Железнодорожный транспорт в Московской области

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Железнодорожный транспорт в Московской области
Страна Россия
Регион Московская область
Протяжённость 2172,4 километра
Эксплуатирующие организации Московская железная дорога, Октябрьская железная дорога
Основные линии 11 радиальных направлений и Большое кольцо
Крупнейшие узлы Мытищи, Фрязево, Орехово-Зуево, Люберцы, Воскресенск, Куровская, Ожерелье, Кубинка, Поварово и др.

Железнодорожный транспорт в Московской области представлен 11 железнодорожными магистралями, расходящимися от Москвы, и ответвлениями от них, а также Большим железнодорожным кольцом, соединяющим все направления. История железнодорожного транспорта на территории современной Московской области начинается с 1851 года, когда железная дорога пришла из Петербурга в Москву; основные радиальные линии от Москвы были построены во второй половине XIX — первой половине XX века. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет 2172,4 километра[1], большинство из них электрифицированные, а по густоте железнодорожной сети регион занимает одно из первых мест в России.

Большинство железнодорожных линий общего пользования на территории области принадлежат Московской железной дороге и обслуживаются ОАО "ЦППК", исключение составляют:

В Московской области хорошо развито пригородное пассажирское сообщение, которое в основном представлено электропоездами, соединяющими Москву с населёнными пунктами Московской и соседних с ней областей).

История и перспективы

Первая железнодорожная линия на территории современной Московской области (Петербурго-Московская железная дорога) была построена в конце 1840-х годов, официально открыта в 1851 году[2]. Радиальные железнодорожные линии от Москвы в разных направлениях были построены во второй половине XIX — начале XX века: в 1861 году открылось движение на Петушки — Владимир, в 1862 году — на Сергиев Посад и на Коломну, в 1864 году — на Рязань (через Коломну), в 1866 году — на Серпухов, в 1867 — на Тулу (через Серпухов), в 1870 году — на Можайск — Смоленск и на Ярославль (через Сергиев Посад), в 1899 году — на Калугу — Брянск, в 1900 году — на Савёлово и на Ожерелье — Павелец, в 1901 году — на Волоколамск — Шаховскую, в 1912 году — на Черусти[3].

В 2000-е годы началась реализация проектов по организации скоростного пригородного железнодорожного сообщения Москвы с городами Московской области; в Мытищи, Болшево, Пушкино, Раменское, Железнодорожный запущены поезда «Спутник», делающие по пути минимальное количество остановок. Развитие Московского железнодорожного узла отражено в Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла до 2020 года, согласно которой планируется строительство крупных мультимодальных логистических комплексов в районе станций Белый Раст и Белые Столбы, реконструкция крупных железнодорожных станций Орехово-Зуево и Ожерелье, и многие другие мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры[4].

Предприятия и инфраструктура

Железнодорожные линии

Железные дороги в Московской области являются частью Московского железнодорожного узла и имеют радиально-кольцевую структуру.

По территории области проходят радиальные железнодорожные линии 11 направлений от вокзалов Москвы. Из них одно принадлежит Октябрьской железной дороге (Ленинградское), а 10 остальных — Московской железной дороге[5][6]. Также почти полностью в Московской области находится Большое кольцо Московской железной дороги. Имеется одна хордовая линия Мытищи — Фрязево, соединяющая два радиальных направления, а также множество тупиковых ответвлений от разных линий.

Линия
Направление Пересечение
с Большим кольцом
Описание
Ленинградское северо-запад Поваровка
/ 142 км
Проходит через Химки — Сходню (микрорайон Химок) — Крюково (район Москвы) — Подсолнечную (г. Солнечногорск) — Клин — Решетниково и до границы с Тверской областью. Нет крутых поворотов, пути 5 раз пересекают границу Москвы и Московской области: в районе пл. Левобережная, пл. Новоподрезково, пл. Фирсановка, пл. Малино и пл. Алабушево. Имеются тупиковые ответвления от Клина на Высоковск и от ст. Решетниково на Конаково ГРЭС (Тверская область).
Савёловское МЖД север Совмещённый участок
Икша — Яхрома/Дмитров
Проходит через Долгопрудную — Лобню — Икшу — Дмитров — Вербилки — Талдом и до границы с Тверской областью, далее на Савёлово и Сонково. Отрезок от границы с МКАД до северной горловины пл. Долгопрудная проходит по границе Москвы и Московской области; значительное расстояние магистраль проходит вдоль Канала имени Москвы. Имеется тупиковое ответвление от ст. Вербилки на Дубну.
Ярославское МЖД северо-восток Совмещённый участок
Пост 81 км — Александров-1 (участок Арсаки — Александров-1 во Владимирской обл.)
Проходит через Мытищи — Пушкино — Софрино — Сергиев Посад и до границы с Владимирской областью, далее на Александров-1 и Балакирево. Имеются ответвления: хордовая линия Мытищи — Фрязево (примыкание к Горьковскому направлению) (через Болшево — Щёлково — Монино), от хордовой линии на Фрязино; от ст. Софрино на Красноармейск, разобрана тупиковая ветка Мытищи — Пирогово.
Горьковское МЖД восток Орехово-Зуево Проходит через Реутово — Железнодорожную — Фрязево (примыкание Ярославского направления) — Павловский Посад — Орехово-Зуево до границы с Владимирской областью, далее на Петушки и Владимир. Имеются тупиковые ответвления от ст. Реутово на Балашиху, от ст. Фрязево на Захарово (г. Ногинск), от ст. Павловский Посад на Электрогорск.
Казанское МЖД восток Куровская Проходит через Люберцы-1 (разветвление из общей линии с Рязанским направлением) — Куровскую — Шатуру — Черусти и до границы с Владимирской областью, далее на Вековку. Имеются тупиковые ответвления от Люберец-2 на Дзержинскую, от ст. Кривандино на Рязановку.
Рязанское МЖД юго-восток Совмещённый участок
88 км — Воскресенск
Проходит через Люберцы-1 (разветвление из общей линии с Казанским направлением) — Раменское — Воскресенск — Голутвин (г. Коломна) — Луховицы и до границы с Рязанской областью, далее на Рязань-1. Имеются тупиковые ответвления от ст. Голутвин на Озёры, от ст. Луховицы на Зарайск (пассажирского движения нет).
Павелецкое МЖД юг Михнево; Жилёво (два пересечения) Проходит через Домодедово — Михнево — Ступино — Ожерелье, далее разделяется на 2 ветви: на юг до границы с Тульской областью (далее на Новомосковск) и на юго-восток через Узуново — Серебряные Пруды и до границы с Рязанской областью. От ст. Домодедово отходит ветвь к аэропорту Домодедово.
Курское МЖД юг Столбовая В области два участка: маленький участок с платформой Битца (платформа), второй длинный через Подольск — Гривно (г. Климовск) — Столбовую — Чехов — Серпухов и до границы с Тульской областью (далее на Тулу-1-Курскую). Ответвлений на территории области нет.
Киевское МЖД юго-запад Бекасово-1
(в черте Москвы)
Проходит по территории Москвы и Московской области, граница между ними пересекается пять раз. Всего три участка в области: отрезок со станцией Лесной Городок, участок через Апрелевку и Селятино и участок через Нару (г. Наро-Фоминск) до границы с Калужской областью (далее на Обнинск, Калугу и Сухиничи). При этом ветвь от ст. Лесной Городок на Аэропорт Внуково находится в черте Москвы.
Смоленское (Белорусское) МЖД запад Кубинка-1 Проходит через Одинцово — Голицыно — Кубинку — Можайск — Уваровку и до границы со Смоленской областью (далее на Гагарин и Вязьму). Имеются тупиковые ответвления от пл. Рабочий Посёлок (в черте Москвы) на Усово и от ст. Голицыно на Звенигород.
Рижское МЖД запад Манихино-1
/ 165 км
Проходит через Красногорскую — Дедовск — Истру — Волоколамск — Шаховскую и до границы с Тверской областью. Ветка от станции Нахабино до Павловской Слободы разобрана. Участок линии от Волоколамска до Шаховской однопутный.
Большое кольцо МЖД кольцо Итого 11 пересечений Проходит почти полностью в Московской области, за исключением 49-километрового участка в Москве на юго-западе Пожитково — Бекасово-1 — Вяткино и участка Ветчи — Александров II — Арсаки во Владимирской области на северо-востоке. Итого, в Московской области два длинных участка. Большое кольцо пересекает все 11 радиальных направлений с возможностью пересадки. (Две узловые станции пересечений находятся вне границ области — Бекасово-1 и Александров-1). Также есть «прямые» поезда с радиальных направлений: с Киевского (Бекасово-Сорт. и Кресты), Павелецкого (Яганово), Казанского (Егорьевск-2) и Савёловского (Костино и Жёлтиково).

Железнодорожные узлы и станции

На территории Московской области находится 145 станций (из них 3 — сортировочные), 369 остановочных пунктов, 759 пассажирских платформ и 412 билетных касс[1].

Железнодорожные перевозки

По данным Министерства транспорта Московской области, по территории области ежедневно курсирует более 2000 электропоездов, при этом пассажиропоток составляет 400 миллионов человек в год, а каждый житель области совершает в среднем по 62 поездки в год[1].

Прямым пригородным сообщением с Москвой связаны все районные центры области, кроме Зарайска, Лотошино, Озёр и Рузы. В нескольких километрах от станции Узуново расположены Серебряные Пруды. Отсутствуют железные дороги только в Лотошинском районе.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Министерство транспорта Московской области (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 марта 2010. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  2. Петербург-Московская железная дорога Архивная копия от 25 июля 2009 на Wayback Machine. Сайт «История железных дорог России», со ссылкой на: Великин Б., Петербург — Москва. Постройка дороги. 1842—1851, 2 изд.. Л.- М., 1935 и др. Проверено 06 июля 2009
  3. История создания железных дорог России / Железные дороги России и экс-СССР. — Московская железная дорога — / Архивная копия от 25 июля 2009 на Wayback Machine
  4. Генеральная схема (недоступная ссылка). Министерство транспорта РФ (5 апреля 2012). Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Схема дороги и отделений | Московская ЖД Архивировано 18 апреля 2012 года.
  6. Атлас Московской области. ISBN 5-9698-0107-0