Жук, Сергей Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Яковлевич Жук
Zhuk SY.jpg
Дата рождения 23 марта (4 апреля) 1892(1892-04-04)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 1 марта 1957(1957-03-01) (64 года)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя,  СССР
Научная сфера инженер-гидротехник
Место работы «Гидропроект»
Альма-матер институт инженеров путей сообщения
Учёное звание академик АН СССР
Известен как руководитель строительства крупнейших гидротехнических сооружений
Награды и премии

Герой Социалистического Труда — 1952

Орден Ленина — 1933 Орден Ленина — 1952 Орден Ленина Орден Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени — 1944 Орден Красной Звезды  — 1937 Орден Красной Звезды  — 1945 Медаль «За боевые заслуги» — 3.11.1944
Медаль «За трудовую доблесть» — 26.4.1940 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Сталинская премия — 1950 Сталинская премия — 1951 Заслуженный работник МВД

Сергей Яковлевич Жук (4 апреля 1892, Киев —1 марта 1957, Москва) — советский гидротехник, генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1952), академик АН СССР (1953). Его прах был захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади, а имя присвоено институту «Гидропроект» (1957).

Биография

Родился 23 марта (4 апреля) 1892 года в Киеве. Из семьи служащих. Окончил 2-ю Киевскую гимназию и Орловский кадетский корпус. После окончания корпуса поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, но после окончания первого курса перевёлся на второй курс Института инженеров путей сообщения в Петрограде, который с отличием окончил в 1917 году. По другим данным, в декабре 1916 года окончил Алексеевское военно-инженерное училище в Киеве. С 1917 года служил в сапёрном батальоне в Сибири. Во время гражданской войны оказался на стороне Белой армии. В конце 1919 года при разгроме армии А. В. Колчака подпоручик С. Я. Жук попал в плен. В 1921—1922 годах работал в Севзапводе, затем был зачислен в Красную Армию, преподавал инженерное дело в Объединённой Киевской военной школе имени С. С. Каменева, в Сумской артиллерийской и в Полтавской пехотной школах.[1]

10 января 1931 года был арестован органами ОГПУ СССР по делу «Весна», обвинён в причастности к контрреволюционной офицерской организации и осуждён судебной коллегией ОГПУ. Был направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, проявил себя там в качестве инженера и 14 июля 1932 года условно-досрочно освобождён «для более эффективного использования на строительстве».

В октябре 1932 года был зачислен в кадровый состав ОГПУ СССР, назначен на должность заместителя главного инженера Беломорстроя. С 1933 года — заместитель главного инженера и главный инженер по строительству канала канала имени Москвы. С сентября 1935 года — главный инженер строительства Угличской, Рыбинской и Иваньковской ГЭС (Рыбинский и Угличский гидроузлы). С сентября 1937 — временно исполняющий обязанности начальника строительства и главный инженер Управления строительства Куйбышевского гидроузла, с июня 1939 года — первый заместитель начальника Управления строительства Куйбышевского гидроузла. С сентября 1939 — главный инженер и первый заместитель начальника Главгидростроя НКВД СССР.

Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 года назначен главным инженером и заместителем начальника Главного управления оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР. Одновременно ноября 1941 года был начальником отдела гидротехнических работ Главпромстроя НКВД СССР.

В 1942—1957 годах — бессменный начальник проектно-изыскательского управления гидротехнических работ (Гидропроект) Главпромстроя НКВД СССР/МВД СССР (много позднее, в марте 1953 года, это управление было выведено из состава МВД СССР и преобразовано в институт «Гидропроект» Министерства электростанций и электропромышленности СССР; его директором до последнего дня жизни оставался С. Я. Жук). С 1944 года являлся также членом технико-экономического Совета Госплана СССР. Член ВКП(б) с 1942 года. Одновременно с марта 1948 года — главный инженер Волгодонстроя МВД СССР (в 1949 году это управление переименовано в Главное управление строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») МВД СССР), отвечал за возведение Волго-Донского канала и Цимлянской ГЭС.

Внёс крупный вклад в создание профессиональной школы советских гидротехников.

Член ЦИК СССР с 1935 года. Избирался депутатом ВС СССР 1-го (1937—1946) и 4-го (1954—1958) созывов. Академик АН СССР с 1953 года, генерал-майор инженерно-технической службы с 1943 года.

После смерти 1 марта 1957 года был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Критика

По утверждению ряда американских авторов, Жук — один из инициаторов знаменитого проекта поворота сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.[2] В то же время правдивость данного утверждения сомнительна, потому что решение о начале практической разработки проекта было принято спустя 11 лет после смерти С. Я. Жука, в 1968 году, а различные идеи на эту тему высказывались неоднократно ещё с конца XIX века.

Как главный инженер возглавлял строительство Беломорско-Балтийского канала (1931—1933) и был назван Солженицыным в книге «Архипелаг ГУЛАГ» одним из «главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц», виновных в гибели десятков тысяч людей[3]. Это заявление оспаривалось, о чём сообщает издание «История Гидропроекта. 1930—2000»[4], однако в телефонном разговоре Солженицын ответил, что «тема для автора закрыта, и он не собирается к ней возвращаться»[5]. Тем не менее в более поздних изданиях С. Я. Жук в списке теперь уже «пятерых наёмных убийц» не упоминается.

Сочинения

  • С. Я. Жук — автор статьи «Волго-Дон» в книге «На великих стройках коммунизма». — Саратов, 1951. — стр. 84-90.

Награды и премии

Воинские и специальные звания

Память

  • В честь Сергея Яковлевича был назван теплоход «С. Я. Жук». Порт приписки г. Днепродзержинск, ДДСУ «Гидромеханизация». С 1978 года использовался на строительстве Запорожской АЭС[7].
  • С 1957 года Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» носит имя С. Я. Жука.
  • В городе Балаково Саратовской области есть улица имени академика Жука.

Примечания

  1. В публикациях советского времени об этом периоде жизни С. Я. Жука не упоминалось.
  2. Douglas R. Weiner, «A Little Corner of Freedom: Russian Nature Protection from Stalin to Gorbachev». University of California Press, 1999. ISBN 0520232135. On Google Books Архивная копия от 9 января 2017 на Wayback Machine p. 415 (англ.)
  3. «Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Семён ФиринМатвей БерманНафталий ФренкельЛазарь КоганЯков Раппопорт — Сергей Жук.» // «Архипелаг ГУЛАГ», — Том 2. Часть 3. Глава 3. (изд. 1978; изд. 1991)
  4. под ред. В. Д. Новоженина. — М., 2000
  5. Цитата из книги «История Гидропроекта. 1930—2000» (М., 2000) приведена в статье «Позорная слава». www.chitalnya.ru. Дата обращения: 14 октября 2017. Архивировано 14 октября 2017 года.
  6. Постановление ЦИК СССР от 04.08.1933. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 27 июня 2020 года.
  7. Теплоход «С.Я. Жук» — Энциклопедия Энергодара

Литература

  • Григорьев С. В. Биографический словарь. Естествознание и техника в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1973. — С. 109. — 269 с. — 1000 экз.
  • Волгоградцы — Герои Социалистического Труда. Выпуск I. — Волгоград, 1987.
  • Звягинцев В. Е. Трибунал для академиков. — Москва: ТЕРРА, 2009. — 462 с. — (Двуликая Клио: Версии и факты).; ISBN 978-5-275-02126-4. — С.67-76.
  • Алексей Абрамов. У Кремлёвской стены. — М.: Политиздат, 1988. — ISBN 5-250-00071-1.

Ссылки