Закят аль-фитр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ислам
Ar Liwa hariadhi islamic flag.svg
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад
Fatra 2015.jpg

Закя́т аль-фитр (араб. زكاة الفطر‎ — милостыня разговения‎) — милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ураза-байрам.

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние большее, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении. Если ребёнок родился после захода солнца последнего дня месяца рамадан, то закят аль-фитр за него не выплачивается. Кроме того закят аль-фитр обязан выплатить и немусульманин (кафир) за тех мусульман, которых он обязан обеспечить пропитанием (отец, дети, рабы и т. д.)[1].

Закят аль-фитр должен быть выплачен лично нуждающемуся. Размер милостыни составляет 1 са` сыпучих веществ, распространённых в той области, где она выплачивается. Так, например, в Европе рекомендуется выплачивать пшеницей и ячменем, в Юго-Восточной Азии — рисом, на Ближнем Востоке — финиками. Са` (араб. صاع‎) — это мера объёма, равная объёму сыпучего вещества помещающегося в 4 двойных ладони, по весу, считается, равная 3,300 г (в ханафитском мазхабе), либо 2,176 г (в остальных суннитских мазхабах). В ханафитском мазхабе выплачивается половина са`, то есть 1,650 г[2]. Закят аль-Фитр лучше всего выплатить в виде продуктов, как это делали во времена пророка Мухаммедаﷺ. Выплата милостыни денежным эквивалентом разрешена в ханафитском мазхабе. Нежелательно (макрух) откладывать раздачу милостыни на время после совершения праздничного намаза. Закят-аль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества[1].

Целью выплаты закят аль-фитра является искупление (кафарра) возможных ошибок и упущения, сделанные в течение месяца поста, а также помощь бедным и нуждающимся в праздновании праздник Ураза-байрам (Ид аль-фитр) вместе с другими мусульманами[3].

Хадисы
  • Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба»[4][3].
  • Ибн Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы — это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня»[5].
  • Ибн Умар рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте закят аль-фитр за тех, кого вы обязаны содержать»[6].
  • Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’а еды»[7].
  • Абу Саид аль-Худри сказал: «Мы выплачивали закят аль-фитр одним са’а еды, или одним са’а ячменя, или фиников, или творога, или изюма»[8].
  • Абу Саида сказал: «При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали закят аль-фитр одним са‘а продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками»[9].
  • Ибн Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву»[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Закят-уль-фитр (закят разговения).
  2. Как и кому выдавать Закят аль-фитр.
  3. 3,0 3,1 Закят аль-фитр – кому, когда и сколько?.
  4. Сборники хадисов аль-Бухари и Муслима.
  5. Абу Дауд 1609, Ибн Маджа 1827, ад-Даракутни 2/138.
  6. ад- Даракутни 2/141, аль-Байхаки 4/161.
  7. Абу Нуайм 3/262, аль-Байхаки 4/167.
  8. аль-Бухари Сахих 1506.
  9. аль-Бухари Сахих 1510.
  10. аль-Бухари Сахих 1503.

Источники