Западная Русь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Внешние изображения
Полит. карта Руси в начале XIV века
Полит. карта Руси в конце XIV века
Полит. карта Руси 1400—1462
Полит. карта Руси 1462—1505
Полит. карта Руси в начале XVI века
Полит. карта Руси в конце XVI века
Полит. карта Руси в начале XVII века
Полит. карта Руси в конце XVII века

Западная Русь — в широком смысле, исторический регион Руси, к которому относят земли, не вошедшие в XVXVI веках в состав Русского государства и длительное время находившиеся под контролем иноэтничных в основе государств, главным образом составивших Речь Посполитую[1]. Западная Русь включает Литовскую Русь, а также русские земли, принадлежавшие Польскому королевству (Польская Русь, состоявшая из Галиции, Холмщины, позже — литовско-русских земель, полученных по условиям Люблинской унии), Молдавскому княжеству (Буковина) и Венгерскому королевству (Угорская Русь). По культурным и политическим причинам к Западной Руси, несмотря на название, не относят Северо-Западную Русь (Новгородскую и Псковскую земли).

Терминология

Г. В. Вернадский противопоставлял Западную Русь Великой Руси, называемой им также Восточной Русью или Московским государством, и отмечал приблизительное соотвествие Западной Руси Белоруссии и Украине[2]. На землях Западной Руси, подконтрольных Литве, Польше и другим государствам, был распространён западнорусский язык. Вместе с тем, к Западной Руси не может быть отнесена Новороссия[3], присоединённая к восточнославянскому культурному пространству лишь в конце XVIII века в составе Российского государства. Отмечается употребление термина Западная Русь и в узком смысле. При данном варианте он соответствует Белоруссии, противопоставляемой Украине как Южной или Юго-Западной Руси[3]. Такое словоупотребление совпадает с географической привязкой идеологии западнорусизма.

Эндоэтнонимом жителей Западной Руси, равно как и жителей Русского государства, являлось древнерусское слово «русин». На большинстве территорий Западной Руси оно сохранялось до XVIII века, в Галиции — до начала XX века, а у карпатских русин сохранилось до наших дней. Его не следует путать с термином «литвин», употреблявшимся для подданных Великого княжества Литовского и являвшимся в отношении восточнославянского населения политонимом. С точки зрения Польского королевства единственной русской землёй в его составе долгое время оставалась Галицкая земля, выделенная в так называемое Русское воеводство. Это наименование в административном делении сохранилось и после Люблинской унии 1569 года, когда непосредственно под власть Короны Польской были переданы многие другие русские земли. По публицистической традиции, заложенной Яном Длугошем и Бернардом Ваповским, Русью было принято называть русские земли в пределах польского и литовского государств, почти не применяя это название к Северо-Восточной Руси. Сформировавшееся в ней единое Русское государство именовали преимущественно «Московией», а её жителей за некоторыми исключениями[4] — «московитами». Подобная практика была частично перенята в XVIXVII веках западноевропейскими державами. Позже в основу отличительного обозначения великорусских и западнорусских земель были положены две латинские вариации названия Руси — Russia и Ruthenia. Такая разделительная схема употреблялась для этнографических манипуляций по отношению к восточнославянскому населению Австро-Венгрией[5] и нацистской Германией[6] и продолжает использоваться современной западной историографией.

Особенности исторического развития в составе иноэтничных держав

Отличительной чертой исторического развития Западной Руси являлось отсутствие собственной государственности и принадлежность к инокультурным государственным образованиям, в рамках которых ей приходилось отстаивать свою восточнославянскую идентичность, в частности язык, веру, право и обычаи.

Казимир III закладывает католический собор в покорённом Львове. Картина Яна Матейко (1888)

В Галицкой земле, захваченной польским королём Казимиром Великим в течение 1340-х годов, началась целенаправленная политика по распространению государственной религии — католицизма. Создание католических церковных структур подкреплялось их наделением значительными земельными владениями. Крупные земельные наделы предоставлялись и пришлой польской шляхте, быстро достигшей вследствие этого господствующее положение в обществе[7]. Велась целенаправленная политика по привлечению немецких и других колонистов, призванная создать противовес традиционному русскому православному большинству населения. Уже вскоре русские жители городов столкнулись со значительной правовой дискриминацией, мотивированной их статусом «схизматиков»[8]: они не могли свободно селиться по всему городу, для них была закрыта возможность входить в состав городского совета и занимать городские должности. Дискриминация распространялась и на торгово-ремесленную сферу, где русинов не брали в ряд цехов либо не давали становиться мастерами и занимать «старшие должности». В отличие от других меньшинств, таких как армяне и евреи, русины были лишены собственных органов самоуправления и суда, подлежав юрисдикции органов, созданных польско-немецким населением без их участия[9].

Западнорусский язык (зелёным пунктиром) в конце XIV века

Несмотря на то, что в Великом княжестве Литовском древнерусское культурное наследие, в том числе западнорусский письменный язык, на определённом этапе играло значительную роль, по мере усиления государственных связей с Польским королевством оно было вытеснено польско-католической культурой по образцу того, как это ранее происходило в Галицкой Руси[10]. Похожая ситуация имело место с русским правом. На протяжении XV—XVI веков литовские правящие круги, принявшие католицизм по условиям Кревской унии в качестве государственной религии, не оставляли попыток привести православных к унии с Римом[11]. Положение православных усугубилось после провозглашения Речи Посполитой и переподчинения обширных южнорусских земель непосредственно Короне Польской, когда и на них началась широкомасштабная раздача земель польской шляхте.

Огромное значение в истории Западной Руси сыграла Брестская уния 1596 года, повлекшая за собой раскол православного сообщества и переход значительной его части в униатство, сопровождаемый межконфессиональной борьбой. Правовая дискриминация некатолического населения (диссидентский вопрос) привела к упадку православного просвещения и ассимиляции подавляющей части западнорусской знати, в результате чего широкие слои восточнославянского населения остались без политического влияния и национально ориентированных верхов общества. Роль защитников интересов восточнославянского населения частично взяло на себя запорожское казачество. Большой ущерб населению Западной Руси нанесли целенаправленные действия участников антипольского восстания Хмельницкого, восстание сильно сократило количество еврейских общин. Многие евреи погибли в результате восстания, в исторической литературе конца XX века распространены как оценки в 100 000 погибших евреев[12] и более[13], так и цифры в диапазоне от 40 до 100 тысяч[14].

Однако после вхождения Левобережной Украины и Запорожья в состав России по итогам Андрусовского перемирия 1667 года, оставшиеся в составе Речи Посполитой земли Западной Руси подверглись уже почти ничем не сдерживаемому ассимиляционному давлению. До конца XVII века был упразднён гетманский устрой на Правобережной Украине, в 1696 году был издан запрет на использование западнорусского письменного языка, успешно осуществлялось насаждение униатства. Результаты этих процессов ещё долго ощущались на землях Западной Руси даже после их вхождения в состав Российской империи по итогам разделов Речи Посполитой. Сопротивление ассимиляционному давлению, особенно после Брестской унии, сопровождалось многочисленными восстаниями восточнославянского населения.

В то же время польское влияние на Западную Русь не было сугубо негативным. В XVI–XVII веках в Речи Посполитой наблюдался взлёт западнорусской культуры, чему немало поспособствовало и влияние польской культуры, шедшей в уровень с Западной Европой. В этом качестве «вестернизированная» западнорусская культура оказала немалое влияние и в Российском государстве. В дальнейшем, однако, на территории Речи Посполитой западнорусская культура рядом с привелигированной польской культурой фактически не выдержала конкуренции и оказалась задавлена. Аристократические слои — носители «высокой» культуры — были здесь тотально ополячены, «русскость» постепенно низведена на уровень «попа и холопа»[3].

Объект борьбы

Борьба за западнорусские земли между Русским государством и Великим княжеством Литовским (позже Речью Посполитой) была лейтмотивом истории Восточной Европы в XV—XVIII веках. В Русском государстве начиная с XV века ставилась задача объединения всех русских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах[15][16][17]. При разделах Речи Посполитой Екатерина II официально указывала, что желает «избавить земли и грады, некогда России принадлежавшие, единоплеменниками её населенные и созданные и единую веру с нами исповедующие»[18]. Присоединение древних русских земель шло в Российской империи под лозунгом «Отторженная возвратих».

В составе Российской империи

Западнорусская культура в XVII–XVIII веках в значительной степени повлияла на процессы, происходившие в России. Притеснения западнорусского православного населения в Речи Посполитой побуждали многих западнорусских деятелей эмигрировать в Москву. Западнорусские влияния в значительной мере подготовили реформаторскую деятельность Петра I и определили культурный облик пореформенной России. «Новая» русская культура, сложившаяся в петровской России, не была чисто великорусской по своему генезису, получив мощную западнорусскую прививку[3]. Это позволило многим национальным деятелям Западной Руси провозгласить её продуктом совместного творчества всех частей Руси, а значит, общерусской. Характерно, что такое понимание русскости получило распространение не только на восточнославянских землях в составе России, но и в Галичине и Карпатской Руси, находившихся под властью Австро-Венгрии, где в XIX веке развивается довольно сильное «москвофильское» движение.

В то же время новая русская культура, несмотря на свое синтетическое происхождение, оставалась всё же москво- и петербургоцентричной, основанной на историческом мифе России, ведущей свой генезис от Московского государства. Традиции Западной Руси не получали должной артикуляции и осмысления в общерусском контексте, маргинализовались и вытеснялись на периферию русского сознания. В ответ на это в Западной Руси начали развиваться регионалистские культурные тенденции, которые, однако, на протяжении XIX века всё ещё продолжали рассматривать себя в общерусском русле[3].

Титульная страница «Вестника Западной России» (1866)

В течение XIX века по отношению к Западной Руси употреблялся вариант Западная Россия, которую выделяли в Западный край, делившийся, в свою очередь Северо-Западный и Юго-Западный края. На белорусских землях эти термины дали название историко-идеологическому и общественно-политическому движению западнорусизма как национальной идентичности на основе представлений об общерусском народе и о белорусах как одной из его ветвей. Михаил Коялович накануне Польского восстания 1863 года отмечал в «Западной России» «господство польского элемента», которые не являлись здесь «самобытным племенем». В результате коренных реформ, начатых гродненским, виленским и минским генерал-губернатором Михаилом Муравьёвым-Виленским после подавления восстания, традиционное влияние польского меньшинства в общественной жизни было в значительной мере снижено. Политика русификации, проводившаяся в Северо-Западной крае, согласно терминологии того времени, означала укрепление локальной культуры всех трёх ветвей «общерусского народа», при этом основным литературным стандартом считался русский язык, тогда как белорусский и малороссийский язык рассматривались как его наречия, на которых также издавалась литература[19].

Сохранность древнерусского наследия

Западная Русь, за исключением Киева, в значительно меньшей степени сохранила памятники древнерусского зодчества, чем земли Московской Руси. До Нового времени дошли лишь единичные образцы каменной архитектуры эпохи Галицкого, Волынского, Городенского и Полоцкого княжеств. В ряде случаев имела место перестройка древнерусских храмов в костёлы или униатские соборы с их полным видоизменением на основе польско-литовского барокко. Примечательно, что в Западной Руси не сохранилось былин киевского цикла. Русское право относительно быстро было вытеснено на территориях, подконтрольных Польше, будучи заменённым польским и немецким правом. В Литовской Руси влияние русского права оказалось более глубоким и длительным.

См. также

Примечания

  1. Земцов И. Западная Русь // Советский политический язык, 1984 г.
  2. Г. В. Вернадский. Россия в средние века. М.: ЛЕАН, Аграф, 1997 г.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Шимов В. В. Исторические судьбы и перспективы панрусизма // Вопросы национализма. — 2012. — № 4 (12). Архивировано 8 августа 2022 года.
  4. Польский историк Матвей Меховский в своём «Трактате о двух Сарматиях» (1517) писал, что жители Московии Rutheni sunt et Ruthenicum loquuntur (то есть являются русинами и говорят по-русски). Такие же высказывания встречаются у Михалона Литвина, Александра Гваньини, Матвея Стрыйковского и других писателей XVI века. См. Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху Средневековья — Раннего Нового времени Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine // Россия-Украина: история взаимоотношений / Отв. ред. А. И. Миллер, В. Ф. Репринцев, М., 1997. С. 9-27
  5. Суляк, С. Г. Елизавета Ивановна де-Витте и Карпатская Русь // Русин. — 2020. Архивировано 20 октября 2021 года. — C. 71—72.
  6. Alexander Brakel: Unter Rotem Stern und Hakenkreuz. Baranowicze 1939 bis 1944. Das westliche Weißrussland unter sowjetischer und deutscher Besatzung. (= Zeitalter der Weltkriege. Band 5). Ferdinand Schöningh Verlag, Paderborn u. a. 2009, ISBN 978-3-506-76784-4, S. 31.
  7. Флоря Б.Н. Православный мир восточной Европы перед историческим выбором (XIV–XV вв.). Архивная копия от 14 июня 2020 на Wayback Machine // Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007
  8. Флоря Б.Н. У истоков польско-украинского конфликта Архивная копия от 15 июня 2020 на Wayback Machine // Славяноведение. 2004. № 4. С. 29
  9. Флоря Б.Н. У истоков польско-украинского конфликта Архивная копия от 15 июня 2020 на Wayback Machine // Славяноведение. 2004. № 4. С. 28
  10. Флоря Б.Н. Православный мир восточной Европы перед историческим выбором (XIV–XV вв.). // Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007
  11. Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007
  12. Источники, согласно которым погибло 100 000 евреев:
    • Manus I. Midlarsky. The Killing Trap: genocide in the twentieth century, Cambridge University Press, 2005,ISBN 0-521-81545-2, p. 352.
    • Martin Gilbert. Holocaust Journey: Traveling in Search of the Past, Columbia University Press, 1999, ISBN 0-231-10965-2, p. 219.
    • Samuel Totten. Teaching About Genocide: Issues, Approaches, and Resources, Information Age Publishing, 2004, ISBN 1-59311-074-X, p. 25.
    • Cara Camcastle. The More Moderate Side of Joseph De Maistre: Views on Political Liberty And Political Economy, McGill-Queen’s Press, 2005, ISBN 0-7735-2976-4, p. 26
    • Colin Martin Tatz. With Intent to Destroy: Reflections on Genocide, Verso, 2003, ISBN 1-85984-550-9, p. 146.
    • Mosheh Weiss. A Brief History of the Jewish People, Rowman & Littlefield, 2004, ISBN 0-7425-4402-8, p. 193.
  13. Источники, согласно которым погибло более 100 000 евреев:
    • Meyer Waxman. History of Jewish Literature Part 3, Kessinger Publishing, 2003, ISBN 0-7661-4370-8, p. 20.
    • Micheal Clodfelter. Warfare and Armed Conflicts: A Statistical Reference to Casualty and Other Figures, 1500—1999, McFarland & Co Inc, 2002, p. 56.
    • Zev Garber, Bruce Zuckerman. Double Takes: Thinking and Rethinking Issues of Modern Judaism in Ancient Contexts, University Press of America, 2004, ISBN 0-7618-2894-X, p. 77, footnote 17.
    • Chmielnicki, Bohdan, The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
    • Robert Melvin Spector. World Without Civilization: Mass Murder and the Holocaust, History, and Analysis, University Press of America, 2005, ISBN 0-7618-2963-6, p. 77.
    • Sol Scharfstein. Jewish History and You, KTAV Publishing House, 2004, ISBN 0-88125-806-7, p. 42.
  14. Источники, оценивающие число еврейских жертв в менее чем 100 000 человек:
    • Naomi E. Pasachoff, Robert J. Littman. A Concise History Of The Jewish People, Rowman & Littlefield, 2005, ISBN 0-7425-4366-8, p. 182.
    • David Theo Goldberg, John Solomos. A Companion to Racial and Ethnic Studies, Blackwell Publishing, 2002, ISBN 0-631-20616-7, p. 68.
    • Micheal Clodfelter. Warfare and Armed Conflicts: A Statistical Reference to Casualty and Other Figures, 1500—1999, McFarland & Co Inc, 2002, p. 56.
  15. Флоря, 2010, с. 43: «Под властью русских правителей в той или иной форме оказались к концу 1655 года почти все белорусские и бóльшая часть украинских земель. Как никогда раньше, русские политики были близки к решению задачи, которую они поставили перед собой в последние десятилетия XV века, — объединение всех восточнославянских земель в едином Русском государстве».
  16. Флоря, 2010, с. 10: «Религиозная цель войны тесно связывалась с национально-политической. Военные действия не должны были ограничиваться защитой Запорожского Войска от польско-литовской армии и возвращением земель, утраченных Русским государством в годы Смуты. Уже вскоре после начала военных действий из военного лагеря под Смоленском в сентябре 1654 года вышли грамоты, обращённые к православным епископам Львова и Перемышля, населению Волыни, Подолии и других земель, с призывом подчиниться власти царя. Все это показывает, что, начиная войну, русская власть поставила своей целью добиться решения давно стоявшей перед ней задачи — объединения всех восточнославянских земель вокруг Москвы, восстановления Древнерусского государства в его прежних границах».
  17. John P. LeDonne. The Grand Strategy of the Russian Empire, 1650–1831. — Oxford University Press, 2004. — P. 3. — 288 p. — ISBN -19-516100-9.
  18. Соловьёв, С. М. История падения Польши. Москва, 1863
  19. Бендин А. Ю. Возвращение Белой Руси. Журнал «Москва» (апрель 2013). Дата обращения: 14 июня 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.

Литература