Зинченко, Пётр Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Иванович Зинченко

Пётр Ива́нович Зи́нченко (29 июня [12 июля1903, сл. Николаевская, Астраханская губерния — 17 февраля 1969, Харьков) — советский психолог и педагог, представитель харьковской школы психологии.

Биография

Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно-исследовательских институтах и вузах Харькова. Доктор педагогических наук (1959), с 1960 года профессор, заведующий кафедрой психологии и руководитель психологической лаборатории Харьковского университета. В 1963 году основал и возглавлял до своей смерти кафедру психологии в Харьковском университете. Наиболее крупные достижения Зинченко связаны с изучением возрастного развития, непроизвольной и произвольной памяти.

Научная деятельность

С середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. Первые экспериментальные работы Зинченко (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли американские когнитивные психологи Н. Сламека (N. J. Slamecka) и П. Граф (P. Graf) (The generation effect: delineation of a phenomenon, 1978), давшие ему название «эффект генерации» (generation effect): лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется. Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости должен называться «эффектом Зинченко». Исследования Зинченко имели тесную связь с педагогической практикой.

Основные публикации

  • Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187.
  • О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 189—213.
  • Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР в 2-х тт. Т. 1, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
  • Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 c. (См. тж. Непроизвольное запоминание и деятельность, idem, Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М., 1979. С. 207—216.)

Семья

Дети стали известными психологами:

  • Владимир Петрович Зинченко (1931—2014) — психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик РАО (1992); один из основателей инженерной психологии и эргономики в России.
  • Татьяна Петровна Зинченко (1939—2001) — психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии.

Примечания

Литература

Биографические сведения

Литература о психологии памяти