Зингшпиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Зи́нгшпиль (нем. Singspiel досл. «пьеса с пением»; singen с нем. — «петь» и spiel с нем. — «пьеса, игра») — музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII века и начале XIX века; пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преимущественно комического содержания. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что зингшпиль был жанровым предшественником более современных водевиля и мюзикла[1].

История

В Германии понятие зингшпиль применялось уже с XVI века для обозначения сценических мадригалов, а также церковных, придворных и иных представлений с музыкой. В северной Германии жанр зингшпиля формировался под влиянием английской «балладной оперы», в особенности «Оперы нищего». Началом его считают постановку немецкой обработки «балладной оперы» «Чёрт на свободе» по балладной опере Чарлза Коффи «Быть беде!» („The Devil to Pay“, 1731) с музыкой композитора И. Штандфуса (1752).

Музыка зингшпиля проста, рассчитана на популярность, тесно связана с народной музыкальной культурой. Занимает в пьесе главное место, но количественно может быть ограничена (в зингшпиле «Директор театра» Моцарта, кроме увертюры, всего 4 музыкальных номера). По содержанию зингшпили связаны с мещанской драмой. Строились на бытовых, «прозаических» сюжетах, но включали в себя и элементы сказочности, идилличности, иронии. Некоторые зингшпили были пронизаны критичным отношением к действительности, им были присущи демократические тенденции. 3ингшпили впитали традиции итальянской, французской, английской комической оперы.

Классические образцы зингшпиля — у Моцарта («Похищение из сераля», нем. „Die Entführung aus dem Serail“, 1782; «Директор театра», 1786) характеризуются углублённой тематикой, усложнённой музыкальной драматургией. Преодолевая узость жанра, Моцарт преобразует зингшпиль в новый тип комической оперы («Волшебная флейта», 1791). Популярными авторами зингшпиля были И. Штандфус («Чёрт на свободе», 1752), Антонио Сальери («Негры», 1804), И. А. Хиллер, В. Мюллер, И. Шенк, К. Диттерсдорф («Доктор и аптекарь», 1786), И. Андре, X. Г. Нефе, И. Ф. Ройхардт, Ф. Кауэр (с его известной оперой-зингшпиль «Дева Дуная», обошедшей чуть ли не все музыкальные сцены Европы первых лет XIX века[2]) и другие. В литературном развитии зингшпиля принял участие И. В. Гёте, который написал тексты к зингшпилям Рейхардта «Йери и Бетели» и «Эрвин и Эльмира». Известны также зингшпили с либретто на датском языке Джузеппе Сарти.

С развитием романтизма в музыке и распространением итальянской оперы интерес к зингшпилю снижается. В течение первой половины XIX века зингшпиль и родственные ему формы (лидершпиль и другие образцы ранней комической оперы) окончательно исчезают.

Литература

  • Schletterer Н. М. Das deutsche Singspiel von seinen ersten Anfängen bis auf die neueste Zeit. Augsburg, 1863.
  • Calmus G. Die ersten deutschen Singspiele von Standfuß und Hiller. Leipzig, 1908.
  • Moser H. J. Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, В.- Stuttgart, 1928-30.
  • Ломтев Д. Г. «Оба Фра Дьяволо»: венский зингшпиль по-петербургски// Музыковедение, 2010, № 4, с. 14–19.

Примечания

  1. Зингшпиль // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2. (CC BY-SA 3.0)
  2. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ. Дата обращения: 31 октября 2010. Архивировано 7 ноября 2011 года.

Ссылки