Созданный им Дрезден считается одним из самых красивых городов Германии и всей Европы. Но храм в Дубровицах в похожем стиле начали строить намного раньше — в 1690 году.

Очевидно, что Корб в заключительной итоговой части своего повествования о поездке в Россию перепутал названия имений князей Голицыных и имел в виду более скромный Знаменский храм в Перове, построенный в том же стиле голицынского барокко и только частично сохранившийся до наших дней.

Имя главного архитектора дубровицкого храма достоверно неизвестно, однако существует упомянутая ещё Вельтманом и Гречем версия (основанная на подписях на поздних чертежах и планах и на упоминании в письмах современников архитектором храма некоего «Тессинга»), что проект разрабатывал шведский архитектор Никодемус Тессин Младший

Сам Тессин Младший на итальянском языке писал свою фамилию полностью как «Tessin il Giovane» и, вероятно, на планах сокращенно «Tessin G» для отличия от своего отца, Никодемуса Тессина Старшего, тоже архитектора и полного своего тёзки, умершего в 1683 году.

Квитанция 1700 года за выплаты денег по строительству Королевского дворца с подписью посередине «Nicodemus Tessin».

Тессин Младший был учеником итальянских архитекторов Лоренцо Бернини, Карло Фонтаны и итальянского живописца, антиквара, историографа и теоретика искусства Джованни Беллори, испытавшим влияние в своём творчестве и других недавно умерших архитекторов того времени Франсуа Мансара и особенно Франческо Борромини.

Так, сквозной металлический купол под крестом и яблоком, подобный дубровицкому куполу, был ранее использован в 1662 году в шедевре Борромини — церкви Сант-Иво алла Сапиенца, посвящённой святому Иво Бретонскому, патрону ордена иезуитов и покровителю юристов.

Борромини «короновал» ранее в 1653 году и свою колокольню в римской базилике Святого Андрея в зарослях. До 1585 года она являлась национальной церковью шотландцев, затем папа Сикст V передал её ордену минимов.

Навершие купола высокой башни в виде императорской короны было создано в 1620—1631 годах и у кальвинистской церкви Вестеркерк в Амстердаме, построенной голландским архитектором Хендриком де Кейзером. Императорская корона на шпиле церкви является частью городского герба Амстердама, куда она вошла с личного разрешения императора Максимилиана I.

Навершие башни Вестеркерк в Амстердаме.

Нетипичный для русских храмовых сооружений план Знаменского храма близок к планам нереализованных проектов архитекторов Мансара и Бернини для пристройки к базилике Сен-Дени часовни, предназначенной для размещения гробниц королей дома Бурбонов — Капелле Бурбонов[fr]. Причём планы Бернини сохранились до наших дней именно в Стокгольме. Храм в Дубровицах, в свою очередь, так же имеет огромное подпольное помещение из белого камня с отшлифованными стенами для размещения гробниц.

В первой своей самостоятельной работе в 1685 году сам Тессин Младший использовал подобный упрощённый крестообразный план в церкви Ульрики Элеоноры в Сёдерхамне(1685-1692)[sv], затем в 1690 году Тессин применил снова аналогичный план в церкви короля Карла в Кюнгфорсе(1690-1700)[sv], а в 1697 году использовал его ещё раз в создании одной из двух своих церквей в шведской Карлскруне — церкви Святой Троицы[sv], которая во многом была похожа на итальянские храмы Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто, где архитекторами были — Карло Райнальди, Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Согласно сохранившимся первоначальным чертежам Тессина Младшего, церковь была спроектирована как восьмиугольник с четырьмя порталами. Внутри центральное помещение церкви было круглым. Имелся большой купол с круглыми световыми проемами. Высота купола была увеличена высоким восьмиугольным фонарем, увенчанным королевской короной. После случившегося в 1790 пожара церкви её купол был понижен по типу купола Пантеона, а корона убрана.[10]

Вид Знаменской церкви сверху до возведения заново в июле 2022 года небарочной колокольни, убранной из ансамбля усадьбы в 1930-х г.г.

Юный Никодимус Тессин с 1671 года попал под покровительство овдовевшей королевы Гедвиги Элеоноры, благодаря чему он смог отправиться в Италию в учебную поездку в 1673 году с маркизом дель Монте.[11] Они путешествовали через Германию в Верону и надолго задержались в Риме, где жившая там отрёкшаяся шведская королева-католичка Кристина устроила для него особое образование. Поэтому ему удалось поучиться у выдающихся современников — неаполитанца Лоренцо Бернини, швейцарского тичинца Карло Фонтана и римлянина Джованни Пьетро Беллори.

Он вернулся через 5 лет в Швецию в 1678 году, получив великолепное образование, но всё же был отправлен ещё во Францию ​​к королю Людовику XIV вместе с шведским дипломатом Даниэлем Кронстрём[sv]. Во Франции он получил творческие импульсы и наставничество от выдающихся мастеров ландшафтного и интерьерного дизайна — Андре Ленотра, Шарля Лебрена и Жана Берена. Некоторое время он пожил и в Англии как гость короля Карла II, где познакомился с ещё одним гением архитектуры — Кристофером Реном.

За шестнадцатилетний период 1673—1689 годов Тессин побывал девять раз в продолжительных заграничных поездках, причем в 1673—1675 вместе с отцом он посетил Мальту и Сицилию, которая тогда, как и Неаполитанское королевство принадлежала Испанской Короне.

В 1687—1688 годах, за два года до начала строительства церкви в Дубровицах, Тессин Младший совершил двухлетнее путешествие по европейским столицам и по многим маленьким городам Италии, чтобы «найти вдохновение» для создания интерьера замка королевы в Дроттнингхольме, в сопровождении скульптора Бурхарда Прехта[sv].

Об этом путешествии Тессин оставил подробный дневник[12] на немецком, итальянском и французском языках, написанный двумя разными почерками[13]. На восьмой странице дневника приводится рисунок восьми световых окон в барабане купола на восьмерике Санта-Мария-дель-Фьоре, аналогичное решение выполнено в проекте церкви в Дубровицах.

В Риме, где Тессин Младший пробыл дольше всего, находится уникальное творение Борромини — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, построенное на средства испанской общины монашеского ордена тринитариев. Борромини начал проектирование в 1634 году, это была его первая самостоятельная работа. Знаменитый фасад церкви в виде «застывшей волны» Борромини создавал тридцать лет спустя, в 1664—1667 годах и он стал его последним творением.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. Главное достоинство этого великолепного сооружения — фасад здания, демонстрирующий основную идею стиля барокко: «перетекание пространства». Подобное перетекание пространства отличает и дубровицкий храм

В Риме на вилле Боргезе (её посещение упоминается в дневнике Тессина) находится здание, крышу которое украшают крылатые существа и шары на тумбах (как было и в Дубровицах до обновления в 1850 году) — это Вольер работы Джироламо Райнальди, законченный в 1616 году.

Вольер работы Джироламо Райнальди на вилле Боргезе в Риме
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах

Близким другом Тессина Младшего в этот период был знаменитый Жан Берен (Старший) — французский рисовальщик-орнаменталист и гравёр, театральный декоратор переходного стиля от стиля Людовика XIV к стилю французского Регентства и, в частности, создатель многочисленных скульптурных и орнаментальных проектов изобильных украшений кормовых частей кораблей военного французского флота, ассоциирующихся и с подобным по стилю богатым барочным убранством церкви в Дубровицах.

Жан Берен был настолько популярен, что созданные им декоративные композиции получили в истории искусства собственное название: беренады.

Архитектурная фантазия Берена из его книги " Орнаменты"".jpg
Архитектурная фантазия Берена из его книги «Орнаменты» (фр. Ornemens inventez par J. Berain et se vendent chez ledit autheur aux Galleries du Louvre avec privilege du Roy)
Проект Тессина Арки для Коронации Королевы Ульрики.jpg
Проект триумфальной арки авторства Тессина для коронации королевы Ульрики Элеоноры в Стокгольме.
Корма королевского корабля.jpg
Убранство кормы корабля Soleil Royal, авторства официального «королевского рисовальщика кораблей» Жана Берена. Лувр

Сравнение этих двух гравюр показывает, что декорация Тессина Младшего создана под влиянием Берена или с его участием и нельзя исключать участия Берена и в разработке убранства Знаменской церкви.

Характерно, что и в более поздний период творчества Тессина Младшего, уже после смерти Берена, случившейся в 1711 году, над украшением интерьеров главного творения Тессина — Королевского дворца в Стокгольме работал целый ряд скульпторов и художников-декораторов, приглашённых специально для этой цели именно из Франции: Жак-Филипп Бушардон, Пьер Юбер Л’Аршевек, Гийом Тараваль и другие. Внешним видом стокгольмская резиденция королей обязана берниниевскому проекту палаццо Барберини, оставшемуся невоплощённым автором.

Стиль Берена, известный своими арабесками, оказал влияние на развитие декоративного искусства и развитие архитектурного стиля ультрабарокко не только во Франции, но и на Сицилии после ужасного землетрясения 1693 года(сицилийское барокко), в Испании (чурригереско) и даже в Мексике (мексиканское барокко). Он состоял в том, что вокруг центрального предмета, обычно мифологического персонажа, создавалась сеть идеально симметричных арабесок, обогащённых архитектурными элементами, кариатидами, бюстами и химерами, корзинами с цветами и плодами, музыкальными инструментами и античными жертвенниками, цветочными гирляндами, особенно с французскими лилиями (встречающимися и в дубровицком орнаменте).

Фрагмент орнамента наружной стены дубровицкой церкви

Тессин Младший, как и его отец, в других своих совместных и индивидуальных работах в протестантской небогатой Швеции с огромными военными расходами, с холодными снежными морозными зимами, сильными ветрами и ледяными дождями придерживались более сдержанного во внешних украшениях стиля — т. н. «скандинавского» барокко, имевшего своим прямым источником северо-итальянское «римское» барокко.

Файл:Пример сходства Тессина и итальянца.jpg
Пример, показывающий осваивание Тессином Младшим наследия итальянских архитекторов. Слева проект Тессина 1713 года для Королевского мемориального собора в Стокгольме, справа базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона в Риме последовательного авторства Джироламо Райнальди, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Джованни Лоренцо Бернини, строившаяся в 1652—1672 годах. (Обратите внимание на угол наклона кровли стокгольмского храма в 27 градусов, нужный для избегания пролома стропильной системы накапливающимся мокрым снегом с купола, аналогичный угол кровли был и у дубровицкого храма согласно вышеописанному рисунку из книги Вельтмана)

Особую уникальность дубровицкому храму придаёт наличие заалтарного ретабло на всю высоту восьмерика. Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения.

Ретабло впервые появилось в середине XIV в. в средневековой Испании, а оттуда распространилось и на Неаполитанское и Сицилийское королевство.

Иконостас ставится впереди престола, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, создаётся сразу позади алтаря, иногда составляя с ним единую конструкцию. Для этого в восьмерике одна грань оставлена с фальшивыми окнами снаружи.

Фальшивые окна на грани восьмирика за которыми внутри находится ретабло.

Скульптурные элементы в ретабло применяются шире, чем в православных иконостасах, где появляются только с XVIII века и обычно, за редкими исключениями, носят подчинённый или декоративный характер.

Подкупольное пространство церкви в Дубровицах. Изначально иконостас тоже был белым до обновления храма в 1850 году, а цвет стен был золотисто-охристый(палевый) до реставрации 2004 года. На первом уровне ретабло изображена сцена распятия Христа и двух разбойников на крестах. Выше уровнем изображена композиция «Восстание из гроба»(«Воскресение»), заимствованная из западноевропейской традиции(и среди римского и турецкого воинов, изображённых на ней, есть воин в испанских доспехах). Ещё выше на ретабло находится горельеф «Коронование Богородицы», причём получает коронование она от Новозаветной Троицы, что вошло в католическую церковь после XII века (до этого Богоматерь короновал Христос и располагались они на одном уровне).[14] И венчает ретабло изображение Бога Саваофа, поддерживаемого двумя ангелами. Его голову окружает треугольный нимб, символизирующий троичность Бога
Интерьер церкви до реставрации 2004 года

Позднейшее забвение в России имени шведского архитектора связано с разразившейся в 1700 году двадцатилетней русско-шведской «Северной» войной, начавшейся с битвы под Нарвой, где шведы безжалостно вырезали огромное количество бесполезных им русских пленных (пытавшихся для своего спасения надеть наизнанку собственные зеленые мундиры красной подкладкой сверху, чтобы сойти за своих союзников-саксонцев, к которым шведы были более гуманны, как к потенциальной рабочей силе, говорящей на родственном языке).

Эта война закончилась только через двадцать лет, в 1721 году Ништадтским мирным договором, по которому Россия выплатила Швеции 2 000 000 серебряных монет — иохимсталеров (ефимков), что составляло 56 000 кг серебра или половину годового бюджета страны.

Сам же владелец храма — князь Борис Голицын, по словам современников, «пивший непрестанно»[15], скончался ещё во время этой войны — в октябре 1713 года, успев принять в апреле того же года монашеский постриг во Флорищевой пустыни под именем Боголеп. По преданию[8], нетрезвый князь приказал засечь до смерти своего крепостного архитектора Владимира Белозёрова, автора церкви Рождества Богородицы в Марфине и вероятного автора Знаменской церкви в Перове, созданной по мотивам дубровицкого храма.

Известно, что после войны Пётр I заказал этому же шведскому архитектору Никодемусу Тессину Младшему проект Андреевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, где позже построили модель этого собора. Однако, скорая смерть царя помешала его строительству в натуре.

При этом Пётр I никогда не был в Швеции и не видел лично творений зодчего ни на его родине, ни более поздно построенных в остальной Европе, но тем не менее, после войны со Швецией царь передал важнейший заказ на огромный центральный столичный кафедральный собор, проектируемый на самом видном месте новой столицы именно шведу Тессину Младшему. Следовательно, ранее какое-то хорошо знакомое Петру религиозное сооружение архитектора ему очень понравилось — это могла быть только церковь в Дубровицах.

Значение будущего Андреевского собора для царя и его новой столицы было исключительно велико. Пётр I, почитавший святого апостола Андрея своим небесным покровителем, в 1698 году учредил орден Андрея Первозванного, высшую награду России, а в 1699 году — военно-морской Андреевский флаг.

В день Святой Троицы 16 (27) мая 1703 года Пётр Великий основал Санкт-Петербург, заложив в основание крепости золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея. Центр новой столицы царь создавал напротив крепости, на Васильевском острове, наметив соорудить к востоку от здания Двенадцати коллегий новую большую центральную площадь города, ограниченную проектируемым кафедральным собором для кавалеров ордена Андрея Первозванного.

Заказанный в 1724 году Тессину Младшему проект собора, который предполагали расположить на мысу между Большой и Малой Невой, на так называемой Стрелке Васильевского острова, имел особое условие — храм должен был напоминать собор Святого Петра в Риме, но быть соразмерным лондонскому собору Святого Павла, имевшего длину в 427 футов (130 м).

Архитектор выполнил этот проект в 1725 году, (будучи с 1705 года канцлером Лундского университета, а с 1717 главным судебным маршалом рикстага Швеции), и, не приезжая в Россию, прислал проектные чертежи собора.

Во время прошедшей русско-шведской войны архитекторами строившегося Санкт-Петербурга были такие крупные зодчие, жившие и даже умершие в нём, как француз Жан-Батист Леблон, немцы Андреас Шлютер и Георг Иоганн Маттарнови, итальянцы Доменико Трезини, и уехавшие Джованни Мария Фонтана, Николо Микетти, но крупнейший, важнейший и самый дорогостоящий заказ в новой столице уже после русско-шведской войны получил именно шведский архитектор, бывший в те годы уже семидесятилетним человеком.

Ещё 21 июня 1697 года Никодемус Тессин Младший был назначен суперинтендантом, в 1701 году — судебным маршалом королевства, а в 1705 году — канцлером Лундского Университета. Король Карл XII вдобавок в 1712 году назначил Тессина королевским советником и главой судебной власти, и он перестал быть королевским архитектором Стокгольма. В 1717 Никодемус Тессин стал главным судебным маршалом рикстага Швеции. За все свои усилия он был возведён в баронское и графское достоинство. Он нажил себе врагов занимаясь политической деятельностью, а после смерти Карла XII в 1718 году вступил в голштинскую партию, где хотел закончить войну и вступить в мирный союз с Россией, поэтому в 1726 году окончательно попал в немилость и был уволен Фредриком I. Никодемус Тессин Младший умер в 1728 году, и его без особых пышных государственных почестей похоронили в Большой церкви в Стокгольме.

Тот факт, что Тессин ещё при жизни Голицына стал советником короля Карла XII и высшей главой судебной власти Швеции — страны, с которой у России шла тяжёлая война, мог вызвать желание князя Голицына приказать засекретить имя архитектора своей церкви.

Корона императорская на крыше церкви в Дубровицах, как и в Амстердаме австрийская корона императора Максимилиана I на церкви Вестеркерк (в 1489 году он разрешил городу Амстердаму использовать свою корону на гербе, так что на шпиле также изображена часть герба города), особо символична, так на момент создания русской церкви царь не был ещё императором и короновался меховой шапкой-короной.

Вид сверху на стрелку Десны и Пахры. Искусственная насыпь, видимая рядом с церковью, наподобие кургана, ставшая ныне смотровой площадкой с видом на храм, появилась уже в конце XIX века при Сергее Голицыне

В русской архитектуре похожие планы использовались в соборе Высоко-Петровского монастыря, который являлся семейной усыпальницей Нарышкиных и в Знаменской церкви в имении князя Петра Голицына в Перово.

Собор Петра Митрополита (Высоко-Петровский монастырь) в 1973 году до его «состаривания» при "реставрации"в 1984 году
Церковь в Перове имеет похожие план, объёмы и пропорции

12 апреля 1684 года княжна Анастасия Прозоровская стала супругой князя Ивана Алексеевича Голицына (16581729), который был средним по возрасту из трёх братьев Голицыных. В приданое за ней были даны подмосковные сёла Петровское-Дурнево и Черемоши. После свадьбы решили строить новую церковь — каменную, и в новых формах. По-видимому, задумывалось таким образом примирить западничество Голицыных и приверженность древнему благочестию князя Прозоровского, второго человека при царском дворе после Великого Голицына.

Двоюродный брат жениха, он же фаворит Царевны Софьи — Князь Василий Васильевич Голицын-«Великий Голицын» и предложил для строящейся церкви византийскую традицию раннего Возрождения, идущую от храмовой архитектуры, получившей распространение в Византии ещё до разделения Церквей, от ранних купольных храмов Равенны.

Эти идеи нашли выражение, например, в церкви Санта Мария дель Консолационе в Тоди в Италии, построенной уже в XVI веке, её проект приписывают Донато Браманте, но документов, подтверждающих эту атрибуцию, не сохранилось.

Достоверно известно только то, что Браманте не присутствовал на строительных работах, в то время как имена мастеров (почти всех представителей его школы), следовавших друг за другом на разных этапах строительства, известны: в начале и до 1512 года работами руководил Кола ди Маттеуччио да Капрарола (1494—1518), затем, до 1518 года, Бальдассаре Перуцци, до 1565 года Джакомо да Виньола, в 1584 году Ипполито Скальца, в 1587 году Валентино Мартелли.

Будущий храм Успения как бы соединял восток и запад, демократизм и патрицианство, это был не «византизм», а позднегреческая архитектура — «тетраконх» в форме четырёхконечного энколпиона, — получившая распространение и в восточной Италии, и в Греции, и на Балканах, а также в Грузии и в Армении.

В храме в Петровском была ещё реализована идея 12 колонн — по числу апостолов, из них 4 большие опоры олицетворяли 4-х евангелистов. В будущем храме в Дубровицах эта символическая идея уже была доведена до абсолюта и на крыше сооружения были установлены их статуи.

Успенская церковь в Петровское-Дурнево авторства князя Василия Васильевича Голицына, прототип Дубровицкого храма

В процессе современных раскопок фундамента церкви выявлены, известные и ранее, у юго-западного пилона четверика — основание и конструкция небольшого закрытого помещения, «тайника» — для царицы Прасковьи Федоровны, царевен Софьи и её сестер, которые с царем Иоанном Алексеевичем, бывали в храме и были на его освящении. Этот «тайник» — комнатка в 2,5 аршина, или около 2 м² — архитектурная особенность: царских особ женского пола не должно было видеть.

Так же при раскопках было обнаружено гульбище, как и церкви в Дубровицах. Строительство храма в Петровском осуществлялось при очевидном внимании к нему царевны Софьи, царя Иоанна Алексеевича с супругой, царицей Прасковьей Федоровной, и, наверное, многих кузенов Голицыных — они с патриархом Иоакимом, который и жил рядом с Петровским, в селе Дмитровском, присутствовали при освящении храма. Известно, что и Софью интересовали вопросы архитектуры — при её живом участии был отстроен Новодевичий монастырь, построена его необыкновенная колокольня, сооружены постройки в царской вотчине в Измайлове, в том числе не существующая ныне церковь «Иоасафа — царевича индийского».[16]

В другом имении Ивана и Анастасии Голицыных Гиреево в 1714—1718 годах было выстроено ещё одно повторение (справа) церкви в Петровском-Дурневе. (слева). Возможно церковь возводилась в память умершего в том году в ссылке Великого Голицына — двоюродного брата князя Ивана.

В 1684—1688 годах в подмосковном селе Петровское-Дурнево, имении Прозоровских, родственников Голицыных, была построена Успенская церковь с точно таким же 12 лепестковым планом в виде голгофского креста как и у будущей церкви в Дубровицах.
В 1714—1718 годы в другой усадьбе князя Ивана Голицына, брата известного боярина Бориса Голицына, супруга княжны Анастасии Прозоровской была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного образа с более простыми формами и планом.

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I и даже был позднее одним из четырёх руководителей страны во время двухлетнего отсутствия царя в России во время Великого посольства вместе с князь-«кесарем» Ромадоновским, князем Прозоровским и Львом Нарышкиным, в имении Дубровицы развернулось большое строительство. В 1689 году Борис Голицын подвергся временной опале из-за близкой дружбы со своим двоюродным братом князем Василием Голицыным — фаворитом царевны Софьи и был вынужден удалиться в своё имение.

Великий Голицын — князь Василий Васильевич, фаворит царевны Софьи, в рыцарских доспехах и горностаевой мантии или долматике
Портрет Марфы Федоровны Матвеевой (ранее: Портрет царевны и правительницы Софьи Алексеевны) находящийся в резиденции французских королей - Лувре
Портрет Марфы Федоровны Матвеевой (ранее: Портрет царевны и правительницы Софьи Алексеевны) находящийся в резиденции прусских курфюстов в Шарлотенбурге

Как известно, Царевну Софью и её фаворита Василия Голицына разделяла разница в возрасте в 13 лет и сильно объединяла общая страсть к современной им новой архитектуре. В семилетний период правления Софьи было построено в Москве более 3000 каменных зданий, некоторые из них, как например Церковь индийского царевича Иоасафа в Измайлове, Великий Голицын и царевна Софья проектировали собственноручно.

Церковь индийского царевича Иоасафа в царской резиденции Измайлово 1685—1687 гг., перестроенная в нижней части и колокольне архитектором Тоном в середине XIX века. Исследователи считают единственный житийный источник о царевиче — знаменитую «Повесть о Варлааме пустыннике и Иосафате царевиче», авторство которой православная традиция относит к преподобному Иоанну Дамаскину, средневековой христианской переработкой легенд о Будде[17].

Многие другие более поздние выдающиеся однотипные московские постройки конца XVII века в подобном стиле (позднее названном «нарышкинским» барокко, так как они строились в основном на деньги клана ближайших родственников царя Петра — Нарышкиных) и ранее приписываемые Якову Бухвостову, (который оказался на деле всего лишь их подрядчиком)[18] дают возможность предположить авторское участие Царевны Софьи и Великого Голицына в создании их первоначальных проектов. Примечательно, что все эти особые однотипные «царские» церкви построены ближайшими родственниками царя Петра, имевшими тесные семейные связи с Голицыными или Прозоровскими. В 1686 году Великим Голицыным был заключён Вечный мир с Польшей. Речь Посполитая обязалась предоставить православным свободу вероисповедания, а Российское правительство отвечало взаимностью в отношении своих католических подданных. На 1687 год в Москве не было ещё ни одного католического храма, против трёх имевшихся протестантских храмов, хотя число католиков в русском царстве резко выросло после присоединения Киева и Южной Украины к России. Весьма вероятно, что проект Знаменского храма изначально заказал Тессину не сугубо православный фанатичный князь Борис, а сам князь Василий Голицын, в качестве первого католического храма в Москве и архитектурного подарка царевне Софье.

Как известно, находящаяся на другом берегу Москва-реки напротив Кремля церковь Святой Софии, находящаяся в месте, где компактно были поселены новгородские бояре при Иване III, (в том числе и Голицыны) была разобрана в 1687 году для дальнейшей перестройки, притом что впервые церковь в камне появляется в источниках лишь в 1682 году. Предположительно, на её месте на острове Балчуг и планировалось первоначальное расположение церкви Тессина как Софийского католического собора.

Современный вид с Кремлёвского холма на колокольню XIX века церкви Святой Софии, вынесенную на общую линию зданий набережной, в отличие от старой церкви располагающейся в глубине участка и которая не видна на фото. Церковь с золотыми куполами вдали это Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Скульптурный театр на крыше храма Тессина, который почти не виден снизу нынешним посетителям Дубровиц, был бы прекрасно виден с окон кремлёвского дворца, где и жила царевна.

Скульптурный «театр» на крыше

Корона наверху дубровицкого храма это именно корона Софьи, так как в её правление только она носила подобную корону, в то время как её малолетние братья — русские цари носили головной убор в виде шапки Мономаха.

Файл:Василий Верещагин.Цари Иоанн и Пётр Алексеевичи. Правительница Софья Алексеевна в короне.jpg
Художник Василий Верещагин. Цари Иоанн и Пётр Алексеевичи. Правительница Софья Алексеевна в короне.

По проекту Тессина, под полом дубровицкой церкви расположено огромное белокаменное помещение, предназначенное для захоронения в склепах особо важных персон. Оно было обнаружено только при реставрации в 2003 году, когда были сняты старые каменные полы и освобождён от грунта, собиравшего влагу, цоколь здания. Стены, сложенные из белого камня, были отшлифованы, под Царскими вратами иконостаса располагалась белокаменная арка, а в алтарной части под престолом, — столб. Исследователь К. А. Семёнов, автор книги «Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения» и служитель в этой церкви, изучив все доступные источники, сделал вывод, что цоколь был засыпан грунтом ещё при строительстве и отделке храма в XVIII веке.[19] Этот момент указывает, что Князь Борис не был первоначальным заказчиком проекта храма, а получил его в готовом виде и фамильный склеп в квазикатолическом храме ему оказался не нужен.

Храм был заложен 22 июля (1 августа) 1690 года в память о прекращении опалы и возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Строительство здания храма велось семь лет, в летний период. В зимний период в специально построенных бараках работали резчики по камню. Камень доставляли по реке Пахре из Сьянских каменоломен.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными.

Высокий фундамент обведён открытым гульбищем, обильно декорированным резьбой и орнаментом, расположенным вдоль парапета. В церкви в Дубровицах лестничные марши на гульбище идут со всех четырёх сторон (в том числе с алтарной), что в архитектуре того времени было явлением исключительным[20].

Лестницы ведут к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз[21]. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков[22]. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании[22]. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно[23].

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны святитель Иоанн Златоуст, под его пятой мешок с деньгами, а с правой — святитель Григорий Богослов с книгой и лежащей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние святителя Василия Великого. Восемь из двенадцати скульптурных фигур апостолов разделяли грани восьмерика по его углам, и ещё четыре фигуры апостолов были расположены вне стенной декорации, перед окнами[23].

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона[24]. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий[25].

Скульптурные рельефы на евангельские сюжеты внутри храма в соответствии с ярусным членением расположены регистрами. Большинство из них были выполнены артелью мастеров из южной Швейцарии, работавшей также над скульптурным декором Меншиковой башни и собора Богоявленского монастыря. Известно, что в оформлении интерьера принимали участие итальянские мастера-каменщики и среди них будущий архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини.[26] Композиции изготавливали на месте. Для этого использовалась кирпичная основа на известковом растворе, крепившаяся к стене железными пиронами. Основа обмазывалась алебастром, и окончательно фигуру или узор моделировали в гипсе.

Подтверждением тому, что купол был расписан (до наших дней роспись не сохранилась), служит архивная запись: в «1827-1828 годах крепостной художник Михайло Пименов, обновляя росписи в Дубровицком храме, упал с лесов и убился насмерть».[26]

После окончания строительства самого здания ещё семь лет храм ждал освящения.

Считается, что патриарх Адриан, ставший им в 1690 году, отказался освящать храм, сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю. На самом деле в эти годы патриарх Адриан был сильно болен, парализован и не покидал своё подворье.

Только после его смерти открытие и освящение храма 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил новый экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), в присутствие царя Петра I и царевича Алексея, приглашённых Голицыным[27].

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1780-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах[6][28].

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она была выполнена в ином стиле и характер её архитектуры был более примитивным — спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. В куполе колокольни были сделаны слуховые окна, предназначенные для усиления звука. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя святых мучеников Адриана и Наталии[6]. Сама колокольня рядом с барочным пышным храмом казалась «скучноватой — прозой после поэзии», как выразился в 1910 г. архитектор Красовский.[29]

В конторе имения хранился проект её перестройки, составленный архитектором Ивановым, старавшимся приблизить её стиль к барокко. Там же находился план надстройки колокольни, сделанный архитектором Ф. Ф. Рихтером. Оба эти замысла, имевшие целью снизить дисгармоничность колокольни в ансамбле усадьбы, так и остались на бумаге не воплотившись в жизнь.[30]

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлено обновление храма — латинские записи переведены на русский язык, большие ангелы в рост человека на кровле заменены примитивными ангелочками небольшого размера. 27 августа 1850 года храм был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания»[31]. По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов[28].

Частично сохранился уникальный деревянный резной иконостас, над входом на высоте расположены хоры и ложа, в которой молились на церковных службах князья Голицыны и как минимум один раз при освящении храма сам царь — Пётр I вместе со своим сыном, царевичем Алексеем.

Галерея

Знаменская церковь (Дубровицы) интерьер 2.jpg
Интерьер церкви с барочным резным иконостасом — ровесником храма
Dubrovitsy church of Sign Interior.jpg
Хоры церкви на фотографии Петра Павлова
Скульптура у Знаменской церкви (Дубровицы).jpg
Скульптурное убранство, нехарактерное для русско-византийской традиции
Дубровицы, храм Знамения и взорванная колокольня, 1930 г.jpg
Дубровицы, храм «Знамения» и взорванная колокольня, 1930 год
Главный дом Дубровицы.jpg
Вид на усадьбу "Дубровицы" из Подольска
Дубровицы-01858.jpg
Вид на реку Десну рядом с храмом
Река Пахра у поселка Дубровицы, Подольский район,Московская область.jpg
Вид на реку Пахру и место впадение реки Десны в неё рядом с храмом
RR5111-0132R.gif
Реверс монеты 3 рубля 2004 года чеканки
Знаменская церковь... (Дубровицы).jpg
Вид церкви в ненастный день
Знаменская церковь (Дубровицы) вечер 2.jpg
Храм в зимний вечер
Dubrovitsy church of Sign (20).JPG
Фрагмент орнамента храма
Дубровицы Певческое поле.jpg
Вид на Певческое поле перед храмом
Певческое поле (дубровицы).jpg
Певческое поле и храм

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа (ЦПШ), а также богадельня для малоимущих на девять человек (действовала в 1890[32]). Дубровицкая ЦПШ была открыта в 1889 году князем Сергеем Михайловичем Голицыным, который с самого основания школы являлся её попечителем и содержал школу на свои средства. Учащихся на 1 января 1909 года было — 54 человека[33]. В 1907 году богадельней заведует Александр Михайлович Рябов[34]. В 1913 году богадельня в селе Дубровицы на пять человек, содержится на средства князя С. М. Голицына[35].

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в художественно-бытовой музей[36], первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования. Также под колокольней, по свидетельству В. Д. Цветаева, посетившего Дубровицы в начале ХХ века, находился музей-кладовая[37]. В план экскурсий входило и знакомство с уникальным по своей архитектуре Знаменским храмом[38]. В феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. Годом раньше постановлением волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории усадьбы, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы»[39].

В конце 1950-х годов Дубровицкая церковь пребывала в запустении. Её крыша проржавела насквозь; все без единого исключения стёкла были выбиты; зимой внутри церкви лежал снег. Резной золочёный иконостас выглядел искалеченным и изломанным; статуи, окружающие церковь, были побиты или вовсе исчезли. Резной белокаменный парапет наполовину обвалился; многие детали сложнейшей каменной резьбы были оббиты и испорчены. Ступени каменных лестниц, украшенные тончайшим орнаментом, были поломаны и провалились[40].

C 1966 по 1989 год Министерство культуры СССР вело реставрационные работы, планируя использовать храм как музей культового зодчества[41]. Первые попытки устроить в храме что-то вроде музея предпринимались еще в конце XIX века. Владелец Дубровиц князь Сергей Михайлович Голицын вел переговоры с Российским археологическим обществом о передаче храма в ведение общества. Правда переговоры эти ничем не завершились, и храм остался в прежнем статусе[42].

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине[43]; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице.

2 августа 1990 года Совет по делам религий постановил зарегистрировать общину Русской православной церкви в посёлке Дубровицы и поручил Московскому областному совету церковь Знамения Пресвятой Богородицы передать общине. Московский областной исполнительный комитет отказался выполнять решение. Конфликт разбирался в Верховном Совете РСФСР, отказ Мособлисполкома был признан необоснованным[44].

Первая литургия в возобновлённой церкви была служена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся на хранении во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию Великого освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма, возвращены стихи на латыни[28].

В 2022 году, спустя 90 лет после разрушения, колокольня восстановлена по старым фотографиям и чертежам. Ее нынешний вид максимально приближен к колокольне, которая когда-то располагалась к югу от Знаменской церкви. Колокола отлили в Воронеже. Трехтонный Благовест установили на колокольню 16 июля 2022 года, освящение колоколов совершил архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. В нижнем ярусе колокольни устроен храм в честь мучеников Адриана и Наталии. Иконостас храма в колокольне создан палехскими мастерами, а скульптурные барельефы выполнены творческой мастерской Даши Намдакова. 8 ноября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма мучеников Адриана и Наталии воссозданной колокольни[45].

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 года. В настоящее время в ней в пяти классах обучаются около 80-ти детей в возрасте от четырех до тринадцати лет. Духовником школы является настоятель Знаменской церкви протоиерей Андрей Грицышин. Также при храме открыто отделение Библейско-богословских курсов Московской митрополии для желающих изучать Священное Писание, православное вероучение и богослужение.

При храме действует детская театральная студия. Ставятся рождественские и пасхальные представления, спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков[46]. Обзорные экскурсии по храму и усадебному комплексу в Дубровицах проводит паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы[47].

Святыни храма

Репрессированные православные священно- и церковнослужители

  • Порецкий Михаил, протоиерей[53]. Даты жизни: около 1881—1930-е гг. Был арестован в начале 1930 года. Приговор: ссылка в Среднюю Азию. Умер в ссылке, в Семипалатинске, Средняя Азия.
  • Пономарёв Василий Сергеевич, псаломщик[54]. Даты жизни: около 1872—1948 гг. Арестован в 1937 году. Приговор: 10 лет ИТЛ системы ГУЛАГ.

Настоятели церкви, клирики и Дубровицкая ЦПШ

Настоятели церкви за всю историю
Даты служения Настоятель
… — …
… — после 1741 иерей Иоанн Семенов[55]
… — …
до 1784 — после 1787 иерей Сергий (Романовский)[56]
… — после 1793 иерей Сергий (Иванов)[57]
до 1804 — после 1807 священник Емелиан Иванов
до 1812 — после 1833 священник Иоанн Михайлов[55]
февраль 1834 — март 1834 священник Иоанн Горский[58]
до 1837—1852 священник Иоанн Георгиев (Булкин)[55]
(прослужил священником 42 ½ года)
1853 — после 1865 священник Алексий Павловский[55]
до 1873—1882 священник Алексий Смирнов[59]
1883—1894 священник Пётр Скворцов[55]
1895—1912 священник Леонид Ильинский[55]
1913—1929 священник Михаил Порецкий[55]
1929—1990 N период закрытия храма
1990—1999 протоиерей Сергий По́зоров[55]
ноябрь 1999—2004 священник Александр Катков[55]
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин[60]
Дубровицкая церковно-приходская школа
Даты Законоучитель Учитель Попечитель
с 1889 года священник Леонид Ильинский[61]
(В 1888 году выпускник Московской
духовной семинарии.
Заведующий школой с 1895 года[33].)
Иван Сергеевич Смирнов[61]
(Учитель преподавал чтение, письмо
и арифметику.)
князь С. М. Голицын
1889—1912 священник Леонид Ильинский
(В 1907 году избран членом
Подольского отделения
Московского епархиального
училищного совета[62].)
Екатерина Павловна Омирова[63]
(Окончила в 1894 году Московское
Мариинское епархиальное училище.)
князь С. М. Голицын[64]
Приход Дубровицкой церкви до её закрытия в 1930 году
Даты Ктиторы и руководство общины мирян
1848—1859 Попечитель прихода, московский генерал-губернатор Арсений Андреевич Закревский[65]
В 1850 году в приходе находилось 13 деревень[66].
1864—1912 церковный староста, князь Сергей Михайлович Голицын[67]
до 1877 — … ктитор, дипломат Кирилл Михайлович Нарышкин[68]
1890—1912 ктитор, князь Сергей Михайлович Голицын[69]
Притч Дубровицкой церкви до её закрытия в 1930 году
Даты служения Клирики церкви
до 1780 — … диакон Иоанн Самойлов[55]
1834 — после 1855 диакон Иоанн Васильев (Березкин)[55]
до 1837 — после 1873 дьячок Александр Васильев (Сокольский)
до 1824—1850 пономарь Василий Егоров
до 1852—1890 пономарь до 1880; с 1884 псаломщик Димитрий Иванов (Виноградов)
до 1873—1905 диакон Павел Омиров
1892—1905 псаломщик Сергий Боманов
1906—1926 диакон Иоанн Омиров[55]
1907—1929 псаломщик Василий Сергеевич Пономарёв[70]
до 1913—1929 регент Михаил Данилович Суханов[71]
1926—1929 диакон Димитрий Омиров[55]

Примечания

  1. 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил храм в список объектов, находящихся под угрозой разрушения Архивная копия от 15 мая 2010 на Wayback Machine.
  2. Подольская епархия Московской митрополии Архивная копия от 21 апреля 2021 на Wayback Machine.
  3. Яковлев А. Н. Купол // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 367—379. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
  4. Вельтман А. Ф. Обновления Храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах (Московской губернии, Подольского уезда, в имении Графа М. А. Дмитриева-Мамонова), основанного в 1690 году и освященного в 1704 году в присутствии Храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. — М., 1850.
  5. 5,0 5,1 Тарунов, 1991.
  6. 6,0 6,1 6,2 Семёнов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  7. Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7.
  8. 8,0 8,1 Греч, 1925, с. 73—75.
  9. Н. В. Кожар, Н. С. Будыко. История архитектуры Германии V – начала XX веков: учебно-методическое пособие для студентов 2-го курса специальности «Архитектура». — Мн., 2011. — С. 47. — 93 с. — ISBN 978-985-525-649-7, 985-525-649-2.
  10. Trefaldighetskyrkan i Karlskrona av Marian Ullén. Kyrkobyggnader 1760—1860 Del 1 Skåne och Blekinge.Sid.116-128
  11. Den introducerade svenska adelns ättartavlor utgivna av Gustaf Elgenstierna, band VIII (Stockholm 1934) sid. 240—241
  12. Diario di un viaggio in Italia (Tessin)/Dell’Architettura, delle vite et opere di varii Architetti — Wikisource.
  13. [Category:Nicodemus Tessin den yngre dagbok från resa 1687—1688. https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Category:Nicodemus_Tessin_den_yngre_dagbok_fr%C3%A5n_resa_1687-1688 Архивная копия от 8 января 2014 на Wayback Machine]
  14. К. А. Семёнов Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М.,: Памятники исторической мысли 2006.- 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.85)
  15. Глушкова Вера Георгиевна «Усадьбы Подмосковья. История. Владельцы. Жители. Архитектура» Издательство: Вече, 2021. — С. 208.
  16. В. В. Перцов. Необычная история храма в Петровском."Наше Наследие" № 92 2009
  17. Mershman F. Barlaam and Josaphat // The Catholic Encyclopedia. Vol. 2. New York: Robert Appleton Company  (англ.), 1907
  18. Бусева-Давыдова И. Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1988. Вып. 36. С. 43-56.
  19. К. А. Семёнов Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М.,: Памятники исторической мысли 2006.- 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.201)
  20. Спрингис Е. Э. Гульбище // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 431—432. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  21. Греч, 1925, с. 75.
  22. 22,0 22,1 Греч, 1925, с. 76.
  23. 23,0 23,1 Греч, 1925, с. 77.
  24. Греч, 1925, с. 78.
  25. Греч, 1925, с. 81.
  26. 26,0 26,1 Елена Князева. «В России она чужестранка». Журнал «Искусство» № 6 2009 г.
  27. «Дубровицы» на реке Пахре. Архивировано 12 марта 2012 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 84—91. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  29. Красовский М. В. Церковь села Дубровицы. // Известия Императорской Археологической комиссии. СПб., 1910, вып.34.
  30. К. А. Семёнов Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М.,: Памятники исторической мысли 2006.- 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.145)
  31. Филарет, 1885, с. 95.
  32. Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов). — М.: Губернская Типография, 1890. — С. 322.
  33. 33,0 33,1 За четверть века. 1884–1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. — М.: Синодальная Типография, 1910. — С. 502.
  34. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год. — М.: Губернская Типография, 1907. — С. 470.
  35. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1914 год. — М.: Губернская Типография, 1913. — С. 344.
  36. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет. Записки сообщества. vk.com (26 июня 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  37. К.Семенов, 2004, с. 50.
  38. К.Семенов, 2004, с. 65.
  39. Официальный сайт Подольского благочиния. Знаменский храм (1690). podolskoe-blago.ru. Дата обращения: 26 сентября 2022. Архивировано 26 сентября 2022 года.
  40. Новый мир, 1957, с. 279.
  41. Подмосковные Дубровицы // Наука и жизнь : журн. — 2005. — № 6. — С. 74–79.
  42. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет. Записки сообщества. vk.com (22 сентября 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  43. Храм Знамения в Дубровицах.
  44. * Баранова С. И., Мерзлютина Н. А., Печников М. В., Пидгайко В. Г. Крутицкая кафедра // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 66—86. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
  45. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Святейший Патриарх Кирилл освятил храм мучеников Адриана и Наталии воссозданной колокольни Знаменского прихода в пос. Дубровицы Московской области. www.patriarchia.ru (8 ноября 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022. Архивировано 8 ноября 2022 года.
  46. Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах
  47. Паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы
  48. Грицышина, Татьяна. Радуйся, Владычица, знамение милости Твоея нам являющая / Татьяна Грицышина, Эльвира Филипович // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2015. — № 4. — С. 2–3.
  49. Иконы спасают учёные / Святыни // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 12–13.
  50. Карпухина, Юлия. Порецкие: Жизнь во Славу Божию. О том, как искали дело отца Михаила, а обрели мощи священномученика Николая // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2021. — № 2. — С. 9–15.
  51. Святыни Знаменского храма в Дубровицах
  52. И Богу угодно, и людям хорошо / Современная жизнь // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 30–31.
  53. База данных о репрессированных православных священнослужителях и мирян Средней Азии и Казахстана. Порецкий Михаил Андреевич. turkestanskaya-golgofa.info (13 мая 2022). Дата обращения: 7 сентября 2022. Архивировано 7 сентября 2022 года.
  54. Священноцерковнослужители Тверской епархии. Василий Сергеевич Пономарев. tvergedcom.ru. Дата обращения: 7 сентября 2022. Архивировано 7 сентября 2022 года.
  55. 55,00 55,01 55,02 55,03 55,04 55,05 55,06 55,07 55,08 55,09 55,10 55,11 55,12 К.Семенов, 2004, с. 83.
  56. Романовский Сергий, священник. Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии, Подольской округи, в селе Дубровицах… — Дубровицы, Московская область: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, 2010. — 49 с.
  57. Храм Архангела Михаила в Михайловском - Никольская церковь, село Лямцино. Архивировано 24 июня 2022 года.
  58. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах - священнослужители XIX - XX вв.. Архивировано 24 июня 2022 года.
  59. Зёрнов В. Д. Записки русского интеллигента. — М.: Индрик, 2005. — С. 180—181. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-319-0.
  60. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах - Духовенство храма. Архивировано 24 июня 2022 года.
  61. 61,0 61,1 Аврорин А. В. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год. — М.: Губернская Типография, 1899. — С. 519.
  62. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год. — М.: Губернская Типография, 1907. — С. 471.
  63. К.Семенов, 2004, с. 62.
  64. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1904 год. — М.: Губернская Типография, 1903. — С. 408.
  65. Дмитровский И. А.. Дубровицы, знатное село. Имение князя С. М. Голицына (репринт). — Книга по Требованию. — М., 2017. — С. 27, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1.
  66. Вельтман А. Ф. Обновления Храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах (Московской губернии, Подольского уезда, в имении Графа М. А. Дмитриева-Мамонова), основанного в 1690 году и освященного в 1704 году в присутствии Храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. — М., 1850. — С. 11.
  67. Дмитровский И. А. Дубровицы, знатное село. Имение князя С. М. Голицына (репринт). — Книга по Требованию. — М., 2017. — С. 28, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1.
  68. Храмы России — Нарышкин Кирилл Михайлович — ктитор. Архивировано 24 июня 2022 года.
  69. Храм Знамения Богоматери. / Прибавление к Церковным ведомостям : Синодальная Типография. — С.-Петербург, 1890. — № 34. — С. 1135.
  70. Храмы России — Пономарев Василий Сергеевич - псаломщик. Архивировано 24 июня 2022 года.
  71. К.Семенов, 2004, с. 63.

Литература

  • Борисевич, Е. Вокруг Москвы. Путеводитель «Афиши». Издание четвёртое. / Е. Борисевич, И. Волошина, Н. Акимова. — М.: Афиша Индастриз, 2008. — 328 с.
  • Греч А. Н. Дубровицы // Подмосковные музеи : Путеводители Вып. 4. / Под ред. Ив. Лазаревского и В. Згура. — 1925.
  • Колосова А. Г., Фёдорова Р. П. Дубровицы, «Воздвиг он храм сей величавый». / 4-е изд., перераб. и доп. — Дубровицы, Московская область. — Отпечатано в ОАО «Тульская типография». 2009. — С. 1—94.
  • Красилин М. М. Знаменская церковь в Дубровицах. (О превратностях судьбы неизученного памятника архитектуры XVIII в. в подмосковном имении Голицыных.) // Наше наследие : журнал. — 1991. — № 23.
  • Поездка в Дубровицы. Реплики // Новый мир : Журнал. — 1957. — Апрель (№ 4). — С. 278—279.
  • Семёнов К. А. Преславное Знамение: К трёхсотлетнему юбилею Великого освящения храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы 1704—2004. — Дубровицы, 2004. — 91 с. — 5000 экз.
  • Слово по обновлении храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах // Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. — Т. V. — М., 1885.
  • Тарунов А. М. Дубровицы. — М.: Московский рабочий, 1991. — 112, [16] с. — (Памятники Подмосковья). — 45 000 экз. — ISBN 5-239-01177-X.

Ссылки