Звезда (подводная лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
П-2 «Звезда»
Shadowgraph Pravda class IV series submarine.svg
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Ораниенбаум
Спуск на воду 15 февраля 1935
Выведен из состава флота 10 августа 1944
Современный статус разобрана на металл в 1956
Основные характеристики
Тип корабля диэель-электрическая
эскадренная подводная лодка
Обозначение проекта IV серия
Скорость (надводная) 20,2 узла
Скорость (подводная) 10,9 (или 8,3) узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 70 м
Автономность плавания 28 суток
Экипаж 54 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 931 т
Водоизмещение подводное 1685 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
90 м
Ширина корпуса наиб. 8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,83 м
Силовая установка
дизельные двигатели: 2 х 2700 л.с.
электродвигатели: 2 х 550 л.с.
Вооружение
Артиллерия 2 орудия калибра 100 мм (227 снарядов),
одно орудие калибра 45 мм (460 снарядов)
Минно-торпедное
вооружение
4 носовых и 2 кормовых ТА,
общий боезапас - 10 торпед

П-2 «Звезда»советская эскадренная подводная лодка, построенная в 1930-х годах, второй корабль IV серии.

История строительства

«Звезда» была заложена 19 декабря 1931 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 219, спуск на воду состоялся 15 февраля (или 15 апреля) 1935 года, 23 июля 1936 года лодка вошла в состав КБФ[1]. Подводная лодка названа в честь одноименной легальной газеты большевиков «Звезда», издававшейся в Санкт-Петербурге с декабря 1910 по апрель 1912.

Из-за конструктивных недостатков боевое применение лодки было исключено, поэтому «Звезда» использовалась в качестве учебного корабля при подготовке моряков-подводников.

История службы

Весной 1937 года лодка под командованием капитана 2 ранга А. Г. Шишкина совершила поход, сопровождая до южной Балтики линкор «Марат», шедший с официальным визитом в Великобританию.

В ноябре 1940 года участвовала в групповом походе с П-1 и П-3 в Балтийском море с заходом в Таллин, Ригу, Либаву[1].

На начало войны лодка входила в Отдельный Учебный Дивизион подводных лодок в Ораниенбауме. Командиром лодки был капитан-лейтенант И. П. Попов.

В сентябре 1941 года было принято решение использовать «Звезду» для снабжения войск в Ханко, но после гибели «Правды» это решение было отменено.

25 ноября 1941 года лодка вышла в поход в Нарвский залив для обстрела береговых объектов. В результате аварии была вынуждена всплыть, подверглась атаке самолёта. В результате близкого разрыва авиабомбы один член экипажа (старшина 2-й статьи Н. Н. Гудовский) был ранен, лёгкий корпус получил 4 осколочные пробоины. Лодка вернулась на базу.

В конце декабря 1941 года лодка совершила поход в блокадный Ленинград, доставив в город 700 тонн топлива. Подвергшись артобстрелу, «Звезда» получила 14 осколочных пробоин в лёгком корпусе.

1 мая 1942 года «Звезду» поставили на консервацию. 10 августа 1944 года лодку вывели из состава флота и передали НИИ связи и телемеханики ВМФ.

20 июня 1956 года лодку исключили из списка судов и отправили в разделку на металлолом в Ленинграде.

Известные члены экипажа

  • Осенью 1941 года командиром рулевой группы на «Звезде» служил Ф. И. Маслов, будущий контр-адмирал.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е. Чирва. «П-2» («Звезда») подводная лодка IV серии. sovboat.ru. Дата обращения: 15 декабря 2021. Архивировано 17 июня 2021 года.

Ссылки