Живокини, Василий Игнатьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Игнатьевич Живокини
Vasily Zhivokini.jpg
Имя при рождении Джиованнио Ламмона
Дата рождения 1805(1805)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 18 (30) января 1874(1874-01-30)
Место смерти Москва, Российская империя
Профессия актёр
Амплуа комик
Театр Малый театр, Москва
Роли Митрофанушка, Лев Гурыч Синичкин, Добчинский, Земляника, Кочкарев, Репетилов, Расплюев, Грумио, Шут

Василий Игнатьевич (Иванович[1]) Живокини (1805[2] или 1807, Москва, Российская империя — 18 [30] января 1874, Москва, Российская империя) — российский

комик XIX века, работал в Малом театре; сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли.

По другим источникам, настоящее имя Василия Живокини — Джованни Ламмона.

Биография

Мать Живокини, Пелагея Васильевна Азаревичев происходила из семьи крепостных артистов Азаревичи, она танцевала в балете в крепостном театре фаворита Екатерины II С. Г. Зорича, где с ней и познакомился будущий отец знаменитого артиста и после свадьбы привез в Москву. Сам Иоахим де Ламмона вначале был декоратором, затем камердинером графа[3]. Чтобы семья жила в довольстве, он открыл макаронную фабрику, полностью сгоревшую в Москве в пожаре 1812 года.

В 1817 году Василий Живокини поступил в Московское театральное училище. Там он готовился быть музыкантом и танцовщиком, но Ф. Ф. Кокошкин заметил драматическое дарование Живокини и перевел его в драматическую группу. В 1824 дебютировал на московской сцене в роли Дубридор в пьесе «Глухой, или Полный трактир». В том же году сыграл Митрофанушку («Недоросль»). Роль Митрофана была неоднозначно принята критиками: от восхищения до порицания молодого исполнителя за неверную трактовку. Живокини показал Митрофанушку обаятеленым, добродушным, по-детски наивным. Современники называли его «светлым комиком», он не мог сыграть отрицательного персонажа, сатирического героя[3].

В 1825 году, по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских императорских театров (с 1824 — Малый театр).

Вся пятидесятилетняя артистическая деятельность Живокини проходила в Москве, где он играл не только в бесчисленных комедиях, но и в операхАскольдова могила» — опера по роману М. Н. Загоскина, музыка Верстовского, «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» — опера Луи Жозефа Фердинанда Герольда, и др.). В «Ревизоре» он создал роль Добчинского, в «Женитьбе» — Кочкарева, в «Горе от ума» — Репетилова. В сферу дарования Живокини входило всё комическое, начиная с водевиля 1830-х годов и кончая опереткой 1860-х гг. Островский всегда охотно поручал Живокини роли купцов и приказных. Его творчеству характерно обращение к буффонаде, к простому веселью, естественности исполнения и уход от наигранности и напыщенности на сцене, он часто импровизировал, заостряя внимание зрителей на юмористической направленности своих импровизаций. По утверждению Театральной энциклопедии, Живокини даже реалистические роли играл в обычной для себя водевильной манере. Он, как и Щепкин, был приверженцем старой актёрской школы, не понимал и не принимал новых реалистических веяний в театральном искусстве, которые принесли драматурги середины XIX века, в первую очередь Островский.

В 1826 году Василий Игнатьевич Живокини женился на учительнице танцев Лобановой, и тогда же сменил конфессию с католичества направославие, а в 1841 году принял русское подданство, так как до тех пор имел австрийское гражданство, как и его отец. В 1829 году получил первый бенефис, в который вошла комедия «Явная война» в трёх актах[1].

Среди ролей Живокини: Жовиаль — «Стряпчий под столом» (1834); Мордашев — «Аз и Ферт», Лев Гурыч Синичкин в одноимённом водевиле Д. Т. Ленского (1839); Падчерицын — водевиль «Хороша и дурна, и глупа, и умна» — авторизованный перевод с французского Д. Т. Ленского , Загорецкий, позже Репетилов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Кочкарев и Подколесин — «Женитьба», Земляника и Добчинский — «Ревизор» Н. В. Гоголя; Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, Рисположенский — «Свои люди — сочтёмся» А. Островского, Градобоев — «Горячее сердце», Толстогораздов — «Не сошлись характерами!», Курицын — «Не так живи, как хочется»; Арган — «Мнимый больной», Алим — «Школа жён» Мольера), Грумио —«Укрощение строптивой» Шекспира, Шут — «Двенадцатая ночь»; Помещик Шпундик — «Холостяк», Алупкин — «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева и др.

К. С. Станиславский вспоминал: «Он выходил на сцену и прямо шел на публику. Став перед рампой, он от себя говорил всему театру приветствие. Ему делали овацию, и уж после этого от начинал играть роль. Эту, казалось бы, непозволительную для серьёзного театра шутку нельзя было отнять у Живокини, — до такой степени она подходила к его артистической личности. При встрече с любимым артистом души зрителей наполнялись радостью. Ему устраивали ещё раз грандиозную овацию за то, что он Живокини, за то, что живет с нами в одно время, за то, что дарит нам чудесные минуты радости, радости, украшающие жизнь, за то, что всегда бодр и весел, за то, что его любят. Но тот же Живокини умел быть трагически серьёзным в самых комических и даже балаганных местах роли. Он знал секрет, как смешить серьезом».

Партнерша Живокини, А. И. Шуберт говорила, что он был немного однообразен, но зато брал своей неистощимой веселостью: «Выйдет, бывало, на сцену — сразу все горе забудешь. С публикой он не церемонился, говорил часто от себя, прибавляя к роли. Но ему все с рук сходило». Он умел точно и по-настоящему смешно выполнять самые, казалось бы, нелепые трюки, смешить, используя гротесковые, эксцентрические приёмы, и при этом не выпускать из виду суть персонажа. Он умел свободно выходить из образа, из действия, и напрямую общался со зрительным залом, иронизировал по поводу своей роли и пьесы в целом. Часто Живокини упрекали в нарушении художественного вкуса, но эти упреки перевешивала искренняя благодарность зрителя.[3]

Большая биографическая энциклопедия, автор М. Василевская о В. И. Живокини:

Талант Ж., по отзывам современников, "был огромный, хотя и чисто субъективный; он не создавал типов, а данные ему типы, так сказать, приурочивал к своей личности и, может быть, недостаточно верно передавая бытовые стороны данной ему роли, превосходно передавал то, что в ней было «общечеловеческого». Этому выдающемуся таланту не хватало школы. Наделённый от природы чрезвычайною веселостью, комизмом, необыкновенным комическим жаром, Ж. не развил своих дарований трудом, изучением, наблюдением; он играл всегда по вдохновению, и поэтому игра его была неровная, невыдержанная, но захватывающая зрителя. По выражению одного из современников, «Ж. 50 лет играл на сцене самого себя, но так играл, что не надоел этим в целые полвека»[1].

Начиная с 1834 года и ежегодно Василий Игнатьевич Живокини гастролировал в провинции (Нижний Новгород, антреприза Рязанцева), а одно время даже имел там свою антрепризу.

Живокини преподавал драматическое искусство в московском театральном училище.

Живокини напечатал свои «Воспоминания» в «Театральных Афишах» (1864, 2, 9 и 28 января, 3 февраля и 12 марта) и в «Московских Ведомостях» (1874, № 20-24 и 27). В 1914 г. вышли отдельной книгой: "Из моих воспоминаний", «Библиотека театра и искусства», СПБ, 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довёл до конца и через несколько часов скончался[2]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.).

Василий Игнатьевич Живокини стал основоположником актёрской династии Живокини:

  • Живокини, Дмитрий Васильевич (15.V.1829 — 8.I.1890). Сын Василия Игнатьевича. С 1848 до конца жизни служил в Малом театре; играл комические, преимущественно второстепенные роли;
  • Живокини, Александра Васильевна (урождённая Петрова; 1840 — 10.I.1885). Жена Дмитрия Васильевича Живокини. Работала в Малом театре (1857-78). Исполняла преимущественно второстепенные роли в водевилях;
  • Живокини-Марджанова, Надежда Дмитриевна (29.VIII.1876 — ?). Дочь Дмитрия Васильевича Живокини. Жена режиссёра К. А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896.

Примечания

Литература