Звезда (знаменитость)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Звезда́» (англ. star, фр. étoile) — человек, достигший успеха в своей области, ставший широко известным среди самых разных слоёв населения и привлекающий повышенное внимание телевидения и прессы.

Наиболее часто «звёздами» становятся актёры и актрисы театра и кино, певцы и певицы, спортсмены, представители сферы представлений (шоу-бизнеса) и развлекательной индустрии — манекенщицы, фотомодели и тому подобное.

Благодаря своей известности звёзды имеют многочисленных поклонников, которые зачастую самоорганизовываются во всевозможные фан-клубы и сообщества, передвигаются по миру, чтобы не пропустить любое публичное появление объекта своего внимания и отслеживают малейшие его действия (в том числе и выходящие за профессиональную область деятельности данной знаменитости).

В европейском и российском театре конца XIX — начала XX века для обозначения театральных знаменитостей использовалось французское слово этуа́ль (фр. étoile — «звезда»). Во времена Союза ССР это понятие было принижено: словарь Ушакова определяет «этуа́ль» как модную актрису, выступающую в лёгких жанрах: фарсе, лёгкой комедии, водевиле, оперетте, с эстрады и тому подобное[1].

В балетной труппе Парижской национальной оперы это звание, как определение вершины иерархического статуса танцовщиков, было введено официально: первой женщиной, возведённой в ранг «этуали», была Соланж Шварц (1938 год), первым мужчиной — Серж Перетти (1941 год).

Слово «звезда» имеет свои производные, конкретизирующие область деятельности: «кинозвезда», «поп-звезда», «рок-звезда», «приглашённая звезда». Для людей без определённого рода занятий (например, богатых наследников) обычно применяется наименование «светский лев» или «светская львица».

В США в Золотой век Голливуда сложилась система кинозвезд, когда каждая крупная студия (англ. major film studio) имела свою номенклатуру популярных актёров, на узнаваемость которых делалась ставка при производстве кинофильмов. При этом студиями предпринимался комплекс мер по их «раскрутке» и поддержанию популярности. Позднее связка «киностудия — кинозвезда» стала менее жёсткой. В настоящее время голливудская кинозвезда — фигура относительно самостоятельная.

Термин «звезда» широко используется на телевидении и в прессе, часто фигурируя в названиях различных телепередач («Звёздная Академия», «Фабрика звёзд», «Стань звездой», «В поисках новых звёзд» и тому подобное).

Л. Е. Гринин в ряде своих работ раскрывает социологические и психологические характеристики современных звезд, а также прослеживает последствия их влияния на общество и культуру[2]. Он говорит о новом социальном слое — «людях известности», чью известность и славу необходимо рассматривать как один из видов ресурсов, которые наряду с властью, богатством, престижем, статусом и привилегиями создают важнейшие линии неравенства в обществе и его структурирование в соответствии с этими линиями[3]. Стремление к славе создает в обществе очень важные направления распределения благ, а влияние людей известных и знаменитых становится существенным фактором общественного развития.

Часто известность никак не связана с талантами или достижениями «звезды», а объясняется самой известностью.

См. также

Примечания

  1. «Толковый словарь Ушакова», «Словарь Ефремовой».
  2. Гринин Л. Е. Звёзды без грима. О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта.
  3. Гринин Л. Е. Психология и социология феномена славы. Историческая психология и социология истории Архивная копия от 9 декабря 2012 на Wayback Machine. — 2010. — Т. 3, № 2. — С. 98—124.

Литература

  • Крылов А. Н., Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества // Ценности и смыслы. — 2011. — № 4 (13). — С. 54—62.