Завадский, Юрий Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юрий Завадский
Zavadsky YA.jpg
Имя при рождении Юрий Александрович Завадский
Профессия театральный режиссёр, актёр, театральный педагог
Театр МАДТ имени Моссовета
Награды
Герой Социалистического Труда — 1973
Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1949 Орден Ленина — 1971 Орден Ленина — 1973
Орден Трудового Красного Знамени — 1964 Орден Трудового Красного Знамени — 1947 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Народный артист СССР — 1948 Народный артист РСФСР— 1942 Заслуженный артист РСФСР — 1933 Народный артист Казахской ССР — 1943 Ленинская премия — 1965 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1951

Ю́рий Алекса́ндрович Зава́дский (30 июня (12 июля1894, Москва — 5 апреля 1977 года, там же) — российский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Главный режиссёр Театра-студии Юрия Завадского (1924—1936), Центрального театра Красной Армии (1932—1935), Ростовского театра драмы имени М. Горького (1936—1940) и Театра имени Моссовета (1940—1977). Герой Социалистического Труда (1973)[1], народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951) и Ленинской премии (1965). Кавалер четырёх орденов Ленина (1945, 1949, 1971, 1973).

Биография

Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве в дворянской семье чиновника Александра Францевича и несостоявшейся актрисы Евгении Иосифовны (в девичестве Михайловой)[2][3]. Многие члены семьи были связаны с искусством. Деда по отцовской линии — художника-живописца, наполовину поляка — сослали в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года; дядя был пианистом и композитором, а самого отца благодаря выдающемуся голосу звали в солисты Большого театра, но он отказался[2]. Дед по матери был крестьянином, специалистом по кружевам, переехавшим в Москву и женившимся на балерине[4]. Обе тёти профессионально занимались музыкой; позднее мать вместе с сестрой Анной организовала популярный в среде интеллигенции любительский драмкружок, в котором, среди прочих, играл молодой Евгений Вахтангов[2][4].

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии Юрий поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году не доучившись. Одновременно брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.

В 1915 году многолетний друг Завадского Павел Антокольский позвал его в студию Евгения Вахтангова (с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ)[5], где он работал до 1919 года: вначале художником, затем — актёром и режиссёром. В 1918 году Антокольский познакомил его с Мариной Цветаевой, безответно влюбившейся в него; к нему был обращён её цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна»[5][6].

В 1920—1924 годах Завадский был актёром и режиссёром 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле «Чудо святого Антония» (1921) по пьесе Мориса Метерлинка, в котором выступил и как сценограф[7], и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци (1922)[1]. Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем «Женитьба»[1]. С 1922 года был членом художественного совета, избранного актёрами после смерти Вахтангова.

В 1924—1931 годах был актёром МХАТа (по словам Виталия Вульфа, числился актёром до 1936 года[5]), где, в частности, сыграл Чацкого в «Горе от ума» и графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».

В том же 1924 году создал собственную театральную студию, актёрами которой были его ученики Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский и другие, руководил ею до 1936 года. Театр не имел здания и давал эксперимертальные представления в подвальных помещениях московских зданий[8].

По свидетельству ряда коллег, в 1920-е годы (по словам сына — в 1930 году) Завадский занимался в кружке антропософов, за что был арестован и месяц провёл в одиночке (по словам Виталия Вульфа — всего два дня[5]); освободился только благодаря заступничеству Константина Станиславского[4].

В 19321935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии.

Памятная доска в Ростове-на-Дону

В 1936 году в ходе кампании по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города Завадский и его труппа были направлены в Ростов-на-Дону, где режиссёр возглавил Академический театр драмы имени М. Горького, который размещался в новом здании, построенном годом ранее[9].

В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссёром Театра имени Моссовета и занимал этот пост до конца жизни[1]. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Леонида Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Достоевского «Преступление и наказание» (1969), «Маскарад» Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964)[1].

Был известен своим новаторством: например, перед спектаклем «Виндзорские насмешницы» (1957) людей на входе встречали трубачи, а во время сцены ярмарки по зрительному залу расхаживали цыганки и фокусники. Организовывал спектакли-концерты, посвящённые выдающимся людям, в которых участвовала вся театральная труппа[4].

С 1940 года преподавал в ГИТИС, в 1947 году получил звание профессора. Член ВКП(б) с 1944 года.

Завадский не шёл на конфликт с актёрами и коллегами; напротив, он нередко использовал всё своё влияние для помощи тем, кто находился в опале. Единственной, с кем у него были натянутые отношения, была Фаина Раневская; в определённый момент она нахамила Завадскому и покинула театр. Но когда в 1963 году Раневская осталась без работы, Завадский сразу же позвал её обратно. Известен афоризм Раневской, посвящённый режиссёру: «Он родился не в рубашке, а в шубе»[4].

Андрей Тарковский в 1972 году говорил, что: «При всех актёрских неровностях всё-таки лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это „Петербургские сновидения“ у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве»[10].

На протяжении почти пятидесяти лет ведущей актрисой театров, возглавляемых им, оставалась его вторая жена Вера Петровна Марецкая, которую он не позволял критиковать и к мнению которой он всячески прислушивался, за что её прозвали «хозяйкой Моссовета»[5][8].

Был автором ряда статей и книг. О Завадском сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский — любимый и любящий». В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссёр Марина Голдовская).

Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве на 83-м году жизни. Его предсмертным желанием было, чтобы никто не видел его мёртвым, поэтому в театре стояла урна с его прахом[5].

Могила на Ваганьковском кладбище

Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище рядом с матерью (15 участок)[11].

Личная жизнь

Первая жена — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф (1907—1972), актриса, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).

В 1924 году женился на актрисе, народной артистке СССР (1949) Вере Петровне Марецкой (1906—1978). От брака с ней родился сын Евгений Юрьевич Завадский (1926—2006), режиссёр.

В июле 1941 года женился на балерине, народной артистке СССР (1951) Галине Сергеевне Улановой (1909—1998). Эвакуацию в Казахстане во время Великой Отечественной войны они провели вместе. Брак их фактически распался в конце 1940-х годов, хотя официально развод не был оформлен.

Творчество

Анна Орочко — Адельма и Юрий Завадский — Калаф, «Принцесса Турандот» (3-я Студия МХТ, 1922)

Роли в театре

3-я студия МХАТ
МХАТ

Режиссёрские работы

Студии Е. Вахтангова
3-я студия МХАТ
Театр-студия Юрия Завадского
Центральный театр Красной Армии
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького
Театр имени Моссовета

Фильмография

Роли

Режиссёр

  • 1971 — Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль)
  • 1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским)

Участие в фильмах

  • 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль) — вступительное слово

Архивные кадры

  • 1971 — Юрий Завадский (документальный)

Награды и звания

Адреса в Москве

1930-е

1940—1977

Память

Мемориальные доски

  • Ростов-на-Дону; установлена на стене дома, где жил в 1936—1940 годах;
  • Москва; в 1980 году установлена на стене дома 15 на Тверской улице, где жил с 1940 по 1977 год. Авторы скульптор М. Романовская и архитектор И. Студеникин[12].

Библиография

Литература

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Завадский Юрий Александрович / Рудницкий К. Л. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  2. 2,0 2,1 2,2 Завадский Ю. А. Об искусстве театра. — М.: ВТО, 1965. — С. 10. — 347 с. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Инна Соловьёва. Юрий Александрович Завадский. Московский Художественный театр. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 26 марта 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Юрий Завадский – любимый и любящий. Культура (2004). Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 9 апреля 2019 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Виталий Вульф. Серебряный шар. 1-й канал Останкино (1994)
  6. М. Цветаева «Комедьянт» Архивная копия от 18 марта 2009 на Wayback Machine
  7. Любовь Гуревич. «Чудо святого Антония». Дата обращения: 4 мая 2012. Архивировано 31 июля 2012 года.
  8. 8,0 8,1 Леонид Филатов. Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
  9. Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М.: Эксмо, 2006. — С. 166. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4.
  10. Ольга Суркова. Хроники Тарковского. «Солярис». Медиа-архив Андрей Тарковский.. tarkovskiy.su. Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано 6 октября 2018 года.
  11. Завадский Юрий Александрович (1894—1977). Могилы знаменитостей. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 5 апреля 2019 года.
  12. 12,0 12,1 Завадский Юрий Александрович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].