Зачатие Богородицы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Икона «Зачатие праведной Анны». XV век.
Музей икон (Рекклингхаузен)

Зача́тие Богоро́дицы (греч. Ευλληπσις τής 'αγιας και θεοπρομητορος Aννας — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) — праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери — Богородицы. Празднование совершается 9 (22) декабря. Полное название праздника в богослужебных книгах на церковнославянском языке: Зача́тие святы́я Богопрама́тере А́нны, егда́ зача́т Пресвяту́ю Богоро́дицу (греч. Ἡ σύλληψις τῆς Ἁγίας Ἄννης, τῆς Μητρὸς τῆς Θεοτόκου, καὶ ἡ ἀνάμνησις τῶν Ἐγκαινίων)

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно, однако можно установить временные рамки появления праздника. Учитывая, что уже в VIII—IX веках на праздник были написаны сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского[1]), то, вероятно, праздник имеет древнее происхождение[2], то есть уже был в первой половине VIII века, это самое раннее свидетельство о данном празднике[1]. В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. Рождество Пресвятой Богородицы появилось примерно в VI веке. Зачатие — это праздник меньший и более поздний в сравнении с Рождеством Богородицы, он появился в VII—VIII веках. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу религиозных праздников, когда запрещено работать[1].

Событие праздника

Благовещение Иоакиму и Анне. Фреска Гауденцио Феррари. 1544—1545. Пинакотека Брера

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю»[3], то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

Протоевангелие Иакова (4:7-8)

После этого Анна зачала, и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия — 9 декабря установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский писал: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо»[4].

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием, протестантизмом и другими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря, имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.

«Святая Анна с младенцем Марией»
(сербская (?) икона)

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия:

Внизу иконы, по сторонам её, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростёртыми дланями; под Её стопами изображён шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.[5]

  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Макаров Е. Е., Ткаченко А. А. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 713—715. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  2. Поселянин Е. Земная жизнь Богоматери. Архивная копия от 22 июня 2006 на Wayback Machine
  3. Здесь и далее Протоевангелие Иакова цитируется по тексту на сайте «Христианство в искусстве» Архивная копия от 20 апреля 2014 на Wayback Machine
  4. Жития святых Ростовского, 1903—1916.
  5. Зачатие святой Анны, «егда зачат святую Богородицу». Дата обращения: 4 июня 2008. Архивировано 25 декабря 2008 года.

Литература