Женщина-насекомое

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Женщина-насекомое
яп. にっぽん昆虫記 (ниппон контюки)
Постер фильма
Жанр фильм-драма
Режиссёр Сёхэй Имамура
Продюсер Дзиро Томода,
Кадзу Оцука
Автор
сценария
Сёхэй Имамура,
Кэйдзи Хасэбэ
В главных
ролях
Сатико Хидари,
Дзицуко Ёсимура,
Сэйдзабуро Кавадзу,
Кадзуо Китамура,
Хироюки Нагато
Оператор Синсаку Химэда
Композитор Тосиро Маюдзуми
Кинокомпания «Никкацу»
Длительность 123 мин.
Страна  Япония
Язык японский
Год 1963

«Женщина-насекомое», другое название — «Японское насекомое»[комм. 1] (яп. にっぽん昆虫記, ниппон контюки; англ. The Insect Woman) — японский чёрно-белый фильм-драма, снятый режиссёром Сёхэем Имамурой в 1963 году. Это мрачная, по большей части неприятная история, рассказывающая о женщине, которая покинула свою горную деревню на северо-западе и стала проституткой в Токио. Режиссёр снял картину, в которой исследует жизнь этой женщины, словно учёный, исследующий под микроскопом насекомое. Фильм удостоен ряда престижных национальных кинопремий, а актриса Сатико Хидари получила приз «Серебряный медведь» за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Западном Берлине.

Сюжет

Жизнь открыла неграмотной крестьянке Томэ «великую» истину: в борьбе за существование у неё есть только одно оружие — её тело. Она была ещё маленькой девочкой, когда начала спать с отцом (возможно отчимом, просмотр фильма так и не даёт полной ясности родной ли он ей отец?). Родственники Томэ покрикивают на неё, ещё несмышлёную девчонку, а сами тем не менее беспощадно используют её. Когда она была уволена с военного завода, семья предлагает её как сексуальную игрушку для сына помещика, от которого она затем рожает дочь. Вновь устроившись на завод, ей приходится делить «любовь» с бригадиром. Он отказывается от неё в тот момент, когда его повышают в должности.

Томэ покидает деревню и перебирается в Токио, но и здесь жизнь к ней не благоволит. Она устраивается служанкой к японке, сожительствующей с американским военнослужащим. Дочь хозяйки сварилась в кипятке во время присмотра Томэ за малышкой. И тем не менее именно здесь, в доме содержанки американца она усваивает урок, что «любовь» может приносить доход. Попав после этого на работу горничной в бордель, она усваивает это окончательно.

Так, переходя от мужчины к мужчине, опускаясь всё ниже, она наконец овладевает ситуацией. После официального запрета проституции Томэ становится хозяйкой широкой сети «call girl»[комм. 2], обзаводится богатым покровителем. Она не знает жалости — борьба за существование сделала её такой. За нарушение закона о проституции Томэ отбывает срок в тюрьме. В это время приезжает из деревни её подросшая дочь Нобуко. В отсутствии Томэ она сходится с любовником матери, обворовывает его и возвращается к себе в деревню. А Томэ по выходе из тюрьмы едет за ней следом, чтобы вернуть её богатому покровителю. Во всех обстоятельствах Томэ проявляет невероятную энергию, цепкость и полную свободу от моральных запретов.

В ролях

Премьеры

Флаг Японии16 ноября 1963 года состоялась национальная премьера фильма в Токио[1]

Флаг США — впервые был показан на американском континенте в июне 1964 года в Сан-Франциско США[2]

Флаг США — c 30 июня 1964 года фильм демонстрировался на всей территории США[2].

Flag of Berlin.svg

— европейская премьера фильма состоялась 6 июля 1964 года в рамках конкурсного показа на МКФ в Западном Берлине[2].

Флаг Польши — с июля 1970 года фильм демонстрировался в кинопрокате Польши[2].

«Я написал сценарий этой картины лишь после того, как собрал и изучил всевозможные документы о деревнях северо-западных провинций, из которых родом «женщины-насекомые». Вставленные в фильм фрагменты кинохроники должны эти факты связать. Во время съёмок я отказался от декораций, дубляжа и световых эффектов. Я ни за что не хотел отдалиться от конкретной реальности».

Сёхэй Имамура, режиссёр[3].

Награды и номинации

... композиция фильма следует национальной традиции. Её художественная структура основана на формально-логической обусловленности одного эпизода другим. Режиссёр использовал форму свободной связи. Отдельные эпизоды из жизни Томэ начинаются титрами, где указано время и место события; в конце каждого эпизода героиня исполняет своеобразный песенный речитатив, комментирующий происходящие события. Этот драматургический приём создаёт образ трагической судьбы человека, не знающего понятия «добро и зло», живущего одними инстинктами.

Инна Генс, советский и российский киновед и критик.[4]
Кинопремия «Майнити»
  • 18-я церемония награждения (за 1963 год)[5].
Выиграны:
  • премия за лучшую режиссёрскую работу 1963 года — Сёхэй Имамура.
  • премия лучшей актрисе 1963 года — Сатико Хидари (ex aequo — «Она и он»).
  • премия за лучшую музыку к фильму — Тосиро Маюдзуми (ex aequo — «Испорченная девчонка»).
Кинопремия «Кинэма Дзюмпо»
  • (1964 год) Выиграны:[6]
  • премия за лучший фильм 1963 года.
  • премия за лучшую режиссёрскую работу — Сёхэй Имамура.
  • премия за лучший сценарий — Сёхэй Имамура (ex aequo — «Сын самурая»).
  • премия лучшей актрисе 1963 года — Сатико Хидари (ex aequo — «Она и он»).
Кинопремия «Голубая лента»
  • 14-я церемония награждения (за 1963 год) Выиграны:[6]
  • премия за лучший фильм 1963 года.
  • премия за лучшую режиссёрскую работу — Сёхэй Имамура.
  • премия за лучший сценарий — Синобу Хасимото, Кэйдзи Хасэбэ.
  • премия лучшей актрисе 1963 года — Сатико Хидари (ex aequo — «Она и он»).
XIV Международный кинофестиваль в Западном Берлине
  • Выиграны:[6]

Комментарии

  1. Русское название «Японское насекомое» — это точный перевод японского названия фильма. Русское название «Женщина-насекомое» исходит от английского названия фильма в международном прокате: The Insect Woman, но именно как «Женщина-насекомое» фильм и известен в России, под этим названием он распространён с русским переводом на торрент-трекерах в сети Интернет.
  2. Английский термин, обозначающий проститутку, работающую по телефонному вызову.

Примечания

  1. にっぽん昆虫記 Архивная копия от 26 июня 2018 на Wayback Machine на сайте журнала «Кинэма Дзюмпо» (яп.)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Женщина-насекомое (1963)—Release Info на сайте IMDb  (англ.)
  3. Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 113)
  4. Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг.», ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 111).
  5. Лауреаты премий за работы 1963 года Архивная копия от 19 сентября 2018 на Wayback Machine на официальном сайте премии «Майнити» (яп.)
  6. 6,0 6,1 6,2 Женщина-насекомое (1963)—Awards на сайте IMDb  (англ.)

Литература

  • Сато, Тадао. «Кино Японии»: Перевод с английского — М., «Радуга», 1988. — С. 52—53; 80; 169. ISBN 5-05-002303-3
  • Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 110—113)
  • Jacoby Alexander A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330-53-252295.