Закованная фильмой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Закованная фильмой
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Никандр Туркин (Алатров)
Автор
сценария
Владимир Маяковский
В главных
ролях
Владимир Маяковский
Лиля Брик
Александра Ребикова
Оператор Евгений Славинский
Кинокомпания Киноателье АО «Нептун»
Страна Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР
Год 1918
Ссылки
IMDb ID 0220180
Сохранившиеся кинокадры из фильма.

«Зако́ванная фи́льмой» (1918) — немой художественный фильм режиссёра Никандра Туркина (Алатрова) по сценарию Владимира Маяковского. Фильм снят в Петрограде на студии "Нептун". Частично утерян.

Сюжет

Художник скучает. Он ходит по улицам, ищет неизвестно чего: на бульваре подсаживается к женщине, заговаривает с ней, но женщина вдруг становится прозрачной и у неё вместо сердца оказываются шляпка, ожерелья, шляпные булавки. Он приходит домой. Просвечивает и жена художника: вместо сердца — кастрюльки. Художник встречает друга, у того вместо сердца — бутылка и карты. На бульваре к художнику пристает цыганка, предлагает погадать. Она нравится художнику. Он приводит её к себе в мастерскую. С увлечением принимается писать её портрет, но кисть идёт всё медленнее. Цыганка начинает просвечивать: у неё вместо сердца — монеты. Художник платит ей и выталкивает из мастерской. Жена утешает расстроенного художника, но безуспешно. Он уходит из дома. Большая кинематографическая контора. Дела её плохи: нет боевиков. Входит элегантно одетый человек с бородкой. Он напоминает не то одного из персонажей Гофмана, не то Мефистофеля. Человек с бородкой принёс коробку с фильмом «Сердце экрана». Владельцы конторы в восторге. Фильм принимают в прокат. Рекламная горячка. По всему городу — плакаты «Сердце экрана» (балерина, в руках у неё сердце). Идут «сандвичи» с плакатами, прохожим раздают рекламные листовки. Во всех кинотеатрах идет картина «Сердце экрана». Скучающий художник заходит в кинотеатр и смотрит «Сердце экрана». В фильме — целый мир кино: балерину (сердце кино) окружают Макс Линдер, Аста Нильсен и остальные кинознаменитости, ковбои, сыщики и другие киноперсонажи, преимущественно из американских детективных фильмов. Сеанс окончен, публика расходится. Художник проталкивается к экрану и бешено аплодирует. Оставшись один в тёмном зале, продолжает аплодировать. Экран освещается. Балерина появляется на экране, затем сходит с экрана и подходит к художнику. Он обнимает её за плечи и ведёт к выходу. Сторож запирает за ними дверь. На улице пасмурно, дождь. Балерина морщится, отступает назад и исчезает через запертую дверь. Художник в отчаянии. Он бешено стучит, но напрасно; дверь не открывается. Художник идёт домой. Валится на кровать — он заболел. Приходит врач, выслушивает его, прописывает лекарства, уходит. У дверей дома, где живёт художник, врач встречается с цыганкой, влюбившейся в художника. Они стоят около плаката «Сердце экрана»; цыганка спрашивает о здоровье художника. Глаза балерины на плакате поворачиваются к ним — балерина прислушивается. Прислуга художника покупает в аптеке лекарства. Идёт домой и на улице загляделась на «сандвичей». Бумага рвётся, лекарства вываливаются. Прислуга подбирает упавший плакат и завёртывает лекарства. Приносит лекарства художнику. Он выпроваживает из комнаты ухаживающую за ним жену. Разворачивает плакат, замечает плакат. Расправив его, прислоняет к столику около кровати. Балерина на плакате оживает, оказывается сидящей на столике. Она встаёт, подходит к художнику. Он страшно обрадован и немедленно выздоравливает. В момент своего оживления балерина исчезает со всех плакатов, со стен, у «сандвичей», с листовок в руках читающих. Исчезает она и из самого фильма. В кинематографической конторе полная паника, особенно неистовствует человек с бородкой. Художник предлагает балерине уехать с ним в его загородный дом. Он кладет её на диван, заворачивает в трубочку, как плакат, завязывает лентой, берёт в руки, садится с плакатом в автомобиль и уезжает. Художник с балериной приезжают в загородный дом. Он переодевает её в платье, накрывает на стол к завтраку, старается развлекать её, но она уже скучает по экрану, бросается ко всему белому, напоминающему экран, ласкает печку, скатерть, наконец она сдёргивает скатерть вместе с едой, вешает её на стену и становится в позу. Она просит художника достать ей экран. Он прощается с ней и ночью едет в пустой кинотеатр, там он вырезает ножом экран. Пока художник крадёт экран, балерина гуляет по саду. Цыганка, ревнующая художника к ней, пробралась в загородный дом. Она подстерегает балерину в саду, устраивает ей сцену и под конец ударяет её ножом. На дереве, к которому прислонилась балерина, — приколотый ножом плакат. Цыганка в ужасе бежит к человеку с бородкой и рассказывает ему о том, где находится балерина. Как только цыганка убежала, балерина опять оказывается на дорожке в саду. Балерина ожидает художника в комнате загородного дома. Входит человек с бородкой, окружённый киноперсонажами «Сердце экрана», и приведшая их цыганка. Балерина рада — она уже соскучилась без них. Человек с бородкой окутывает её кинолентой, она растворяется в ленте. Все уходят, остается лишь упавшая в обморок цыганка. Возвращается художник с экраном. Не находит балерины, мечется по комнате в поисках. Он приводит в чувство цыганку, и она рассказывает ему о происшедшем. Он выталкивает цыганку, бросается к плакату «Сердце экрана», как бы ища в нём разгадки, и вдруг видит в самом низу плаката напечатанное мельчайшим, еле заметным шрифтом название кинематографической страны. Художник в вагоне у окна — он едет на поиски этой страны.

(Либретто сценария, записанного со слов Л. Ю. Брик)

В ролях

Интересные факты

  • Владимир Маяковский остался очень недоволен картиной, он считал, что игровое воплощение текста полностью сгубило его замысел. Фильм получился скучным и каким-то неповоротливым.
  • В середине 1970-х годов архивисты отыскали несколько забракованных кусков этого фильма, которые хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в городе Красногорске, но целиком фильм не сохранился.

Ссылки