Заонежане

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Заонежане
заонежана
Карта расселения заонежанКарта расселения заонежан
Этноиерархия
Раса европеоидная
Группа народов восточные славяне
Подгруппа

русские

Общие данные
Язык говоры севернорусского наречия,
русский язык
Религия православие
Первые упоминания с середины XIX века
Родственны водлозёрам, выгозёрам
Современное расселение

 Россия

Историческое расселение

Сёла Заонежского полуострова с прилегающими к нему островами, а также поселение Пегрема на западном

берегу Онежского озера
в Олонецкой губернии
27 911 человек (1905)

Заонежа́не (также заонежана — самоназвание) — субэтническая группа русских[~ 1][1], населяющая этнографическую область Заонежье в Карелии. Сложилась в результате смешения дославянского населения Заонежья (саамского, вепсского и карельского) и русских переселенцев (в основном из Новгородской и Псковской земель)[~ 2]. Самоназвание субэтнической группы и экзоэтноним (название, данное соседними группами русских) — «заонежана» — связано с местом проживания заонежан — Заонежьем[2].

К 1905 году численность заонежан составляла 27 911 человек, к настоящему времени их численность оценивается в 5 000 человек[2].

Наряду с поморами заонежане являются одной из наиболее изученных групп русских севера Европейской части России[3].

Классификация

Языковые и большинство культурно-бытовых черт заонежан совпадают с чертами, по которым выделяется северная историко-культурная зона (севернорусская этнографическая группа) согласно территориальной классификации русских субэтносов, данной в монографии Института этнологии и антропологии РАН «Русские». К этим чертам относятся: распространение окающих говоров севернорусского наречия, наличие малодворных сельских поселений, образующих отдельные «гнёзда» селений; наличие монументального жилища (избы), соединённого с хозяйственным двором; распространение сарафанного комплекса женского народного костюма; наличие особого сюжетного орнамента в вышивках и росписях; бытование былин, протяжных песен и причитаний и т. д.[4][5]

Согласно классификации по фактору происхождения, которая приведена в исследовании В. С. Бузина и С. Б. Егорова «Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации», заонежан можно отнести к так называемым группам смешанного происхождения. Формирование данных групп происходило в результате освоения славянами новых территорий и ассимиляции ими местного иноэтничного населения. В процессе образования групп смешанного происхождения русские вступали в тесные контакты с автохтонным населением, частыми при этом были межэтнические браки. При разной доле русского компонента для всех таких групп было характерно русское самосознание, своеобразие черт культуры, сложившихся в процессе взаимовлияния культурно-бытовых особенностей местного населения и русских переселенцев, нередким было также смешение антропологических типов. В Европейской части России к группам смешанного происхождения относятся, например, мещёра и сицкари[6].

Происхождение и история

Формирование группы заонежан происходило в процессе переселения русских (преимущественно выходцев из Новгородской и Псковской земель) на территорию Заонежья и смешения их с местным прибалтийско-финским населением. Таким образом, помимо русского компонента в состав субэтноса заонежан в разной мере влились саамский, вепсский и карельский этнические компоненты. Заонежане при этом и после своего формирования длительное время тесно контактировали с соседними с ними группами карелов и вепсов — вплоть до конца XIX века группа заонежан пополнялась за счёт обрусевших представителей карельского и вепсского этносов[2]. Происхождение, культурно-бытовые и иные отличия заонежан от других групп русских подчёркнуты в прозвище заонежан, которое дали им соседи — «тестянники». Отчасти в этом прозвище отмечена мнимая умственная неполноценность заонежан, у которых «в голове вместо мозгов тесто». Нередко «глупыми» русские переселенцы в северных районах России называли резко отличающееся от них в культурном отношении коренное население. К их числу были отнесены и заонежане, во многом по происхождению не русские. Часть заонежан соседние группы русских называли «глупой шуньгой». Первоначально это прозвище относилось к жившим в районе Шуньги саамам, постепенно оно перешло на всех жителей Шуньгской волости[7].

Формирование заонежан как субэтнической группы отражено в появлении у них таких признаков этничности, как осознание единства, общности группы, распространение собственного самоназвания (восходящего как и у других русских субэтносов в Карелии к самому крупному природно-географическому объекту на территории расселения группы, а не к административному центру) и противопоставление «мы — они» на уровне самоназвания, наличие собственных говоров и культурно-бытовых черт, отличных от говоров и особенностей культуры соседних с ними иных групп русских[8].

Ареал и современное положение

Церковь Николая Чудотворца XVII—XVIII веков в заонежском селе Вёгорукса

Ареал заонежан охватывает сёла, расположенные в этнографической области Заонежье, которая включает Заонежский полуостров и прилегающие к нему обитаемые острова в Онежском озере, а также тяготевшее к Заонежскому полуострову со времён средневековья поселение Пегрема на материковой части — на западном берегу Онежского озера.

По современному административно-территориальному делению Карелии данные территории относятся к Медвежьегорскому району (центральная и восточная части республики). К северу и востоку от ареала заонежан, в том числе и за озером, размещается область расселения основного массива русских. На западе соседями заонежан являются карелы, а также гангозёры — небольшая обособленная группа русского населения[9].

К 1905 году по подсчётам К. К. Логинова численность заонежан составляла 27 911 человек. В настоящее время к субэтнической группе заонежан относится менее, чем 5 000 человек[2].

История изучения

Впервые об особенностях культуры заонежан Олонецкой губернии (наряду с поморами и водлозёрами) в 1860-х годах упоминает П. Н. Рыбников («Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книга Олонецкой губернии на 1864 год», 1864). Чуть позднее специфику крестьянской культуры заонежан отметил этнограф Владимир Николаевич Майнов, совершавший во второй половине XIX века поездку к Белому морю из Петрозаводска через Выгозёрье и Заонежье («Путешествие в Обонежье и Корелу», 1877).

В книге «Этнография народов СССР» 1958 года С. А. Токарев отнёс заонежан и поморов к «обособленным» группам северных русских, в отличие от «аморфных» групп каргополов и пудожан[10]. Ряд исследований в 1980-х и 1990-х годах посвятил группе заонежан К. К. Логинов. Он является автором таких работ, как «Материальная культура заонежан (середина XIX — начало XX в.)» (1986), «Являются ли „заонежане“ локальной группой русских?» (1986), «Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (середина XIX — начало XX века)» (1993), «Семейные обряды и верования русских Заонежья» (1993)[3].

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Заонежане не перечислены среди «общепризнанных» субэтнических групп русских в наиболее известных работах по русскому этносу, включая работы, имеющие обобщающий характер. В том числе и по этой причине автор статьи «Этнолокальные группы Карелии» К. К. Логинов по отношению к заонежнам употребляет нейтральный и общий термин «локальная группа» или «этнолокальная группа».
  2. Подобным образом (в результате ассимиляции автохтонного карельского и вепсского населения) в Карелии формировались русские субэтносы водлозёров и выгозёров.
Источники

Литература

Документалистика

Ссылки