Земекис, Роберт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберт Земекис
Земекис в 2010 году на кинофестивале «Трайбека»Земекис в 2010 году на кинофестивале «Трайбека»
Имя при рождении Роберт Ли Земекис
Дата рождения 14 мая 1952(1952-05-14) (71 год)
Место рождения Чикаго, Иллинойс, США
Профессия кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер
Карьера 1972 — наст. время
Награды «Оскар» (1995)
«Золотой глобус» (1995)
«Сатурн» (1990, 1995)

Ро́берт Ли Земе́кис (англ. Robert Lee Zemeckis; род. 14 мая 1952, Чикаго, Иллинойс) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.

Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший режиссёр». Постановщик знаковых картин: «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера» и «Форрест Гамп».

Происхождение и юность

Отцом Роберта Земекиса был строительный сварщик[1][2] Альфонс Земекис (Alphonse Zemeckis, 13 ноября 1914, Иллинойс[3] — 1 июля 1998), родителями которого были Казимерас Земецкис (Kazimieras Zemeckis, 1880–1960[4]) и Марийона Данта (Marijona Danta, 1887–1945), родившиеся в Литве[5][6][7][8]. Фамилия Zemeckis является литуанизированной польской фамилией Ziemięcki (Земенцкий, то есть «происходящий из Земенцина[pl]»[9][10]). Мать Роберта, урождённая Роза Неспека (Rosa Nespeca, 19 мая 1919 — 27 апреля 2010)[11], происходит из Аркуата‑дель-Тронто (Италия). Родители Роберта были прихожанами римско‑католической церкви.

Роберт вырос в одноуровневой квартире двухэтажного дуплекса по адресу 11344 S Edbrooke Ave, Chicago, IL в чикагском микрорайоне Роузлэнд[en][12][13]. Впоследствии он поселил Билли, персонажа своего мультфильма «Полярный экспресс», в доме с похожим фасадом по адресу 11344 Edbrooke Ave, Grand Rapids, MI (в реальности, в Гранд-Рапидс такой улицы нет).

По окончании католической начальной школы, он продолжил образование в Академической средней школе им. Кристиана Фенгера (Christian Fenger Academy High School).

В возрасте 13 лет у Земекиса появилась 8-мм любительская кинокамера Kodak[2]. Начав со съёмки семейных событий, он перешёл к съёмке фильмов в жанре повествования, применяя кукольную мультипликацию и другие спецэффекты. В качестве звукового сопровождения использовалась музыка The Beatles[14].

Наслаждаясь съёмкой фильмов, Земекис по-прежнему оставался жадным до телевидения, которое было для него первым проблеском иной жизни — за пределами кругозора «синих воротничков», в среде которых он рос. «Часто слышишь, что телевидение порождает множество проблем,— говорил Земекис. — Но мне именно оно спасло жизнь». «Правда в том, что в моей семье не было места искусству. То есть музыке, книгам и театру… Единственным доступным мне источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было».

О существовании кинематографических факультетов и отделений вузов он впервые узнал из интервью Джерри Льюиса в одном из выпусков The Tonight Show Starring Johnny Carson. После просмотра фильма «Бонни и Клайд» он был настолько впечатлён, что твёрдо решил учиться на кинематографиста. Но окружение Роберта не разделяло его энтузиазма. «Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта относилась к разряду неосуществимых. Мои родители, бывало, сидели там и говорили: „Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не можешь быть кинорежиссёром“. Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор».[15]

Образование и раннее творчество

После двух лет обучения в Университете Северного Иллинойса[en], в течение которых Земекис подрабатывал в отделе монтажа WMAQ-TV[en], флагманской телестанции NBC в Чикаго, он подал заявление о переводе в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии[en] — с помощью эссе и 16-мм короткометражного фильма, снятого им на песню «Golden Slumbers» группы The Beatles[14][16]. Не получив ответа от университета, он позвонил сам, и ему сообщили, что его просьба была отклонена из-за недостаточно высокого среднего балла. Пылко пообещав чиновнику на другом конце линии пойти в летнюю школу и улучшить показатели, Земекис в конечном счёте добился своего принятия.

Прибыв в Лос-Анджелес той осенью, Земекис столкнулся с программой, которая, по его словам, интересовала только кучку хиппи и рассматривалась университетом как излишнее обременение.

Трудность изучавшихся дисциплин усугублялась профессорами, неустанно подчёркивавшими сложность кинобизнеса. Но благодаря своему чикагскому воспитанию, Земекис относился к этому без лишнего беспокойства и со здоровым цинизмом.

Во время учёбы в университете Земекис завязал тесную дружбу с другим студентом — Робертом Гейлом. Тот позже вспоминал: «Студентам магистратуры Университета Южной Калифорнии был присущ этакий флёр интеллектуализма… Мы же с Бобом хотели снимать голливудское кино и поэтому тяготели друг к другу. Нас не интересовала французская Новая волна. Нам нравились Клинт Иствуд, Джеймс Бонд и Уолт Дисней, потому что на этом мы выросли».

Получив 1 июля 1975 года студенческого «Оскара»[en] за свой фильм «Поле чести», начинающий режиссёр привлёк внимание Стивена Спилберга. Последний рассказывал: «Земекис проскочил через моего секретаря, усадил меня и показал мне этот фильм… Это было захватывающе: полицейские машины, погоня — и всё это на фоне музыки Элмера Бернстайна из „Большого побега“».

Спилберг стал наставником Земекиса и исполнительным продюсером его первых двух фильмов (написанных в соавторстве с Бобом Гейлом), а позже и других — в том числе трилогии «Назад в будущее» и фильма «Кто подставил кролика Роджера».

Несмотря на то, что фильмы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) были благосклонно встречены критиками (о последнем фильме с восторгом отозвалась Полин Кейл), они потерпели коммерческий провал. «Я хочу держать тебя за руку» является первой из нескольких картин Земекиса, в которых он встроил игровых персонажей в документальные видеоряды с участием исторических фигур и знаменитостей.

После провала первых фильмов, а также картины «1941-й» под режиссурой Спилберга (для которой Земекис и Гейл создали сценарий), этот союз приобрёл репутацию пишущих «сценарии, которые всеми считаются потрясающими, но не воплощаются в фильмы, нравящиеся публике».

Прорыв

В силу сложившейся репутации, в начале 1980-х у Земекиса возникли сложности с работой, несмотря на то, что фактически они с Гейлом оставались загруженными.

Они писали сценарии для других режиссёров, в том числе «Кар пул» для Брайана де Пальмы и «Взросление» для Спилберга — впрочем, так и не снятые. Их сценарий о подростке, переместившемся из современности в 1955 год на машине времени, был отклонён всеми крупными студиями. Режиссёр оставался без работы, пока Майкл Дуглас не нанял его в 1984-м для съемок картины «Роман с камнем». Ожидалось, что приключенчески‑романтическая история с Майклом Дугласом и Кэтлин Тёрнер в главных ролях будет провальной (по той причине, что после просмотра предварительного монтажа продюсеры находящегося тогда в работе «Кокона» уволили Земекиса с должности режиссёра), но фильм неожиданно для всех стал популярным.

Работая над «Романом с камнем», Земекис встретился с композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.

После «Романа», режиссёр переключился на свой старый сценарий о путешествиях во времени, названный «Назад в будущее». С Майклом Джеем Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, фильм получил огромную популярность, что повлекло за собой съёмки двух сиквелов, вышедших в прокат в 1989-м и 1990-м.

Перед тем как выпустить последние части трилогии, Земекис успел поработать с Walt Disney Company и снять сумасбродный детектив о 1940-х годах «Кто подставил кролика Роджера», в котором рисованная мультипликация виртуозно комбинирована с живым действием. При бюджете в $70 млн картина стала одной из самых дорогих в своей категории. Завоевав симпатии зрителей и критиков, она была награждена четырьмя премиями «Оскар». В 1990-м, когда Земекиса спросили, хотел ли бы он создавать некомедийные фильмы, он ответил: «Я хотел бы обрести способность работать в любом жанре. Но пока что я слишком непоседлив для того, чтобы делать что-либо по-настоящему несмешное».

В 1992 году Земекис снимает чёрную комедию «Смерть ей к лицу» с участием Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюса Уиллиса.

Снятая в 1993-м комедийная драма «Форрест Гамп», с Томом Хэнксом в главной роли, имела колоссальный с точки зрения кассовых сборов и мнения критиков успех. От лица главного героя режиссёр повествует о жизни мужчины с IQ 75 (умственный возраст 13,5 лет[17], характерный для среднестатистического взрослого белого американца по результатам скандально известного исследования психологов армии США, опубликованного в 1921 году[18][19][20]), которому невольно пришлось сыграть ключевую роль в ряде знаковых событий 1950–70-х годов и взаимодействовать с несколькими из крупнейших исторических фигур того периода. Фильм собрал $677 млн по всему миру и стал культовой картиной, получив шесть премий «Оскар» — в категориях «Лучшая картина», «Лучший актёр в ведущей роли» (Том Хэнкс), «Лучший режиссёр», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж».

В 1997 году Земекис снимает фильм «Контакт» по мотивам опубликованного в 1985-м одноимённого романа Карла Сагана. Сюжет построен вокруг радиоастронома Элеонор Эрроуэй (Джоди Фостер), убеждённой в том, что она установила контакт с инопланетными существами.

2000-e

В 1998-м режиссёр вкладывает $5 млн в Центр цифровых искусств Роберта Земекиса в составе Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии — расположенное за северной границей кампуса здание бывшего склада площадью 3300 м2, в котором разместились студии университетской телестанции, два просторных класса цифрового редактирования, каждый с 30 системами Avid Xpress на базе рабочих станций IBM IntelliStation M-Pro, и просмотровый зал на 50 мест[21].

Накануне открытия этого первого полностью цифрового учебного центра, состоявшегося 1 марта 2001 года, некоторые традиционалисты, включая Спилберга, сокрушались о том, что будущие поколения кинематографистов забудут традиционные техники. О тех, кто предпочитал целлулоид цифровой съёмке, Земекис сказал в интервью Daily Variety: «Эти же самые парни говорили, что LP звучат лучше CD. Вы можете твердить об этом до посинения, но я не знаю ни одного из тех, кто всё ещё покупает винил. Наше традиционное представление о том, что такое фильм, станет иным. Но неизменным остаётся желание человека рассказывать истории у походного костра. И лишь костёр продолжает меняться».[22]

В настоящее время в Центре Роберта Земекиса размещены многие классы Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, большая часть отделения интерактивных сред и игр[en] упомянутой школы, а также Trojan Vision[en] — студенческая телевизионная станция Университета Южной Калифорнии, которая в результате голосования была признана лучшей университетской телестанцией страны.

В 1996-м Земекис приступил к созданию фильма «Изгой» по сценарию Уильяма Бройлза-младшего. Картина повествует о системном аналитике компании FedEx по имени Чак Ноланд (Том Хэнкс), выброшенном на необитаемый остров после крушения самолёта и претерпевающем глубокие личностные изменения.

Для соответствия сценарию Хэнкс должен был сбросить вес, а также отрастить волосы и бороду. Земекис использовал вынужденный годичный перерыв в съёмках «Изгоя» для работы с той же самой съёмочной группой над мистическим триллером «Что скрывает ложь» о супружеской паре (Харрисон Форд и Мишель Пфайффер), переживающей «синдром опустевшего гнезда»[en]. Сняв первую часть «Изгоя» в начале 1999-го, осенью он закончил «Что скрывает ложь», а в начале 2000-го возобновил работу над «Изгоем». Ещё один перерыв, на этот раз длиной в четыре месяца, потребовался для того, чтобы Хэнкс набрал вес для съёмок финальных сцен возвращения.

В 2004-м Земекис снова работал с Хэнксом — над фильмом «Полярный экспресс» по одноимённой книге Криса Ван Оллсбурга. Он использовал технику компьютерной анимации, известную как захват движения. Как первый полнометражный фильм, полностью снятый посредством захвата движения, «Полярный экспресс» побудил «Нью-Йорк Таймс» возвестить: «Независимо от того, как критики и зрители воспримут этот фильм, с технической точки зрения он может стать поворотным моментом в постепенном переходе от аналогового кино к цифровому».

В феврале 2007-го Земекис и управляющий «Студией Уолта Диснея» Дик Кук[en] объявили о создании совместного предприятия. Предполагалось, что компания ImageMovers будет создавать фильмы, используя технику захвата движения, Земекис будет курировать проекты, а «Дисней» распределять и продавать фильмы по всему миру.

Земекис вновь обратился к этой технике в фильме «Беовульф» (2007) на сюжет одноимённого англосаксонского эпоса. Нил Гейман и Роджер Эвери, плодом почти десятилетнего труда которых является сценарий картины, охарактеризовали её как «необычную интерпретацию легенды о Беовульфе, полную жизнерадостного насилия»[23].

В июле 2007-го в еженедельнике Variety появилась заметка о том, что Земекис написал сценарий «Рождественская история» по рассказу Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» (1843), чтобы снять фильм с использованием знаменитого эффекта и выпустить его от имени совместного с Disney анимационного комплекса ImageMovers Digital. Во время работы над сценарием Земекис держал в голове Джима Керри, который впоследствии согласился сыграть в этой картине несколько ролей, в том числе Эбенезера Скруджа (в юном, зрелом и преклонном возрастах), а также всех трёх призраков, охотившихся на богача.

Звезда Роберта Земекиса на «Аллее славы» в Голливуде.

В августе 2008-го веб-сайт IGN опубликовал интервью с Филиппом Пети, известным французским актёром, в котором тот заявил, что Земекис помогает ему воплотить в жизнь его мемуары «Дотянуться до облаков».

В августе 2009-го Disney и компания Земекиса начали обсуждение съёмок цифрового ремейка мультфильма «Битлз: Жёлтая подводная лодка». Земекис также планирует снять продолжение фильма «Кто подставил кролика Роджера». Питер Симэн и Джеффри Прайс, писавшие сценарий к первому фильму, в настоящее время работают над второй частью.

В октябре 2019-го Земекис начал переговоры со студией Disney о съёмках игрового фильма про Пиноккио[24]. В январе следующего года Земекис подписал договор о своём участии в качестве режиссёра и соавтора сценария[25].

Личная жизнь

Лесли и Роберт Земекис на французской премьере фильма «Экипаж» (Париж, 15 января 2013).

В интервью, опубликованном 29 июня 1996 года, Земекис посетовал, что одержимость кинематографом отняла лучшие годы его жизни: «Я добился награды Академии в 44 года, но заплатил за неё третьим десятком своих лет. В то десятилетие моей жизни, от киношколы до 30 лет, не существовало ничего кроме абсолютной, напористой работы. У меня не было денег. И не было жизни. Я лишь жадно поглощал фильмы и занимался написанием киносценариев».[26]

С 1980-го по 2000-й Земекис был женат на актрисе Мэри Эллен Трейнор (8 июля 1952 — 20 мая 2015). У них есть сын Александр (Alexander Francis Zemeckis, род. 11 декабря 1985)[27].

4 декабря 2001 года он снова женился — на актрисе Лесли Элизабет Хартер (Leslie Elizabeth Harter, род. 5 февраля 1969). У них два сына и дочь — Рис (Rhys), Зэйн (Zane) и Жа Жа Роуз (Zsa Zsa Rose)[11].

Фильмография

Полнометражные фильмы

Год Фильм Режиссёр Сценарист Продюсер Примечания
1978 Я хочу держать тебя за руку Да Да Нет
1979 1941-й Нет Да Нет
1980 Подержанные автомобили Да Да Нет
1984 Роман с камнем Да Нет Нет
1985 Назад в будущее Да Да Нет
1988 Кто подставил кролика Роджера Да Нет Нет
1989 Назад в будущее 2 Да Да Нет
1990 Назад в будущее 3 Да Да Нет
1992 Смерть ей к лицу Да Нет Да
Фотограф Нет Нет Да
Чужая территория Нет Да Да
1994 Форрест Гамп Да Нет Нет
1995 Байки из склепа: Демон ночи Нет Нет Да
1996 Страшилы Нет Нет Да
Байки из склепа: Кровавый бордель Нет Да Да
1997 Контакт Да Нет Да
1999 Дом ночных призраков Нет Нет Да
2000 Что скрывает ложь Да Нет Да
Изгой Да Нет Да
2001 Тринадцать привидений Нет Нет Да
2002 Ритуал Нет Нет Да
Корабль-призрак Нет Нет Да
2003 Великолепная афера Нет Нет Да
Готика Нет Нет Да
2004 Полярный экспресс Да Да Да Анимационный
2005 Дом восковых фигур Нет Нет Да
Победительница Нет Нет Да
2006 Последний отпуск Нет Нет Да
Дом-монстр Нет Нет Да Анимационный
2007 Жатва Нет Нет Да
Беовульф Да Нет Да Анимационные
2009 Рождественская история Да Да Да
2010 За кулисами бурлеска[28] Нет Нет Да Документальный
2011 Тайна красной планеты Нет Нет Да Анимационный
Живая сталь Нет Нет Да
2012 Экипаж Да Нет Да
Кровные узы Нет Нет Да Документальный
2015 Прогулка Да Да Да
2016 Союзники Да Нет Да
Мэйбел, Мэйбел, дрессировщица тигров Нет Нет Да Документальный
2018 Удивительный мир Марвена Да Да Да
2020 Ведьмы Да Да Да
2022 Пиноккио Да Да Нет
2023 Здесь Да Да Нет

Короткометражные фильмы

Год Фильм Режиссёр Сценарист Продюсер Примечания
1972 Лифт Да Да Нет
1973 Поле чести Да Да Нет
2011 Назад ради будущего[29] Нет Нет Да Реклама аукциона кроссовок Nike Mag
2015 Док Браун спасает мир Да Да Нет Бонус DVD/BD-издания трилогии «Назад в будущее», приуроченного к 30-летию её первой части

Телевидение

Год Фильм Режиссёр Сценарист Продюсер Примечания
1975 Колчак: Ночной охотник Нет Да (1 эп.) Нет Сериал о газетном репортёре по имени Карл Колчак, расследующем сверхъестественные происшествия в Чикаго. Эпизод «Чоппер»[30]
1984 Подержанные автомобили[31] Нет Нет Да Пилотный эпизод (30 мин.) неснятого сериала, основанного на одноимённом кинофильме 1980 года
1986 Удивительные истории Да (1 эп.) Нет Нет Сериалы
1989–96 Байки из склепа Да (3 эп.) Нет Да (93 эп.)
1991–92 Назад в будущее Нет Да (26 эп.) Нет Мультсериал
1992 Удалые рассказы Да (1 эп.) Нет Да (1 эп.) Фильм-антология из трёх сегментов. Режиссёр и продюсер сегмента «Трусливый» (Yellow)
1993 Джонни Баго Да (1 эп.) Да (8 эп.) Да (8 эп.) Сериал
1993–94 Байки Хранителя склепа Нет Нет Да (5 эп.) Мультсериал
1995 Странный мир[32] Нет Нет Да
1997 Cекреты дома с привидениями Нет Нет Да (n/a) Телеигра
Причуды науки Нет Нет Да (10 эп.) Сериал
1999 В 20-м веке Да (1 эп.) Нет Нет Док. сериал телесети Showtime. Эпизод «Погоня за счастьем: употребление табака, алкоголя и прочих психотропов в 20-м веке»[33]
2018 Элементаль Нет Нет Да (n/a) Документально-игровой сериал телеканала National Geographic. Исполнительный продюсер эпизода «Водород против „Гинденбурга“»[34][35]
Медаль почёта Нет Да (8 эп.) Нет Документально-игровой сериал
2018–20 Манифест Нет Нет Да (26 эп.) Сериал
2019 Что/если Нет Да (2 эп.) Нет Сериал
2019–20 Проект „Синяя книга“ Нет Да (20 эп.) Нет Сериал

Примечания

  1. Kagan, Norman. The Cinema of Robert Zemeckis Архивная копия от 2 августа 2020 на Wayback Machine Taylor Trade Publishing, 2003, p. 3. «To return to the subject, Robert Zemeckis was born May 14, 1952, and grew up the son of a construction worker on Chicago’s South Side.»
  2. 2,0 2,1 L’Express 1988. «Fils d’un ouvrier soudeur lituanien établi à Chicago qui destinait son fils au même métier, Robert Zemeckis avait, dans son enfance, deux passions: la télévision („Je regardais tout, tout, tout“) et sa caméra Kodak 8 mm („Je filmais mes copains à l’envers, mon père en accéléré“).»
  3. Alphonse Zemeckis in the 1940 U.S. Census. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано 20 января 2018 года.
  4. Kazimieras Zemeckis MyHeritage
  5. Stella van Haren, née Zemeckis, age 88 Архивная копия от 20 января 2018 на Wayback Machine Obituary, 24 December 2000. «dear sister of … the late Alphonse „Al“ Zemeckis; fond sister-in-law of Rose Zemeckis»
  6. Stella van Haner in the 1940 U.S. Census. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано 20 января 2018 года.
  7. Mary Anna Zemeckis Архивная копия от 20 января 2018 на Wayback Machine Illinois, Deaths and Stillbirths Index, 1916–1947. «Name: Mary Anna Zemeckis; Spouse: Kasmer; Father: Martin Danta»
  8. Stella van Haren (Zemeckis) MyHeritage
  9. Pietruski, Oswald. Elektorow poczet, ktorzy niegdys glosowali na elektow Jana Kazimierza r. 1648, Jana III. r. 1674 (etc.) Архивная копия от 2 августа 2020 на Wayback Machine Kajetan Jablonski, 1845, s. 439. «Ziemięcki z Ziemięcina»
  10. Święcki, Tomasz. Historyczne pamiątki znamienitych rodzin i osób dawnej Polski Архивная копия от 2 августа 2020 на Wayback Machine T. 2, Nakładem S. H. Merzbacha, 1859, s. 371. «Ziemięcki z Ziemięcina»
  11. 11,0 11,1 Rose Zemeckis Архивная копия от 20 января 2018 на Wayback Machine Obituary
  12. 11344 S EDBROOKE Ave, Chicago, IL 60628 Midwest Real Estate Data LLC
  13. Kenigsberg, Ben. Robert Zemeckis Interview Архивная копия от 12 апреля 2018 на Wayback Machine Time Out Chicago, 30 October 2012
  14. 14,0 14,1 Dowlding, William J. Beatlesongs Архивная копия от 16 июля 2020 на Wayback Machine Simon and Schuster, 2009, p. 497. «BOB ZEMECKIS, film director: „The first 8mm films I made when I was thirteen had Beatles music on the soundtracks. Even my first 16mm film at USC used 'Golden Slumbers' on the track.“ Crawdaddy (June 1978).»
  15. Robert Zemeckis interview Academy of Achievement, 29 June 1996. «But for my family and my friends and the world that I grew up in, this was the kind of dream that really was impossible. My parents would sit there and say, „Don’t you see where you come from? You can’t be a movie director.“ I guess maybe some of it I felt I had to do in spite of them, too.»
  16. Attanasio, Paul. Bob Zemeckis, Zooming Ahead Архивная копия от 27 сентября 2018 на Wayback Machine The Washington Post, 3 July 1985. "He got hooked on movies when he saw "Bonnie and Clyde, « worked in a small commercial film house while he spent two years at Northern Illinois University, learned a few tricks making industrial films, used company equipment to make a short film set to the Beatles' „Golden Slumbers“ that got him into USC.»
  17. Foster, Josephine Curtis; Taylor, Grace A. The Applicability of Mental Tests to Persons over Fifty Years of Age In «Essential Papers on the Psychology of Aging», NYU Press, 1998, p. 133. «If, in an attempt to eliminate the influence of total score, we fractionate our cases by total score groups, we find two such score-groups sufficiently large for use—53 to 60 (mental age 10) and 72 to 79 (mental age 13).»
  18. Yerkes, Robert M. (ed.). Psychological Examining in the United States Army Government Printing Office, 1921, p. 785. «It appears that the intelligence of the principal sample of the white draft, when transmuted from alpha and beta examinations into terms of mental age, is about 13 years (13.08). Here we have a measure of the average intelligence of nearly 100,000 white recruits. ... the draft is approximately a representative group which is presumably, however, a little lower in intelligence than is the country at large.»
  19. Lippmann, Walter. The Mental Age of Americans Архивная копия от 10 апреля 2021 на Wayback Machine The New Republic, 1922 10 25. «"The average mental age of Americans," says Mr. Lothrop Stoddard in The Revolt Against Civilization, "is only about fourteen." Mr. Stoddard did not invent this astonishing conclusion. He found it ready-made in the writings of a number of other writers. They in their turn got the conclusion by misreading the data collected in the army intelligence tests.»
  20. Jones, Harold Ellis; Conrad, Herbert S. The Growth and Decline of Intelligence In «Essential Papers on the Psychology of Aging», NYU Press, 1998, p. 149. «In 1921 the Army psychologists suggested that ‘the intelligence of the principal sample of the white draft… is about 13 years’ (32, p. 785). Probably no other passage in the 890-page report of the Army psychologists aroused greater surprise, indignation, criticism, and controversy.»
  21. Lyman, Rick. Monument to the Filmless Future; In New Digital Arts Center, Hollywood Acknowledges Change Архивная копия от 26 января 2021 на Wayback Machine NYT, 1 March 2001
  22. Hayes, Dade. Titans give digital the ol’ college try Variety, 28 February 2001. «“These guys are the same ones who have been saying that LPs sound better than CDs,” Zemeckis told Daily Variety. “You can argue that until you’re blue in the face, but I don’t know anyone who’s still buying vinyl. Film as we have traditionally thought of is going to be different. But the continuum is man’s desire to tell stories around the campfire. The only thing that keeps changing is the campfire.»
  23. Rees, Margaret. Beowulf: tenuous relationship between movie and poem Архивная копия от 20 сентября 2020 на Wayback Machine WSWS, 1 March 2008
  24. Justin Kroll. Robert Zemeckis in Talks to Direct Live-Action ‘Pinocchio’ for Disney (EXCLUSIVE) (англ.). Variety. Penske Media Corporation (18 октября 2019). Дата обращения: 25 января 2020. Архивировано 19 октября 2019 года.
  25. Anthony D'Alessandro. Robert Zemeckis Closes Deal To Direct & Co-Write Disney’s Live-Action ‘Pinocchio’ (англ.). Deadline.com. Penske Media Corporation (24 января 2020). Дата обращения: 25 января 2020. Архивировано 24 января 2020 года.
  26. Robert Zemeckis interview Academy of Achievement, 29 June 1996. «I won an Academy award when I was 44 years old, but I paid for it with my 20s. That decade of my life from film school till 30 was nothing but work, nothing but absolute, driving work. I had no money. I had no life. I was just devouring movies and writing screen plays.»
  27. Alexander Zemeckis Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine IMDb
  28. Behind the Burly Q (2010) Архивная копия от 3 августа 2018 на Wayback Machine IMDb
  29. Back for the Future (2011) Архивная копия от 29 мая 2019 на Wayback Machine IMDb
  30. Chopper IMDb
  31. Used Cars (1984) Архивная копия от 13 февраля 2017 на Wayback Machine IMDb
  32. W.E.I.R.D. World (1995) IMDb
  33. Meisler, Andy. Getting Down to What Makes America High Архивная копия от 11 сентября 2020 на Wayback Machine NYT, 28 August 1999. «Titled The Pursuit of Happiness: Smoking, Drinking and Drugging in the 20th Century, the film is to have its premiere on the Showtime cable network on Sept. 13 as part of In the 20th Century, a millennium-related series using well-known directors to take on major subjects of their choosing.»
  34. Elemental: Hydrogen vs. Hindenburg Архивная копия от 17 июля 2020 на Wayback Machine National Geographic
  35. Elemental: Hydrogen vs. Hindenburg IMDb

Литература

Ссылки