Зизаний, Лаврентий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лаврентий Иванович Зизаний
Лаврентий Зизаний миниатюра XVIII века (с оригинала XVII века)
Первый на Руси словарь — «Лексис» Лаврентия Зизания (1596 год). Слева — лексика книжная, то есть церковнословянская, справа — живая лексика Юго-Западной Руси

Лаврентий Иванович Зизаний, также — Лаврентий Тустановский (настоящая фамилия — Куколь; около 1570[1] — после 1633) — украинский и белорусский языковед, писатель, переводчик, педагог, православный богослов и церковный деятель[2][3]. Брат Стефана Зизания.

Биография

Преподавал церковнославянский и греческий языки до 1592 года — во Львовской братской школе, 1592—1596 — в Берестейской, 1596—1597 — в Виленской (ныне Вильнюс) братских школах.

1597—1600 — был домашним учителем в семье князя Богдана Ивановича Соломирецкого в его имении возле Минска, 1600—1602 — князя Александра Константиновича Острожского в Ярославле Галицком.

1612—1618 — священник соборной церкви в местечке Корка близ города Ровно.

В 1620-х годах по приглашению архимандрита Киево-Печерской лавры Елисея Плетенецкого приехал в Киев, участвовал в редактировании лаврских изданий, переводил с греческого языка на церковнославянский, занимался проповеднической деятельностью.

Написал на западнорусском языке «Катехизис» (изд. 1627), полемический трактат с критикой основ католицизма и протестантизма. Перед этим (1626) в Москве, участвовал в миссии митрополита Иова Борецкого в Москву, где он представил патриарху Филарету рукопись своего катехизиса для правки. Патриарх поручил исправление богоявленскому игумену Илье и справщику Григорию Онисимову. По поводу некоторых спорных мест у Лаврентия Зизания состоялась с ними дискуссия, где Зизаний показательно отказался от всех тех утверждений, которые были заподозрены московскими цензорами. И хотя катехизис Зизания был напечатан в 1627 году, тем не менее, московский патриарх Филарет не позволил выпустить произведение в свет. В ре­зуль­та­те уже из­дан­ный «Ка­те­хи­зис» был сожжён, со­хра­ни­лось лишь 4 экз[4]. По мнению патриарха Филарета эта книга была не выражением веры православной церкви того времени, а лишь «сочинением одного литовского протопопа, исправленным двумя московскими грамотеями»[5][6]. Случайно уцелело несколько экземпляров. В «Катехизисе» Зизаний манифестировал свои рационалистические и гуманистические взгляды, в частности, объяснение многих явлений естественными причинами и критику оккультных наук, в частности, астрологии; ставил под сомнение догмат о единосущности Троицы и обосновал тезис о свободе воли человека, способного «самовластно» делать выбор между добром и злом. Относительно происхождения души, Зизаний-Тустановский выражает мысль о создании души Богом и её бессмертии и одновременно передаче её от родителей к детям через естественное зачатие. Осмысление общественно-полит. проблематики сводится у Зизания-Тустановского к отстаиванию принципа равенства всех людей перед Богом. Он дает неоднозначную оценку богатству, считая, что оно, в зависимости от использования, может быть добром или злом. Труды Зизания-Тустановского стали вкладом в развитие философской терминологии. После 1627 года издавался в гродненской старообрядческой типографии в 1783, 1787 и 1788 годах (издания отличаются лишь деталями оформления). Также издан в типографии Единоверческой Святотроицкой Введенской церкви в 1874 г.

Прение о катехизисе напечатано Тихонравовым в «Летописи русской литературы и древностей» (кн. IV, отд. II, и отдельно Общ. Люб. Др. Письм., СПб. 1878 № XVII).

1627 вернулся в Киев, где вместе с А. Мужиловским анализировал книгу Мелетия Смотрицкого «Apologia peregrinatiey do Kraiow Wschodnych» («Апология путешествия в восточные края»). 1628 на Киевском церковном соборе выдвинул против автора книги 105 пунктов обвинений за отступничество от православия .

1628 вернулся в Корец. О дальнейшей его судьбе данных не имеется.

В 1596 издал азбуку и церковнославянскую грамматику. Грамматика Зизания — один из первых памятников восточнославянской филологии. Написана с сознательной ориентацией на греческие и латинские образцы. Целью её было доказать равную значимость церковнославянского языка с греческим; описательных или нормативных целей Зизаний не преследовал (его предписания иногда достаточно сильно отклоняются от реальной языковой практики того времени).

Научное наследие

Главные труды: букварь «Наука ку читаню и розумѣню писма словенскаго…» (1596), «Лексис, Сирѣчь реченїя, Въкратъцѣ събран(ъ)ны и из слове(н)скаго языка на просты(й) рускі(й) діале(к)тъ истол(ъ)кованы», «Грамматіка словенска» (обе напечатаны 1596 в Вильне).

Зизаний значительно усовершенствовал и обогатил славянскую лингвистическую терминологию. Издал и откомментировал ряд теологических произведений.

«Лексис…»

«Лексис …» Зизания — первый печатный церковнославянско-западнорусский словарь. Словарь сыграл значительную роль в дальнейшем развитии восточнославянской лексикографии.

«Лексис …» — церковнославянско-западнорусский печатный словарь для школьного обучения. Его реестр организован по дифференциальному принципу (то есть приводятся только церковнославянские слова, отличные от украинских по форме или значению).

Зизаний первый в истории восточнославянского языкознания разработал и применил большинство основных лексикографических методов упорядочивания словаря. Его «Лексис …» был образцом и основой «Лексикона» Памвы Берынды, российских алфавитников.

«Грамматіка словенска…»

«Грамматіка словенска совершенного искусства осми частей слова» Зизания (1596) — первый систематический учебник церковнославянского языка, предназначенный для школ. Здесь определены четыре части грамматики, выделено 8 частей речи. В произведении Зизаний проводит античные и ренессансные идеи о грамматике как начале изучения всех наук, демонстрирует её связь с риторикой, логикой и философией, много внимания уделяет философии Аристотеля, Эпикура и др.

Зизаний ввел творительный падеж в славянскую грамматику, выделил 10 склонений. Дал «каноны орфографии» церковнославянского языка восточнославянско-украинской редакции.

Как первая попытка обработки фонетической и морфологической систем церковнославянского языка, выявление его специфических особенностей, «Грамматіка словенска» Зизания была значительным шагом в славянской филологии.

Сочинения

Галерея

Примечания

  1. Олена Невмержицька. Братські школи Львівщини як осередок підготовки педагогічних кадрів (XVI—XVII ст.)
  2. Зизаний (Зизаний Тустановский), Лаврентий Иванович // Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. — 2006. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. — С. 359. — 6000 экз. — ISBN 5-85270-230-7, ББК 74я2, ГРНТИ 14.01.33
  3. Зизаний // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Петрушко.
  5. Зизаний, Лаврентий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Митрополит Макарий, «История русской церкви», т. 11, стр. 50-59.

Литература