Заза (субэтнос курдов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Заза (народ)»)
Заза
Современное самоназвание Kırmanc, Kırd, Dımıl
Численность 2—4 млн.
Расселение

 Турция:
1,114—2 млн чел
 Германия:
170 тыс. чел
 Казахстан:
8—12 тыс. чел
 США:

2—3,5 тыс. чел
Язык курдский (зазаки и курманджи), также турецкий
Религия ислам (суннизм и алевизм)
Входит в курды
Родственные народы остальные курдские субэтносы и иранские народы

Заза (также Кы́рды, Кырма́нджи, Дымли́) — этническая группа курдов[1][2][3][4][5], представители которой проживают в основном в Турецком Курдистане на верховьях Тигра и Евфрата [1], в районе Дерсим, (современный Тунджели) между Эрзинджаном севере и рекой Мурат юге, на крайнем западе исторической Верхней Армении[6].

Большинство заза говорят на зазаки, принадлежащего к западной иранской группе курдской подгруппы заза-горани, также часто владеют турецким и/или севернокурдским[7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18].

История

Первое упоминание слов «заза» и «дымыли» находится в трудах курдских авторов, писавших на персидском языке. В частности, в труде Шараф-хана Битлиси «История курдов» упоминание названия курдов заза встречается только один раз. В главе о правителях Бабана Шараф-хан пишет:

«Бабанский эмир Пир Будах совершил поход на племя заза, которое населяло район, граничащий с владениями бабанских эмиров»

Исходя из этого, В.Ф. Минорский в своей статье «Курды», напечатанной в «Энциклопедии ислама» на английском языке, утверждает, что нынешние заза района Дерсима — выходцы из Южного Курдистана — района между городами Сулеймания и Эрбиль. Более подробные сведения Шараф-хан сообщает о племени думбули. Он приводит две версии происхождения думбули, считая последнюю наиболее правдоподобной:

  • По одной версии, племя думбули происходит из Сирии или из Джезире. Шах Тахмасп переселил его в округ Сакманабад области Хой в Азербайджане;
  • По другой версии, ашираты думбули появились из эмирата Бохтан, и остальные курды называют их думбули-бохти;

Словом, каковы бы ни были эти предположения, они говорят о том, что думбули являются выходцами из южных районов Курдистана. По сведениям Шараф-хана, приведенным в главе об эмиратах думбули, в XVI в. племя думбули обитало в части вилайета Хиккяри, в районах Хоя, Вана, Ардагана, Котур-дараси, Чалдорана, Сулеман-сарая и Абагана. Из статьи А. Папазяна, посвященной описанию и изложению содержания трех уникальных персоязычных рукописей по истории курдов-думбули, мы узнаем, что одна из перечисленных рукописей принадлежит перу курдского историка Абдуль Раззака, представителя племени думбули. Она называется «История Думбули». Труд начинается с описания истории племени думбули с конца XVII в. и кончается первой половиной XIX в. (1850 г.). Акоп Папазян сообщает, что в этой рукописи описывается история крупных курдских племен мусульман-суннитов (курмандж) и мусульман-шиитов (думбули). Остальные две рукописи принадлежат перу Рустам-хана, сына Ахмед-хана думбули. Они названы «Религия племен» и «Взгляд на религию». Первая рукопись посвящена изучению исторического прошлого курдов думбули, вторая — исследованию древнеиранских верований и их пережитков у курдов-езидов. «Абдуль-Раззак и Рустам-хан рассматривают думбули как одно из крупных племен курдов, которые отличаются от остальных курдов тем, что примкнули к шиитскому толку». Исходя из этого, А. Папазян утверждает, что «думбули являются одним из крупных племенных союзов курдов-курмандж». Таким образом, словами «заза» и «думбули» авторы истории курдского народа — Шараф-хан, Абдуль-Раззак и Рустам-хан обозначали название двух самостоятельных курдских племен, которые отличаются, по их мнению, от курдов-курманджей тем, что исповедуют шиитскую религию и говорят на особом курдском наречии. В литературе мы встречаемся со следующими объяснениями названия слова «заза». В своем путешествии по Курдистану К.И. Рич пишет, что «наименование заза воспринимается, как «заика», который говорит с полным ртом или неразборчиво». То же самое несколько в иной форме повторяют В.Ф. Минорский и Д.Н. Маккензи[19].

В научном отчете от 2005 года сделан вывод о том, что заза имеет тот же генетический образец, что и другие курдские подгруппы.

Этнонимы и расселение

Расселение носителей языка зазаки в Турции. Голубой цвет — Дерсим (северные заза), красный — Бингёль (центральные заза), тёмно-синий — Сиверек (южные заза)
Бабушка курдянка-заза

Этноним, под которым эти люди известны соседям — заза (zāzā) — означает «заика» или «немой», что вызвано обилием сибилянтов и аффрикат в диалекте зазаки. У самих носителей общего самоназвания нет. Южные и центральные заза называют себя в основном дымли/дымыли (ю.-заз. Dımli/Dımıli). Северные заза называют себя кырмандж и кырд (сев.-заз. Kırmanc, kırd), то есть общим этнонимом всех северных и центральных курдов (курд. Kurmanc).

Заза расселены в основном в восточных и юго-восточных провинциях Турции. Наиболее своеобразные северные заза населяют прежде всего область Дерсим (сев.-заз. Dersim «врата серебра») — нынешнюю турецкую провинцию Тунджели. Центральные заза проживают в провинции Бингёль (ю.-заз. Çolig). Южные — прежде всего район города Сиверек (ю.-заз. Sêwrege, арм. Սևավերակ букв. «чёрные руины») в провинции Шанлыурфа. Заза также проживают в смежных названным провинциям, в том числе в районе города Диярбакыр.

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын, Биледжик, Бурдур, Бурса, Балыкесир, Денизли, Зонгулдак, Кыркларели, Кютахья, Мугла, Спарта, Текирдаг, Чанаккале, Эдирне и Эскишехир[20].

Существует также значительная диаспора в Европе (около 300 000 чел.), прежде всего в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии и Швейцарии.

Общая численность носителей зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн.[21][22] до 4 млн чел.[6]

Оценочная численность заза в Северном Курдистане
Провинция 1878, чел. % 1912, чел. % 1965, чел. % 2021, чел. %
Диярбакыр _________ ________ _________ ________ 57,693 12,1 1,149,408 47
Элязыг _________ ________ _________ ________ 30,921 9,6 420,450 60
Бингёль _________ ________ _________ ________ 30,878 20,5 297,745 90
Шанлыурфа _________ ________ _________ ________ 14,554 3,2 203,580 10
Туджели _________ ________ _________ ________ 2,370 1,5 83,008 80
Адыяман _________ ________ _________ ________ 6,705 2,5 36,735 5
Эрзиджан _________ ________ _________ ________ 298 0,1 27,768 10
Батман + Сиирт _________ ________ _________ ________ 484 0,2 21,900 2
Битлис 22,300 7.4 47,000 12,3 2,082 1,4 20,551 5
Эрзурум 15,000 3 30,000 4,8 2,185 0,3 18,065 2
Карс + Ардахан + Ыгдыр _________ ________ _________ ________ 992 0.2 13,769 2
Муш _________ ________ _________ ________ 507 0,3 9,598 2
Всего 37,300 100 77,000 100 149,669 100 2,308,353 100

Культура

Язык

Большинство заза являются билингвами и знают турецкий язык, многие также разговаривают на курдском языке.

Самым близким идиомом к зазаки является другой диалект, на котором говорят курды — горани. После по родственности идут остальные курдские диалекты и каспийские языки.

Зазаки долгое время был бесписьменным. Впервые он стал эпизодически появляться в переписке в середине XIX в. (с использованием арабского алфавита). Использование латинского шрифта получило распространение в конце XX в. в основном среди эмигрантов, а также в пока малочисленных изданиях в Турции.

Помимо этого, по мнению филолога Людвига Пауля, зазаки ближе всего к древнему иранскому языку азари[23].

Носители языка зазаки обычно считают себя частью курдской общности и многими исследователями и также в курдской литературе они рассматриваются одними из диалектов языка курдов, так как носители исторически считают себя частью курдской общности[24][25][24] . По мнению русского востоковеда В. Ф. Минорского зазаки является одним из наречий курдского языка[26]. Той же позиции придерживается другой русский востоковед — И. А. Смирнова, считающая, что зазаки является одним из двух крупнейших диалектов курдского языка[27]. Однако это предположение неоднозначно воспринимается некоторыми востоковедами[28].

Религия

Большая часть заза ныне придерживаются шафиитского мазхаба суннитского ислама, меньшинство — алевизм.

Социальная структура и традиционные занятия

Заза, как и остальные курды, имеют развитую родоплеменную структуру, основными племенами являются:

  • абасан
  • агачан
  • алан
  • бамасур
  • дуик
  • давреш-гулабан
  • давреш-джамалан
  • хай-даран
  • корешан
  • мамики
  • юсуфан

Основными занятиями курдов-заза являлись оседлое земледелие, хотя отгонное горное скотоводство также является важной отраслью традиционной экономики. Дерсим также славился своими садами.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Malmîsanij (1996), p. 1.
  2. Taylor (1865), p. 39.
  3. van Bruinessen (1989), p. 1.
  4. Özoğlu (2004), p. 35.
  5. Kaya (2009).
  6. 6,0 6,1 Dimlī — статья из Encyclopædia Iranica. Garnik S. Asatrian
  7. Traditional classification tree. Iranatlas.com. Дата обращения: 30 мая 2019. Архивировано 29 декабря 2019 года.
  8. I. M. Nick. Forensic linguistics asylum-seekers, refugees and immigrants. — Vernon Press, 2019. — P. 60. — ISBN 9781622731305.
  9. Frye, Richard Nelson. The History of Ancient Iran : [англ.]. — C.H.Beck, 1984. — P. 30. — ISBN 9783406093975.
  10. Minahan, James. Encyclopedia of the Stateless Nations: Ethnic and National Groups Around the World A-Z [4 Volumes] : [англ.]. — ABC-CLIO, 2002-05-30. — ISBN 9780313076961. Архивная копия от 25 октября 2021 на Wayback Machine
  11. Hamelink, Wendelmoet. The Sung Home. Narrative, Morality, and the Kurdish Nation : [англ.]. — BRILL, 2016-04-21. — ISBN 9789004314825. Архивная копия от 25 октября 2021 на Wayback Machine
  12. (1999) «The Zaza People as a New Ethno-Political Factor in the Region». Iran & the Caucasus 3/4: 397–408. doi:10.1163/157338499X00335.
  13. Kehl-Bodrogi. Syncretistic religious communities in the Near East : collected papers of the international symposium "Alevism in Turkey and comparable syncretistic religious communities in the Near East in the past and present", Berlin, 14-17 April 1995 / Kehl-Bodrogi, Otter-Beaujean, Barbara Kellner-Heikele. — Leiden : Brill, 1997. — P. 13. — ISBN 9789004108615.
  14. The zazas: a kurdish sub-ethnic group or separate people? (14 марта 2012). Архивировано 2 августа 2020 года. Дата обращения 1 июня 2021.
  15. J.N. Postgate. Languages of Iraq, ancient and modern.. — Cambridge : British School of Archaeology in Iraq, 2007. — P. 148. — ISBN 978-0-903472-21-0. Архивная копия от 2 августа 2019 на Wayback Machine
  16. Ludwig Paul, The position of Zazaki among West Iranian languages Архивная копия от 9 апреля 2008 на Wayback Machine
  17. Bajalan. Iranica Online. Дата обращения: 30 мая 2019. Архивировано 6 февраля 2019 года.
  18. Gurani. Iranica Online. Дата обращения: 30 мая 2019. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  19. К.К. Курдоев. [http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/PPV_1_20_2014_16_kurdoyev_yusupova.pdf Краткий историко-этнографический очерк о курдах заза] / З.А. Юсупова. — С. 5. — 23 с. Архивировано 9 сентября 2021 года.
  20. 71 yıl sonra Dersim sürgünü belgeleri | HaberVesaire Архивная копия от 28 декабря 2011 на Wayback Machine
  21. Duus (EDT) Extra, D. (Durk) Gorter, Guus Extra, The Other Languages of Europe: Demographic, Sociolinguistic and Educational Perspectives, Multilingual Matters (2001). ISBN 1-85359-509-8. p. 415. Cites two estimates of Zaza-speakers in Turkey, 4,000,000 and 6,000,000, respectively.
  22. Accessed online at Google book search. Дата обращения: 28 июня 2022. Архивировано 21 октября 2016 года.
  23. Paul, Ludwig. The Position of Zazaki Among West Iranian languages. 1998.
  24. 24,0 24,1 Ivan Nasidze et al. 2005. «MtDNA and Y-chromosome Variation in Kurdish Groups», Annals of Human Genetics 69:401-412. online Архивная копия от 29 октября 2017 на Wayback Machine
  25. Kaya, Mehmet. The Zaza Kurds of Turkey: A Middle Eastern Minority in a Globalised Society. ISBN 1-84511-875-8
  26. В. Ф. Минорский. Курды. Петроград, 1915
  27. И. А Смирнова, Керим Эйюби. Историко-диалектологическая грамматика курдского языка. — М:Наука, 1999. — стр. 5
  28. A. Rielstope. Some questions on Kurdish. — London:Smith & Br., 2003.

Литература