Улак — Эльга

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Железнодорожная линия Улак — Эльга
Полное название Железнодорожный путь необщего пользования к Эльгинскому месторождению угля[1]
Годы работы с 2011 года
Страна  Россия
Состояние действующая
Подчинение Эльга-Транс
Протяжённость 360 км

«Улак — Эльга» — подъездной железнодорожный путь[2] и притрассовая автомобильная дорога к крупнейшему в России Эльгинскому месторождению коксующегося угля.

Строительство было начато в 2000—2002 годах Министерством путей сообщения. А после продажи в 2007 году построенного участка, строительство было продолжено в 2008—2012 годах «Металлургшахтспецстроем» и «Трансстроем» в интересах компании «Мечел».

Дорога длиной 360 км[3] берёт начало на БАМе, от станции Улак Дальневосточной железной дороги.

Планами на 2010 год предусматривалось оборудование на железнодорожном пути 4 станций (Верхний Улак, А, Б, Эльга) и 13 разъездов.[4]

Улак — Эльга (Россия)
Красная точка
Улак
Красная точка
Эльга

В декабре 2022 года пропускная способность линии достигла 30 млн тонн в год, при общей провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 158 млн тонн в год[5].

История строительства

30 сентября[6] 2000 года МПС начало строительство 315-километровой трассы Улак (Зейское водохранилище) — Эльгинское угольное месторождение[7] Административным центром как и у БАМа стала — Тында[8][9] Базой для строительства — новая станция Верхний Улак, открытая в ноябре 2001 года[10] Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы»[11] 10 января[12] 2002 года из-за роста расходов по смете с $1 млрд до $4 млрд[12] и решения правительства о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей[13] стройка была остановлена[7][13] Было построено около 60 км[14] путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги[15].

Возобновление

Внешние изображения
Схема водопропускного сооружения

Строительство возобновилось в феврале 2008 года, после приобретения в октябре 2007 года компанией «Мечел» 68,8 % акций ОАО «Эльгауголь»[7][9] В частности РЖД от сделки в результате продажи принадлежавших ему 29,5 %[16] акций и объекта незавершённого строительства получила $450 млн. При этом затраты МПС в 1998—2000 годах превышали $300 млн[17]

Первоначальным проектом предусматривалось строительство двух тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов[9] Но руководство «Мечел» отвергло этот проект, поставив задачу: обойтись без тоннелей, и сократить до минимума количество мостов[9] Разработка нового проекта велась одновременно со строительством временной автодороги и восстановлением железнодорожного полотна[9] К августу 2008 года было восстановлено 80 км автомобильной трассы[18] Кроме того, из различных точек трассы суммарно было выполнено 93 километра автодороги[18] Сквозной проезд был обеспечен до 184 километра и велась отсыпка полотна с 217 по 256 километр[18] На всем протяжении автотрассы было уложено 64 водопропускные трубы и завершалось строительство 27 автомобильных мостов[18] Также было восстановлено 59 километров железной дороги. И от 60-й километровой отметки проложено 26 км земельного полотна для главного пути[18] В строительстве было задействовано 745 единиц дорожно-строительной техники и 1600 человек[18] Всего в первый год после возобновления строительства было освоено 7 млрд из общей сметы 45 млрд руб[19]

К маю 2009 года рабочее движение было открыто до 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 %, от 218 км до 286 км — 80 %, на среднем участке велась отсыпка[21] Завершение строительства планировалось на конец 2010 года[22], но из-за проблем с финансированием, строительство было частично остановлено в апреле 2009 года[7] К этому времени долг «Мечела» перед генподрядчиком достиг 2,6 млрд рублей[7] К июню 2009 года были остановлены практически все работы, а долг достиг 4 млрд рублей[22] Тысячи работающих остались без средств к существованию, были случаи самоубийств среди директоров, которые увязли в кредитах[23] Средства на продолжение строительства были получены за счёт размещения облигаций «Мечел» в государственных банках[24] на сумму 10 млрд рублей[25]

Местонахождение линии

В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгамы[26] Общая сметная стоимость дороги на январь 2010 года оценивалась в 45 млрд рублей[15] В результате конфликта в конце 2009 года[27] произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстрой» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой»[28] «Трансстрой» остался в проекте и достраивал автомобильную дорогу, работы на которой были завершены во II квартале 2010 года[28] В июле 2011 года ЗАО «Металлургшахтспецстрой» приобрело в лизинг 36 комплексов специальной дорожно-строительной техники Volvo, в том числе сочленённые самосвалы серии A40E, тяжёлые гусеничные экскаваторы серий 360 и 460, а также специальный трактор-тягач, изготовленный на базе сочленённого самосвала Volvo A30E[29]

В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге начата в августе 2011 года, подвозится к месту перегрузки автомобильным транспортом (самосвалами)[30].

В середине января 2012 года поступили сведения о том, что прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения полностью закончена. Открыто сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского месторождения. Объём потребовавшихся для прокладки железнодорожного полотна инвестиций составил порядка 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 километр железнодорожного полотна и возведены 76 мостов[31]. Всего в 2008—2011 годах к строительству были привлечены 70 подрядных организаций[32] После небольшого участка БАМа и дороги Беркакит—Томмот—Якутск ветка Улак — Эльга стала третьей железнодорожной нитью на территории Якутии[33]

Завершение строительства

Всего на трассе Улак—Эльга проектом было запланировано возведение 76 мостов. Но в связи с тем, что на их строительство требовалось достаточно большое количество времени и средств, то на участках, где мосты ещё не были достроены, возводились временные обходы. Это позволило выиграть время и обеспечить в декабре 2011 года сквозной проезд до разъезда 209 км. По мере завершения строительства искусственных сооружений обходы будут демонтироваться, а железнодорожное полотно укладываться по постоянным мостам, позволяя тем самым увеличивать скорость поездов на этих участках[34]

В мае 2012 года было завершено строительство двух мостов. Один из них — через ручей Ломака, на 266 км трассы, построен специалистами ЗАО «Уралмостострой». На его возведение потребовалось 8 месяцев. Его протяжённость составляет 94,5 метра, высота — 15 метров. Другой — через реку Ундытын, построен на 285 км. На его возведение специалистам ООО «Мостостроительная компания-10» понадобилось 9 месяцев. Мост состоит из четырёх пролётов. Его протяжённость составляет 231,5 метра, высота — 40 метров[34]

На лето 2012 года планировалось завершение строительства мостов и передача их под укладку верхнего строения пути: через реку Бомнак на 60 км и 62 км, через реку Эюмкан на 133 км, через реку Большая Чапа на 150 км. Ввод в эксплуатацию данных искусственных сооружений позволит ликвидировать временные обходы этих мостов[34]

В 2012—2013 годах возникли сложности по оплате строительства шести мостов построенных компанией ОАО «Дальмостострой». В результате в 2013 году к ЗАО «Металлургшахтспецстрой» и ОАО «Якутуголь» был подан иск о взыскании долга, процентов по кредитам и неустоек на сумму 907 млн рублей[35]

В 2014 году общая стоимость работ для достижения пропускной способности в 12,5 млн тонн угля оценивалась в дополнительные $800 млн[36] В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, степень готовности железнодорожного пути до Эльгинского месторождения составляла 91 %[37]

Модернизация

После смены владельца дороги, в 2020—2022 годах была проведена модернизация.

Строительство разъездов и централизация позволили увеличить пропускную способность с 4 до 30 млн тонн грузов в год. После модернизации общая протяженность ветки увеличилась до 360 км. За счет строительства 20 км ветки от станции Эльга до обогатительного комплекса «Эльгинский».

ЛЭП

Внешние изображения
Энергокластер «Эльгауголь»

Для повышения пропускной способности до 25 млн тонн угля в год[21] предусматривается электрификация дороги[8] При этом строительство ЛЭП 220 кВ для внешнего электроснабжения Эльгинского угольного комплекса планируется вдоль железной дороги[38] Протяжённость ЛЭП составит 268 км[39]

В качестве основного поставщика электроэнергии рассматривается Зейская ГЭС. Начальной точкой планируется ПС 220 кВ «Призейская» Амурской энергосистемы[40] На железнодорожных станциях А и Б планируется строительство понижающих подстанций 220/35/10 кВ закрытого типа[40] Располагаться они будут в 80 и 190 км от подстанции «Призейская»[40] На конечной точке — ПС 220 кВ «Эльгауголь» планируется установка реактивных компенсаторов общей мощностью 100 Мвар[40]

Мощность подстанции «Эльгауголь» составит 125 МВт, подстанций А и Б — 20 МВт[41]

Эксплуатация

Схема линии

Согласно проекту железная дорога относится ко второй категории, двухполосная автомобильная — к четвёртой категории[42]

В 2010 году притрассовая дорога была использована для доставки спецтехники, предназначенной для освоения Эльгинского месторождения[43] Доставка осуществлялась несколькими колоннами[43], вскрышные работы начались летом 2010 года[44]

По состоянию на январь 2012 года, когда было уложено золотое звено на станции Эльга, рабочее движение поездов было открыто до разъезда 209 км[45] До разъезда доставка осуществлялась 30-тонными самосвалами Scania Р380[45][46] Из-за того, что ветка не отвечала нормам безопасности, на ней регулярно происходили сходы вагонов с углём[45] Всего в 2011 году было добыто 200 тыс. тонн угля[31] При этом часть добытого угля складировалась на месторождении[45]

Уголь планируется использовать на российских предприятиях, а также, на первом этапе, отправлять на экспорт через порт Посьет[47]. Затем экспортные поставки планируется осуществлять через угольный терминал «Дальтрансуголь» в порту Ванино.

С февраля по сентябрь 2012 года осуществлялись только пробные поставки угля на котельные, расположенные в зоне БАМа и Нерюнгринскую ГРЭС. Так, в сентябре после двухмесячного перерыва были поставлены только 45 вагонов с углём[48] При этом основные маневровые работы по-прежнему выполнялись не на узловой станции Улак, а на соседней станции Верхнезейск[49]

31 декабря 2012 года на 142 км пути сошли с рельсов и опрокинулись локомотив и два порожних вагона. Один человек погиб[50]

К февралю 2013 года объём добычи со времени начала освоения месторождения составил 400 тыс. тонн угля[51]

За первые 8 месяцев 2013 года по станции Верхнезейск было отгружено 92,7 тысячи тонн продукции, тогда как за аналогичный период 2012 года объём отправок составил 20,3 тысячи тонн[52]

В 2014 году из-за необходимости погашения ОАО «Мечел» задолженности перед кредиторами в размере $9 млрд в правительстве стал обсуждаться вопрос о продаже дороги ОАО «РЖД» за 50-70 млрд рублей[53] Однако государственные банки отказались кредитовать покупку при оценке по затратному методу[53] и ветка осталась частной, но сменила собствениика.

За первые 6 месяцев 2016 года добыча угля превысила 2 млн тонн, это на 8 % больше аналогичного периода 2015 года[54].

Внешние видеофайлы
Паровозы на Эльге

В августе 2017 года был проведён эксперимент по использованию паровозной тяги. Два локомотива были арендованы у ОАО «РЖД», котлы топились добытым на Эльге углём. Просчитав все удельные затраты, компания отказалась эксплуатировать паровозную тягу. Основная причина — это невозможность использования собственного угля. Поскольку эльгинский уголь по своим свойствам относится к энергетическим, тем не менее он является окисленным коксующимся углём и обладает более высокой спекаемостью. Использование местного угля в паровозной топке приводило к закоксовыванию систем паровоза[55].

В 2020 году пропускная способность составляла 3,5 млн тонн в год.[56]

В 2021 году вес поездов составлял 7100 тонн, использовалась двойная тяга двухсекционными тепловозами.[57]

В 2022 году объем добычи на Эльгинском угольном месторождении составил 20 млн тонн.[58]

Перспективы

В 2008 году генеральный директор управляющей компании «Мечел» Владимир Полин так прокомментировал возобновление строительства:[59]

Данный регион очень богат ресурсами - кроме угля, здесь есть еще масса других полезных ископаемых. Мы будем строить в этом регионе собственную и единственную железную дорогу в район месторождения. Чтобы полностью сохранить за собой собственность, мы не планируем привлекать партнеров. Теоретически лицензии на другие возможные эльгинские месторождения будут открыты для приобретения всем участникам рынка.

В 2012 году компания «Мечел» получила лицензию на разработку Сутамской железорудной площади, находящейся в 50 км западнее дороги Улак — Эльга[60]. Это может дать дополнительный стимул для развития дороги[61].

Строительство дорог

В 2012—2014 годах ожидалась лизинговая поставка 18 новых магистральных[62] односекционных восьмиосных тепловозов ТЭ8[63] В марте 2012 года состоялась эскизная презентация нового локомотива[64] Поставка первых трех ТЭ8 запланирована в четвёртом квартале 2012 года[64]

Для развития добычи и переработки необходимо создание постоянного поселка Эльга, в этом случае на доведение до нормативных требований участка технологической автодороги «Улак — Эльга» потребуется около 12,5 млрд рублей[65]

В качестве отдалённой перспективы называлось возможное продолжение железной дороги до Аяна и Охотска, аналогично продолжению Амурско-Якутской магистрали до Магадана[38][66].

Но в связи с исчерпанием пропускной способности БАМа еще до выхода на полную мощность Эльгинского месторождения планы по кратному расширению пропускной способности линии Улак — Эльга, поменяли на строительство Тихоокеанской железной дороги. Вместо развития железнодорожной инфраструктуры в юго-западном направлении и расширения одного из дальневосточных портов финансовые и технические средства направили на строительство восточной ветки и нового порта Эльга.

Переработка угля

В конце 2000-х годов, при возобновлении строительства железной дороги, отмечали возможность местного использования коксующегося угля и местных месторождений железной руды для выплавки чугуна и стали. Строительство Тихоокеанского металлургического комбината и освоение железнорудного месторождения запланировано после завершения строительства порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги.

После строительства ЛЭП до месторождения, планировалось обустройство местной угольной ТЭЦ, которая вырабатывая электричество и тепло позволяла бы утилизировать часть низкосортного сырья, сокращая объемы транспортировки низкодоходных грузов. По состоянию на 2024 год разница между добычей и отгрузкой запланирована в 6 млн тонн, на 2025 год — 15 млн тонн.[3] Но из-за высокой капиталоемкости угольной ТЭЦ и низкой стоимости электроэнергии в Сибири эту разницу планируется обеспечить за счет работы ГОК и свалки угольных хвостов.

Примечания

  1. Решение от 20 апреля 2011 года № А81-366/2011. Арбитражный Суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  2. Павленко, Александр Эльга. Стройка века. Направление — Дальний Восток (№7 (15) Сентябрь 2010). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 22 августа 2010 года.
  3. 3,0 3,1 Угольная быль. Зачем в Якутии строят крупнейшую частную железнодорожную линию
  4. Сообщение о проведении предварительного квалификационного отбора (недоступная ссылка). ООО ОД Мечел-Заказчик, ОДМЗ/1691 (22 сентября 2010). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  5. Провозная способность Восточного полигона по итогам 2022 года достигла 158 млн тонн, РЖД, 09.01.2023
  6. Амурский Улак породнился с якутской Эльгой. И дополнение по теме. tynda.ru. Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Железная дорога к Эльге увязла в долгах. Коммерсантъ (Хабаровск) (№65 (4120), 11.04.2009). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
  8. 8,0 8,1 Железная дорога Улак - Эльга: из прошлого в будущее (недоступная ссылка). amurpravda.ru (20 марта 2008). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 9 мая 2013 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Солодухин, Олег Трудная дорога на Эльгу. Индустрия Севера (4 апреля 2008). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  10. Ильюхов, Анатолий На севере Приамурья на строящейся железнодорожной ветке "Улак -Эльга" открыта первая станция. РИА "Новости" (13 ноября 2001). Дата обращения: 2 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  11. Дадаш, Валентин Почем фунт эльги (недоступная ссылка — история ). Труд (8 июня 2001). Дата обращения: 1 августа 2011. (недоступная ссылка)
  12. 12,0 12,1 Улак – Эльга (недоступная ссылка). inbratsk.ru. Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  13. 13,0 13,1 Сас, Иван Второй БАМ закрыт. Строителей послали.... ng.ru (18 января 2002). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 8 марта 2016 года.
  14. "Мечел" доверил строительство железной дороги Улак - Эльга в Якутии "Трансстрою". Regnum (21 февраля 2008). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 25 октября 2015 года.
  15. 15,0 15,1 Олег Кожемяко оценил ход строительства железной дороги Улак-Эльга. fedpress.ru (15 января 2010). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  16. ОАО «РЖД» 14,9 млрд рублей за якутский уголь Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, РЖД-Партнер, 08.10.2007
  17. Эльга принесла 15 млрд, Волжская магистраль, 9 октября 2007
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 «Мечел» сообщает о ходе строительства дороги к Эльгинскому месторождению (недоступная ссылка). Финансовые новости. mechel.ru (26 августа 2008). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  19. Железная дорога к Эльге увязла в долгах. Газета "Коммерсантъ" (№64 (4119) от 10.04.2009). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  20. Иван Кузнецов, генеральный директор ЗАО Инжтрансстрой, так прокомментировал ситуацию вокруг строительства железной дороги УЛАК-ЭЛЬГА (недоступная ссылка). Корпорация Трансстрой (10 апреля 2009). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  21. 21,0 21,1 Пуск первой очереди дороги Улак-Эльга намечен через год (недоступная ссылка). ysia.ru (20 мая 2009). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  22. 22,0 22,1 Козменчук, Павел Улак — Эльга зарастает травой. ampravda.ru (18 июня 2009). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  23. Мирмович, Андрей Меченный "Мечел" (недоступная ссылка — история ). yktnews.ru. Дата обращения: 1 августа 2011. (недоступная ссылка)
  24. "Мечел" уже получил деньги на Эльгу? (недоступная ссылка). Трансстрой со ссылкой на SakhaNews (4 сентября 2009). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  25. Сам достроит (недоступная ссылка). Трансстрой со ссылкой на Ведомости (26 ноября 2009). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  26. Козменчук, Павел Становой хребет на пути к Эльге. ampravda.ru (22 мая 2010). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  27. Козменчук, Павел Эльга по новой схеме. ampravda.ru (1 октября 2010). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 августа 2012 года.
  28. 28,0 28,1 Полпути до Эльги (недоступная ссылка). Издательская группа Индустрия (Транспорт №06/2010). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 11 сентября 2011 года.
  29. Volvo поставит группе "Mечел" технику для строительства железной дороги Улак-Эльги. rusbonds.ru со ссылкой на FINMARKET.RU (4 июля 2011). Дата обращения: 1 августа 2011.
  30. «Мечел» подводит первые итоги работы разреза «Эльгинский» (недоступная ссылка). // mechel.ru. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  31. 31,0 31,1 ЯСИА — «Мечел» завершил прокладку железнодорожных путей к Эльгинскому месторождению в Якутии (недоступная ссылка)
  32. «Мечел-Майнинг» сообщает о завершении прокладки железнодорожного пути к Эльгинскому угольному комплексу (недоступная ссылка). Пресс-релизы. «Мечел-Майнинг» (11 января 2012). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  33. Подрядчик «Мечела» приготовился к сжатию по срокам строительства железной дороги Улак—Эльга (недоступная ссылка). Газета "Коммерсантъ" (6 марта 2008). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  34. 34,0 34,1 34,2 На трассе Улак—Эльга завершено строительство двух железнодорожных мостов (недоступная ссылка). gazetayakutia.ru (22 мая 2012). Дата обращения: 7 июня 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  35. Шесть мостов за полцены Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine, Коммерсантъ (Хабаровск), № 171 (5200), 20.09.2013
  36. «Мечел» готовится начать продажу доли в Эльге Архивная копия от 27 февраля 2014 на Wayback Machine, SakhaNews, 27 февраля 2014
  37. Росжелдор разрешил «Мечелу» пользоваться любыми перевозчиками на железной дороге к месторождению Эльга в Якутии. Морские вести России (14 августа 2014). Дата обращения: 14 августа 2014. Архивировано 14 августа 2014 года.
  38. 38,0 38,1 Линия электропередачи до Эльги не станет тупиковой. 1sn.ru (30 июля 2011). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  39. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСТЕРА «ЭЛЬГАУГОЛЬ» (недоступная ссылка)
  40. 40,0 40,1 40,2 40,3 Энергокластер «Эльгауголь» (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2013. Архивировано 18 октября 2015 года.
  41. ОАО МЭС Востока. Начало реализации проекта по обеспечению внешнего электроснабжения Эльгинского угольного комплекса (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2013. Архивировано 5 декабря 2014 года.
  42. Железнодорожный участок «Улак-Эльга» (недоступная ссылка), Пермдорстрой
  43. 43,0 43,1 На Эльгинское месторождение в Якутии доставляется спецтехника (недоступная ссылка). РИА «Восток-Медиа» (18 февраля 2010). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 6 марта 2016 года.
  44. Сегодня "Якутуголь" открыл Эльгинский филиал. SakhaNews (1 сентября 2010). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  45. 45,0 45,1 45,2 45,3 Смирнов, Игорь Железная дорога пришла на Эльгу. Амурская правда (17 января 2012 №6 (27315)). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  46. В "Якутуголь" продолжает поступать горнотранспортная техника, необходимая для освоения Эльгинского месторождения. SakhaNews (18 марта 2011). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  47. Усов, Павел. Путь к Эльге, Гудок (1 августа 2011, №133 (24853)). Дата обращения 1 августа 2011.
  48. На Эльге возобновилась погрузка угля (недоступная ссылка), Гудок, 03.10.2012
  49. Переправа в Азию (недоступная ссылка), Гудок, 25.09.2012
  50. Локомотив и два вагона грузового поезда опрокинулись в Приамурье, один человек погиб Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine, ИТАР-ТАСС, 31/12/2012
  51. За полтора года на Эльге добыли около 400 тысяч тонн угля (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 2 марта 2013 года.
  52. «Якутуголь» увеличит отгрузку на Дальневосточную железную дорогу Архивная копия от 8 июля 2014 на Wayback Machine, 1sn.ru, 18-09-2013
  53. 53,0 53,1 «Мечел» сходит с железной дороги Архивная копия от 24 марта 2014 на Wayback Machine, Коммерсантъ, 24.03.2014
  54. «Эльгауголь» подвел итоги работы за первое полугодие. Дата обращения: 3 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  55. «Мечел» признал неудачным эксперимент с паровозами на Эльге. ysia.ru (5 октября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. Архивировано 2 марта 2018 года.
  56. Эльга-Транс: дорога к углю, Амурская правда, 10.09.2020
  57. Общая смерть на необщей железной дороге, Vgudok, 20 июля 2021 года
  58. Пропускная способность железной дороги Эльга – Улак увеличена до 30 млн тонн в год, РЖД-Партнер, 19.12.2022
  59. Старт на Эльгу (недоступная ссылка). Амурская Правда (15 февраля 2008). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  60. «Мечел» получил лицензии еще на два железорудных месторождения в Южной Якутии. SakhaNews (13 марта 2012). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  61. "Мечел" начнет искать руду в Якутии (недоступная ссылка). РБК (14 марта 2012). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  62. Магистральный грузовой восьмиосный тепловоз ТЭ8 (недоступная ссылка). Группа Синара. Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  63. «Мечел-Майнинг» сообщает о заключении соглашения о лизинге магистральных тепловозов для железнодорожной ветки Эльгинского угольного комплекса (недоступная ссылка). Пресс-релизы. Мечел-Майнинг (5 августа 2011). Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  64. 64,0 64,1 На Людиновском тепловозостроительном заводе прошла эскизная презентация нового тепловоза ТЭ8. advis.ru (13 марта 2012). Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  65. Эльга – знаковая капля в море проблем Дальнего Востока (недоступная ссылка). http://sakhamediapost.ru.+Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  66. Максимов, Илья Улак – Эльга: угольные козыри «Мечела». amurnews.ru (4 июля 2008). Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 14 января 2013 года.

Ссылки