Зеркало для героя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зеркало для героя
Постер фильма
Жанр фантастика, драма, магический реализм
Режиссёр Владимир Хотиненко
Автор
сценария
Надежда Кожушаная
В главных
ролях
Сергей Колтаков
Иван Бортник
Кинокомпания Свердловская киностудия
Длительность 130 мин.
Страна  СССР
Год 1987
Ссылки
Кинопоиск ID 45276
IMDb ID 0094371
Культура.РФ
 Кино 

«Зе́ркало для геро́я» — советский художественный фильм Владимира Хотиненко по сценарию Надежды Кожушаной, фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса.

Сюжет

Психолингвист Сергей Пшеничный навещает своего отца — горного инженера, Кирилла Ивановича, живущего в небольшом городке в Донбассе. Однако встреча сопровождается ссорой: Кирилл Иванович критикует диссертацию сына, говорит что она никому не будет интересна. Чтобы показать как надо писать, отец читает написанную им самим повесть, в которой поднимается актуальная, по его мнению, проблема — надвигающаяся экологическая и культурная катастрофа, спровоцированная стройками социализма. Повесть предназначается молодому поколению для формирования идейного стержня, который должен быть у каждого, чтобы понимать куда идти, что делать и во что верить. Но Сергею повесть неинтересна, вместо обсуждения сын заговаривает с отцом о переезде в Подмосковье поближе к родным, о том, что снял для него дачу.

Но Кирилл Иванович не согласен переезжать, на почве чего между отцом и сыном разгорается конфликт: Кирилл Иванович обвиняет молодежь в бездействии, когда стране угрожает опасность. Сергей подвергает сомнению достижения отцовского поколения, говорит, что поколение родителей «наворотило дел», за которые молодому поколению и самому Сергею теперь стыдно, хотя он к этому и непричастен.

После этого Сергей идёт на концерт группы Nautilus Pompilius, где знакомится с бывшим горным инженером Андреем Немчиновым, который получил пять лет тюрьмы за аварию на шахте и недавно освободился, отсидев два года. Прогуливаясь после концерта, герои становятся свидетелями съёмок остросюжетного кинофильма; Андрей вспоминает, что на этом месте во времена его детства случилось крупное ограбление, возможно об этом снимают фильм, и предлагает подойти поближе, чтобы посмотреть. Сергей падает, запнувшись за торчавшую из земли проволоку, а поднявшись, обнаруживает изменения в обстановке: по заброшенной железнодорожной ветке едет паровоз, трубы заброшенной шахты снова дымят, из рупоров доносится радиопередача о Трофиме Лысенко. Продолжая думать, что находятся на съёмочной площадке, они попадаются на глаза милиционеру. Милиционер их задерживает за странное поведение, но через несколько минут погибает, пытаясь задержать грабителей. По газете в отделении милиции они понимают, что переместились во времени ровно на 38 лет назад — в 8 мая 1949 года. Сергей не сразу понял, что это за дата: в 1949 году он сам появился на свет, но начисто это забыл, как и многие эпизоды из своего детства[1]. Вечером Пшеничный прогуливается по улицам родного поселка, видит как везут пленных немцев, встречает свою мать, беременную им же, и из-за забора видит взволнованного отца, прибежавшего домой после известия об ограблении. Немчинов встречает живыми свою мать и отчима, но убегает, потому что отчим бросился на него с топором, приняв за грабителя.

Утром, чтобы как-то адаптироваться, они идут устраиваться на работу на шахту № 11 Бис «Пьяная» управления «Петровское» (ту самую, за обвал в которой Андрей получил срок). Андрей — инженером, а Сергей — горнорабочим. В этот же день на шахте происходит обвал, из-за чего погибает молодой шахтёр Федька Петренко.

Сергей знакомится с работницей шахты Розой и остается у неё ночевать, но утром она его выгоняет с криком, будто он забрался к ней в постель тайком. Немчинова тем же утром не узнает начальник шахтоуправления Алексей Николаевич Тюкин, с которым он познакомился вчера. Обнаружилось, что погибшие вчера люди оказались живы, а на календаре снова тот же день — воскресенье, 8 мая 1949 года. Этот день повторяется для них снова и снова. Засыпая вечером 8 мая, они просыпаются опять же утром 8 мая. Окружающие люди в одну секунду забывают прошедший день.

Герои пытаются как-то изменить ход событий или выбраться из петли, снова наступая на проволоку, но на следующее утро всё снова повторяется.

В поисках выхода Сергей уезжает на поезде и много недель путешествует, наблюдает за восстановлением разрушенных городов, посещает Москву, Сталинград, Сахалин. Ничего не добившись, он возвращается с убеждением, что разорвать петлю можно только одним способом — ни во что не вмешиваясь. Андрей его позицию не принимает. За время отсутствия Сергея он основательно обжился, купил себе мотоцикл и планомерно изменяет реальность под свои потребности: не дает ограбить кассу, не допускает шахтера Федьку до работы. Также он хочет закрыть ненавистную ему шахту, за которую в будущем получит срок. Для этого он каждый день идёт знакомиться c Тюкиным. Всевозможными путями Немчинов пытается убедить Тюкина, что в текущем виде шахта опасна и бесперспективна, её следует закрыть на реконструкцию, а уже через месяц она начнет выдавать угля значительно больше, чем те 20 тонн, которые она выдаёт сейчас. Несколько раз ему удавалось убедить чиновника, но приходящая ежедневно в 10:00 телеграмма от заместителя председателя совета министров с требованием не уменьшать добычу угля каждый раз перечёркивает все планы. Уменьшение добычи даже по техническим причинам начальство считает вредительством, потому что реконструкция противоречит заданию Партии. Тогда Андрей задумывает уничтожить шахту и начинает копить динамит.

В день приезда Сергея герои выпивают за возвращение и идут на воскресник, где Андрей узнает что молодой Кирилл Иванович поругался с Тюкиным из-за обвала на «Пьяной», при этом он прямо сказал Тюкину что тот потенциальный убийца, так как он спекулирует на энтузиазме и подменяет реальную стратегию развития лозунгами. Андрею становится понятно, что планы закрыть «Пьяную» были не у него одного. Сергей, до этого называвший окружающую действительность «кино про послевоенную разруху», а всех людей вокруг — «фантомами», сталкивается с отцом, получает от него выговор за появление в пьяном виде в общественном месте на воскреснике, и признавая родительский авторитет[2] понимает, что его представления о молодости отца неверны: в молодости отец был дерзким, решительным, не вписывался в общую парадигму коммунистов и ура-патриотов, не боялся конфликтов с начальниками и репрессий, при этом он уже тогда считал недопустимым добывать уголь, рискуя жизнями людей.

Андрей решается взорвать шахту и сообщает в милицию, что наводчиком грабителей является Тюкин. Директора в тот же вечер берут под арест, однако в самый последний момент Немчинов осознаёт, что отсутствия директора недостаточно. Шахтёры, его друзья и знакомые — работают в три смены и взрывать придётся с людьми. Вечером он посещает всех с кем успел подружиться за это время[3], катается с самим собой, мальчиком из 1949 года, на мотоцикле. Среди ночи у него сдают нервы, он грузит динамит на мотоцикл и едет к шахте, но затем сворачивает в сторону, врезается в сарай, в котором они с Сергеем обычно ночевали, и погибает от взрыва динамита. Сергей же весь следующий день проводит скрытно, стараясь чтобы никто его не заметил. Он прячется в кладовой дома своих родителей и полностью наблюдает день из жизни его родителей накануне своего рождения. Здесь он узнаёт о конфликте, который возник из-за принятого Кириллом Ивановичем решения о закрытии «Пьяной», понимает что отца скоро арестуют и решается объясниться.

На рассвете Сергей останавливает автомобиль, в котором увозили арестованного отца, называет себя шпионом и просит, чтобы его взяли с собой. Сотрудники[4] для проверки решают взять его с собой. В машине Сергей раскрывает себя, обратившись к Кириллу Ивановичу «Батя» спрашивает, у водителя и сопровождающего — «Посадят ли отца в тюрьму?», потом спрашивает у отца: «Стоило ли ломать себе и родным судьбу из-за паршивой шахтёнки и ничего при этом не добиться?», с сожалением рассказывает отцу о том что в будущем ничего теперешнего от него не останется — только горе от невозможности добиться правды, справедливости или хоть что-то изменить; отпускает другие вызывающие реплики и ждёт очередного замыкания петли времени, но к его удивлению впервые начинается новый день. Кирилл Иванович и все остальные в машине удивлены словами случайного встречного, и посчитав его сумасшедшим, решают Сергея выпустить. Сергей в гневе нападает на оперативника, сидящего рядом с водителем. У его матери в этот самый момент начинаются родовые схватки. Сергей сопротивляется и подобно новорождённому боится выходить на свет (на самом деле боится расстрела на месте). Но сотрудники и Кирилл Иванович совместными усилиями выталкивают его из машины, избавив тем самым свою реальность от чужеродного элемента. Сергей теряет сознание и приходит в себя уже в привычном 1987 году, причем на том же самом месте, где остановился автомобиль — у арки городского сада, заложенного на воскреснике в мае 1949 года. Его находят спящим на земле ветераны, собравшиеся на День Победы. Среди собравшихся виден живой Андрей Немчинов с тем же самым патефоном на руках, который он включал на воскреснике, будучи мальчиком. Кажется, будто это не тот Андрей, который путешествовал во времени. Сергей бежит мириться с отцом, поскольку понял, что даже в сороковых отец не был «винтиком в системе», его убеждения не состояли из чужих «Ура!» и этим убеждениям он остался верен до старости. Зайдя в дом, он через окно видит самого себя, стоящего во дворе и сердечно обнимающегося с отцом. Второй Сергей встречается с ним взглядом и пристально смотрит, пытаясь понять — это его собственное отражение или другой человек, но удивительно похожий на него самого? Отведя на секунду глаза, второй Сергей уже никого не видит в окне — показалось. Герой, нашедший выход из петли времени, исчез, как тень. Остаётся непонятным — кто из двух Сергеев в финале — настоящий? И вообще всё это приключение было фантастической реальностью или сон героя?[источник не указан 494 дня]

Создатели фильма

Съёмочная группа
В ролях

История создания

Написание сценария

История написания сценария многоэтапная. В 1984 году Владимир Хотиненко обратился к Надежде Кожушаной с предложением написать фильм для детей и юношества об их детстве — 1960-х годах (они ровесники и земляки) и родном городе Свердловске. Так появился сценарий фильма «Воскресный день», где центральным событием является приезд Фиделя Кастро на Уралмаш (исторический факт)[5], по ходу подготовки к этому событию рассказано несколько историй детей — из семей разного контингента: интеллигенции и шпаны[6]. Тема детства, периода молодости родителей Владимира и Надежды была для них ценной, и поэтому нашла продолжение. Сценарий на студии ставить не разрешили, взамен редактор предложил «горящую единицу» — патриотическую повесть Святослава Рыбаса про шахтёров конца 1940-х годов для экранизации.

На протяжении двух месяцев Надежда писала сценарий экранизации, но результатом не была удовлетворена. Сам факт чисто механического попадания людей в прошлое не казался ей оригинальной идеей для кино. Затем пришла мысль о повторяющемся дне.

Надежда Кожушаная[7]:

Удалось, придумать, считаю, хороший ход. Помнишь, все время повторяющийся день? Прошлое не подпускает нас к себе. Можно изучать и принимать его как есть. Не более. Терпеть не могу, когда говорят: надо было делать так или так. Нам ли судить?

Владимир Хотиненко[8]:

Я помню этот момент, я к ней пришёл, она мне говорит: «Ты только не торопись говорить „Нет“». Но когда она это сказала, про зацикленность дня, у меня аж мурашки по коже.

Далее появилась возможность развивать в двух главных героях принципиально различное отношение к повторяющемуся дню. Важная тема для авторов фильма — неразрешимого конфликта времён, отцов и детей, получила острое развитие, так как изменить прошлое и полноценно жить в нём оказалось нельзя, но понять и полюбить возможно.

Прототипом Отца Сергея Пшеничного напрямую является отец Надежды Кожушаной Павел Иванович Ямшанов, который писал повести, рассказы и стихи.

Во время работы над сценарием Надежда проводила много времени в архивах, изучая газеты 1940-х годов, используя информацию, атмосферу. В одной из сцен Андрей Немчинов зачитывает газету (цитата из фильма): «Столько времени прошло, а проблемы всё те же…».

Съёмки фильма

Фильм снимали в посёлке Абакумова в Донецке, в Ленинском районе (ул. Прокатчиков, 6), в Петровском районе Донецка — бывшая шахта 5-бис (сцена ограбления), в центре Донецка на пересечении проспекта Труда и улицы Красноармейской (сцена с пленными немцами), в посёлке Кураховка Донецкой области и посёлке Боково-Платово Луганской области, на границе Донецка и Макеевки в Червоногвардейском районе Макеевки, посёлок Карла Маркса, вблизи улицы Потёмкина, а также на железнодорожной станции Острый, Селидовский район, Донецкая область УССР.

Сцена рок-концерта снималась в Свердловске, в Доме культуры «Уралэлектротяжмаш» (сейчас — Центр культуры «Эльмаш» имени Глазкова Ю. П.). Это хорошо видно по расписному потолку — плафону «Славься Отечество, наше свободное» — и горельефам, которые попадают в кадр[9].

Музыка

Исполнение песни «Спят курганы тёмные» обыграно особой сценой. Сашка-танкист потерял на войне зрение и мучается ночными кошмарами. Каждого своего знакомого он просит спеть такую песню, в которой больше нет войны. Сергей Пшеничный напевает эту песню, но под действием алкоголя делает это настолько неискренно, что раздосадованный Сашка уходит из-за стола.

В другой сцене на ту же просьбу уже Немчинов исполняет песню «Враги сожгли родную хату»[12], написанную Михаилом Исаковским в 1945 году, но быстро попавшую под запрет, а значит, неизвестную в глубинке. Сашке песня понравилась, он высказался: «Я знал, что такая песня должна быть… Слеза несбывшихся надежд… Это же про меня…».

Призы и награды

  • Номинация на премию «Ника» в категории «Лучшая сценарная работа», 1988 год.
  • Специальный приз жюри XIX Всесоюзного кинофестиваля в Баку «за разработку актуальной социально-нравственной проблематики», 1988 год.[13]
  • Приз Витторио Де Сика (Италия)[14][15].

Публикации сценария

  • Собрание сочинений Надежды Кожушаной «Зеркало для героя» в двух томах. Том первый «Самый первый счастливый день», Центр культуры и просвещения «Сеанс», Санкт-Петербург, 2017 г.
  • Книга киносценариев Надежды Кожушаной «Прорва», вступление Ю. Норштейна, Энциклопедическая серия «Библиотека кинодраматурга», Издательство «Сеанс», «Амфора», Санкт-Петербург, 2007 г.
  • Книга киносценариев Надежды Кожушаной «Кино — работа ручная», предисловие в виде интервью — рассказов о Надежде Кожушаной. Издательство «Сова», Москва, 2006 г.

Примечания

  1. Поскольку день рождения Сергея выпадал на 9 мая, в семье фронтовика День Победы считался важным праздником, а про день рождения сына забывали. Возможно, с этого и началось формирование ненависти к эпохе и нежелание иметь с ней ничего общего.
  2. Еще Сергей признает, что прошлое, в реальность которого он не верил и думал, что всё это не про него, на самом деле «реально» а он сам является его частью.
  3. Судя по насечкам, герои пробыли в петле больше трёх месяцев.
  4. Все догадываются что это сотрудники МГБ, но прямо не говорится, кто и куда повез отца и будет ли он репрессирован: отец с ними знаком и все выглядит как деловая поездка в трест.
  5. Первые на Урале: Фидель Кастро. Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано 27 апреля 2022 года.
  6. Прорва и другие киносценарии. — С.-Пб.: «Сеанс», «Амфора», 2007.
  7. Л. Гинцель. «Кино — работа ручная, считает кинодраматург Надежда Кожушаная» // газета г. Екатеринбург, 02.06.1992
  8. Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Надежды Кожушаной. Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  9. Как потолок провинциального ДК в кино снимался. Дата обращения: 6 декабря 2020. Архивировано 27 апреля 2022 года.
  10. Филиппова, Татьяна «Зеркало для героя»: родителям посвящается. yeltsin.ru. Екатеринбург: Ельцин Центр (19 сентября 2018). Дата обращения: 20 августа 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  11. Кинофильм «Зеркало для героя», режиссёр Александр Хотиненко. Серенада из оперы Бизе «Пертская красавица». songkino.ru/. Дата обращения: 20 августа 2020. Архивировано 8 августа 2020 года.
  12. Этот эпизод есть в первоисточнике С. Рыбаса, но поёт песню сам главный герой (в книге — социолог Михаил Устинов)
  13. Газета «Правда», «Новости культуры», от 26.04.1988
  14. D'Agostini, Paolo. Sorrento incontra l'Italia (итал.), la Repubblica (22 September 1989). Архивировано 9 мая 2022 года. Дата обращения 9 мая 2022.
  15. Premiati 1989 (итал.). premivittoriodesica.it. Vittorio De Sica Prize. Дата обращения: 29 мая 2019.

Ссылки