Жизнь есть сон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жизнь есть сон. Барельеф с памятника Кальдерону, скульптор Ж. Фигерас Вила, Мадрид, 1880 год.

«Жизнь есть сон» (исп. La vida es sueño) — пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, впервые представленная в 1635 году. Считается наиболее известной и значительной пьесой Кальдерона. В центре произведения — конфликт между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью.

Действие пьесы происходит в Полонии, а один из её персонажей (Астольфо) носит титул «князя Московского» (duque de Moscovia, буквально «герцог Московский»), однако историческая обстановка, как было принято в литературе того времени, совершенно условна, и какой-либо местный колорит отсутствует. Тем не менее академик Н.И. Балашов полагает, что в пьесе Кальдерона отразились отголоски событий Смутного времени, известных в Испании по сочинениям Антонио Поссевино. При создании пьесы Кальдерон использовал значительное число литературных, исторических и легендарных источников. Среди них значительное место занимает «Повесть о Варлааме и Иоасафе» — необычайно популярная в Европе и на Ближнем Востоке христианизированная версия жизнеописания Будды [1] (до Кальдерона к этому сюжету обратился Лопе де Вега, написавший драму «Варлаам и Иоасааф» (Barlaam y Josafat)).

Действующие лица и Сюжет

  • Басилио, король Полонии
  • Сехисмундо, принц Полонии, тайный сын Басилио
  • Астольфо, герцог Московии
  • Клотальдо, тюремщик Сехисмундо
  • Кларин, слуга Росауры
  • Эстрелья, инфанта Полонии
  • Росаура, дама, дочь Клотальдо
  • Солдаты
  • Стража
  • Музыканты
  • Свита
  • Слуги
  • Дамы
  • Басилио, король Полонии, заточил своего сына Сихизмундо в крепость, ибо на нем лежит проклятье: он убьёт своего отца и при нем царство ждут великие бедствия.
  • Росаура, тайная возлюбленная Астольфо, обнаруживает Сихисмундо вместе с Кларин.
  • Наследником Басилио должны стать Эстрелья или Астольфо. Астольфо хочет женится на Эстрелье, чтобы объединить царства и войти на престол. Сам он тайно любит Росауру и носит её портрет на груди.
  • Росауру и Кларин хотят казнить после задержания. Но тюремщик Клотальдо милует их, потому что шпага, которую ему предъявила Росаура - шпага её матери Виолы, жены Клотальдо.
  • Басилио решает отдать престол родному сыну Сихисмундо. Его опаивают и во сне привозят во дворец. Сихисмундо творит страшные бесчинства и чуть не убивает своего отца. Его опаивают и опять увозят в заточение.
  • В заточении Клотальдо уверяет Сихисмундо в том, что все увиденное им - сон.
  • Росаура поступает на службу в свите инфанты Эстрельи. Эстрелья хочет узнать, что за девушка, чей портрет Астольфо носит на груди. Она поручает Росауре достать этот портрет.
  • Росаура приходит к Астольфо, который её узнает.
  • В Полонии вспыхивает восстание. Граждане хотят видеть на троне Сихисмундо, законного наследника по крови.
  • Сихисмундо возвращается с победой приходит к отцу и падает ему в ноги.
  • Росаура оказывается дочерью Клотальдо, то есть дамой. Теперь она может стать женой Астольфо. Они сочетаются браком.
  • Сихисмундо берет в жены Эстрелью. Теперь он - добрый царь и будет править на благо народа. Потому что жизнь есть сон.

Источники

  • Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Примечания

  1. Жизнь — это сон (перевод Инны Тыняновой), Педро Кальдерон (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 января 2008. Архивировано 14 января 2017 года.

Ссылки