Закон о кибербезопасности КНР

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Закон о кибербезопасности КНР (также Закон об интернет-безопасности КНР) — основной нормативно-правовой акт, регулирующий сферу интернет-безопасности КНР. Опубликован 7 ноября 2016 года, вступил в силу 1 июня 2017 года.

Закон о кибербезопасности регламентирует действия поставщиков сетевых продуктов и услуг по сбору, хранению и обработке пользовательских данных, определяет порядок и специфику обеспечения безопасности информационной инфраструктуры в стратегически важных отраслях. Главной целью принятия закона провозглашается защита национального «киберсуверенитета» КНР.[1]

История

Сфера кибербезопасности попала в поле зрения китайских властей во второй половине 1990-х гг.

Одним из стимулов развития законодательства в этой области послужило создание в 1999 году системы электронного государственного управления (Government Online Project, GOP) и появление необходимости адекватного правового регулирования.[2] Так, в 2000 году были приняты руководящие принципы для системы электронного государственного управления (Guidelines of National Electronic Government Construction, NEGC).

В 2011 году положения о кибербезопасности были внесены в национальное уголовное законодательство КНР, а в 2013 году — в Закон о защите прав и интересов потребителей.

В июле 2015 года Всекитайское собрание народных представителей опубликовало проект первого Закона о кибербезопасности.

7 ноября 2016 года Закон о кибербезопасности КНР был одобрен в третьем чтении на сессии постоянного комитета ВСНП. Официально вступил в силу 1 июня 2017 года.

Содержание закона

Закон о кибербезопасности носит сводный характер и представляет собой первую попытку китайских властей сформулировать и обобщить стратегические принципы, определяющие действия Китая в области кибербезопасности.

Текст закона состоит из 79 статей, объединённых в 7 разделов:

  1. Основные принципы
  2. Обеспечение и стимулирование кибербезопасности
  3. Безопасность сетевых операций
  4. Информационная безопасность
  5. Контроль, предупреждение, чрезвычайное реагирование и меры наказания
  6. Юридическая ответственность
  7. Дополнительный раздел.

Главным образом, закон затрагивает деятельность поставщиков сетевых продуктов и услуг. Согласно Статье 22, поставщики сетевых продуктов и услуг должны своевременно информировать пользователей и соответствующие компетентные власти о любых известных уязвимостях в области безопасности и принимать необходимые меры по их устранению.[3] В случае, если продукты или услуги собирают личные данные, поставщики обязаны уведомлять об этом пользователей. Сбор и хранение личных данных пользователей должны осуществляться исключительно в целях, официально обозначенных поставщиком. Запрещены раскрытие, изменение, удаление и передача данных третьим лицам, исключение составляет проведение перечисленных операций по требованию самого пользователя.

Закон существенно ограничивает анонимность пользователей за счёт введения требования об обязательной верификации для доступа к сети. Если пользователь не предоставляет реальные идентификационные данные, провайдер не имеет права открывать доступ к сети.

Особое внимание уделяется безопасности критически важной инфраструктуры, к которой относятся государственные коммуникационные и информационные услуги, энергетика, транспорт, ирригация, финансы, оборонная сфера, электронное правительство и другие ключевые отрасли и сектора, нанесение ущерба, незаконное использование и утечка данных в которых могут нести серьёзную угрозу национальной безопасности и общественным интересам. В том числе, ужесточаются требования к профессиональной подготовке сотрудников, работающих на объектах КВИИ, вводится запрет на хранение данных за пределами Китая; согласно положениям закона, закупка сетевых продуктов и услуг для объектов КВИИ должна осуществляться под контролем уполномоченных государственных органов, предприятия в критически важных отраслях обязаны проводить ежегодные оценки рисков безопасности и отражать полученные результаты в отчётах.

В случае выявления нарушений закон предусматривает штрафы в размере от 10 тысяч до 1 миллиона юаней, в зависимости от тяжести киберпреступления, при этом весь полученный незаконным путём доход подлежит конфискации.[4] В соответствии со Статьёй 75, власти КНР имеют возможность замораживать активы иностранных учреждений, организаций и физических лиц, если они подозреваются в организации и осуществлении атаки, взлома, вмешательства, нанесении вреда критически важной информационной инфраструктуре Китая.

Нормативно-правовой акт также предусматривает проведение мер по повышению уровня грамотности населения в области кибербезопасности при участии государственных органов всех уровней и СМИ.

Значение

Принятие закона ведёт к усилению государственного контроля над деятельностью китайских и иностранных компаний в сети Интернет.

Закон может оказать существенное влияние на структуру внутреннего IT-рынка КНР и позиции национальных производителей. Его имплементация ограничивает доступ западных IT-компаний к китайскому рынку, так как требует от них прохождения специальной сертификации, что, в том числе, предполагает необходимость раскрытия исходных кодов поставляемого программного обеспечения.

Китайским и иностранным компаниям, планирующим заниматься реализацией IT-продуктов на китайском рынке, необходимо производить полную или частичную корректировку своих бизнес- и операционных практик в соответствии с положениями нового Закона.[5]

Критика

В августе 2016 года более 40 международных бизнес-структур обратились к Премьер-министру КНР Ли Кэцяну с требованием внести поправки в опубликованный законопроект, однако китайские власти заявили, что положения закона «не противоречат интересам иностранных компаний».[6]

Западные СМИ неоднократно называли новый нормативно-правовой акт спорным. В некитайских изданиях сообщалось о том, что крупные иностранные технокомпании «обеспокоены тем, что закон также направлен на защиту внутреннего IT-сектора Китая», а новые правила, по их мнению, «отбивают желание китайских покупателей приобретать иностранную продукцию».[7]

Председатель Американской торговой палаты в Китае Джеймс Циммерман в интервью агентству Reuters назвал положения нового закона «нечёткими, двусмысленными и допускающими свободную трактовку со стороны властей».[6]

Правозащитная организация Amnesty International неоднократно выступала с критикой в отношении политики китайских властей в области кибербезопасности. В частности, директор программ Amnesty International в Восточной Азии Николас Бекелин, комментируя публикацию проекта Закона о кибербезопасности КНР, заявил, что он ведёт к институционализации цензуры.[8] По мнению специалиста Amnesty International по Китаю Патрика Муна, «этот опасный закон фактически делает интернет-компании агентами государства, предписывая им заниматься цензурой и предоставлять персональные данные пользователей властям по их первому требованию». Представители организации также призывали китайское правительство отменить новый закон о кибербезопасности, который «даёт властям карт-бланш на ограничение права на свободу выражения мнений и права на неприкосновенность частной жизни».[4]

Примечания

  1. China’s New Cybersecurity Law (англ.), Council on Foreign Relations. Архивировано 18 октября 2018 года. Дата обращения 18 октября 2018.
  2. China’s First Cyber Security Law | Institute for Defence Studies and Analyses (англ.). idsa.in. Дата обращения: 18 октября 2018. Архивировано 18 июля 2017 года.
  3. 中华人民共和国网络安全法. 百度百科. Дата обращения: 28 июня 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  4. 4,0 4,1 В Китае вступает в силу резонансный закон о кибербезопасности (рус.), РИА Новости (20170601T0018+0300Z). Архивировано 25 октября 2018 года. Дата обращения 18 октября 2018.
  5. КНР – Закон о кибербезопасности принят. www.imemo.ru. Дата обращения: 18 октября 2018.
  6. 6,0 6,1 Wong, Sue-Lin. China adopts cyber security law in face of overseas opposition (англ.), U.S.. Архивировано 25 октября 2018 года. Дата обращения 18 октября 2018.
  7. В Китае закон о кибербезопасности позволит замораживать счета иностранцев (рус.), РИА Новости (20161101T1210+0300Z). Архивировано 6 декабря 2017 года. Дата обращения 18 октября 2018.
  8. Shih, Gerry. China's draft cybersecurity law could up censorship, irk business (англ.), U.S.. Архивировано 25 октября 2018 года. Дата обращения 18 октября 2018.