Железнодорожная линия Мытищи — Фрязево

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мытищи — Фрязево
Общая информация
Страна Россия
Расположение Московская область
Тип хордовая
Состояние действующая
Конечные станции Мытищи, Фрязево
Количество станций 6+2 (+ 10 о.п.)
Обслуживание
Дата открытия 1894 — 1970-72
Подчинение Московско-Курский регион Московской железной дороги
Технические данные
Протяжённость 55,2 км
Ширина колеи 1520 мм
Тип электрификации постоянный ток 3 кВ

Мытищи — Фрязевожелезнодорожная линия Московской железной дороги длиной 55,2 км в Московской области. Является частью Московского железнодорожного узла. Проходит на расстоянии 5—37 км от МКАД. Относится к Московско-Курскому региону МЖД. Также её иногда называют Монинской веткой по названию одной из станций на линии (некогда конечной).

Особенности

Линия является хордовой, так как соединяет два радиальных направления Мосузла — Ярославское (станция Мытищи) и Горьковское (станция Фрязево). При этом сама линия обслуживается пригородными поездами Ярославского направления с Ярославского вокзала Москвы. Также, поезда дальнего следования и грузовые поезда следуют с Ярославского вокзала и станции Лосиноостровская через линию на Горьковское направление на Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и т.п (выход на Новое направление Транссибирской магистрали с Ярославского вокзала).

Является единственной хордовой линией в промежутке между Малым и Большим кольцами МЖД (исключая соединительные ветви без своих пунктов в местах пересечения радиальных направлений в Москве). Остальные ответвления от радиальных направлений являются тупиковыми линиями. Следующая по дальности от Москвы хордовая линия Узуново — Рыбное находится за Большим кольцом, частично в Московской области, частично в Рязанской. Ранее в Москве действовали две хордовые линии: Бескудниковская ветка (была хордовой до 1966 года) и Брянская ветвь (до 1998 года, около Малого кольца с внутренней стороны). Внутри Малого кольца работают Алексеевская соединительная линия и Митьковская соединительная линия.

От линии отходит своё тупиковое однопутное ответвление Болшево — Фрязино, также относящееся к Ярославскому направлению, длиной 16,5 км.

Населённые пункты и районы МО

Линия проходит по городским округам Богородскому, Мытищи, Королёв, Щёлково, Электросталь Московской области. Соединяет города Мытищи, Королёв, Щёлково; посёлки Загорянский, Монино, Фрязево. Также вблизи линии находятся другие населённые пункты.

Раздельные и остановочные пункты

Кроме узловых станций Мытищи и Фрязево, находящихся на главных ходах радиальных направлений, на линии находятся 6 станций и 10 остановочных пунктов (платформ).

Станции: Мытищи, Подлипки-Дачные, Болшево (обе в г. Королёв), Соколовская, Щёлково, Чкаловская (все три в г. Щёлково), Монино, Фрязево. По основному характеру и объёму работы Мытищи — грузовая станция 1 класса, остальные 7 станций — промежуточные от 2 до 4 класса. Болшево также является узловой (ответвление на Фрязино). Все 8 станций входят в (являются структурными подразделениями) Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением.

На пяти из семи перегонов между станциями находятся остановочные пункты: Валентиновка, Загорянская, Воронок, Гагаринская, Бахчиванджи, Циолковская, Осеевская, Кашино, Колонтаево, Лесная (по классификатору ТР4 - 64 км).

Все станции и остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами для пассажиров.

Ранее, по кр.мере в 1930-е годы между станциями Мытищи и Подлипки-Дачные также существовала платформа Ким[1].

Путевое развитие

Развязки, исключающие паразитные (режущие) маршруты:

  • на станции Мытищи пути примыкают к главному ходу в сторону Москвы, путь на Мытищи проходит под эстакадой главного хода.
  • на станции Фрязево пути примыкают к главному ходу в сторону Орехово-Зуево (от Москвы), путь на Фрязево проходит по эстакаде над частью путей.
  • на перегоне Подлипки-Дачные — Болшево путь № III: от станции Подлипки-Дачные отходит на восток посередине между путями № I, II, затем проходит под путём № I (мини-тоннель), становясь северным. Позволяет беспаразитное движение из/на однопутную линию на Фрязино.

Километраж на линии считается от Москвы-Пассажирской-Ярославской (Ярославского вокзала), т.е. продолжает отсчёт Ярославского направления. От 17,8 км (Мытищи) до 73,0 км (Фрязево)[2]. При этом на станции Фрязево километраж Горьковского направления 53,4 км от Москвы-Пасс.-Курской, продолжающийся и далее на Владимир.

Пригородное движение

Остановки на линии входят в пригородные тарифные зоны 3 (Мытищи) — 8 (Фрязево) от Москвы-Пасс.-Ярославской[3]. Работают электропоезда моторвагонного депо ТЧПРИГ-10 Москва-2-Ярославская, одного из двух депо, обслуживающих Ярославское направление. При этом Фрязево относится к 6 зоне от Москвы-Пасс.-Курской[4].

По состоянию на зиму 2014—2015 года движение очень частое, одно из самых интенсивных в Московской пригородной зоне, из Москвы на данную линию с главного хода заворачивает примерно половина всех электропоездов. Работают маршруты:

  • Москва-Пасс.-Ярославская — Фрязево (14 пар + 1 пара по выходным, единственный маршрут по всей линии, проезжает линию примерно за 1 час 40 минут)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Монино (32 пары + 2 пары по выходным + 12/11 пар экспресса)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Щёлково (5 пар + 1 пара по будням)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Болшево (1 пара + 2 пары по будням + 18 пар и по будням и 3 пары по выходным экспресса)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Болшево — Фрязино-Пасс. (на Фрязинскую ветку, 31 пара + 2 пары по выходным + экспресс по будням: 1 рейс туда, 2 обратно)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Болшево — Зелёный Бор (на Фрязинскую линию, 1 пара по будням)

Все не скоростные электропоезда останавливаются на всех остановках линии. Экспрессы пропускают на линии: Осеевскую, Циолковскую, Гагаринскую, Щёлково, Соколовскую, Валентиновку, Болшево (часть Монинских рейсов), Подлипки-Дачные (большинство Болшевских рейсов), Мытищи (часть Болшевских рейсов). Экспрессы до пл. Фрязино-Пасс. останавливаются на остановках Мытищи (в Москву), Подлипки-Дачные, Болшево, Ивантеевка-2.

Ранее в некоторые года на линии работали маршруты с выходом на Горьковское направление:

  • Москва-Пасс.-Ярославская — Фрязево — Электрогорск (около 2000—2001 года)
  • Москва-Пасс.-Ярославская — Фрязево — Крутое (около 2007 года)

При движении по линии пересадка возможна на следующих пунктах:

  • Мытищи — на электропоезда главного хода Ярославского направления, в т.ч. на ответвления
  • Мытищи, Подлипки-Дачные, Болшево — между электропоездами по данной линии и из/на Фрязинскую линию, при этом на станции Болшево пассажирские платформы этих линий удалены друг от друга
  • Фрязево — на электропоезда главного хода Горьковского направления, в т.ч. на ответвления

История

Ветка Мытищи — Щёлково длиной в 14 верст была проложена в 1894 году акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги. 6 ноября 1894 года на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение (по другим данным 6 сентября 1896 года).

В 1894 же году была открыта станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с текстильными и красильными фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково); в 1896 году была открыта станция Пост Болшево; во второй половине 1897 года открыт остановочный пункт Образцово-Соколовская.

Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов-Тян-Шанский писал:

От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова.

1 января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, в которую входила линия, переименована в Северные железные дороги.

В 1911 году открыт полустанок Подлипки; в 1912 станция Загорянская.

В 1929 году линия была продлена в Монино в район объединённой Монино-Тимонинской текстильной фабрики (им. Ланцуцкого). В этом же году на ней открыты платформа Воронок, разъезд Монино. В 1930 году открыт о.п. Валентиновка.

В 1929 году от Болшево построено ответвление до Ивантеевки, в будущем продлённое до Фрязино.

В середине 1920-х годов в связи с возросшим объёмом перевозок на участках Москва — Мытищи, Москва — Ожерелье, Москва — Пушкино и Мытищи — Щёлково встал вопрос об их электрификации. В 1930 году участок Мытищи — Щёлково длиной 16,8 км был электрифицирован постоянным током 1.5 кВ[5] одним из первых в СССР, после электрификации участка от Москвы до Мытищ в 1929 году.

1 марта 1930 года было открыто движение электропоездов на участке Мытищи — Болшево, 1 октября Болшево — Щелково. Работали первые советские электропоезда серии «С» (от названия дороги - «Северные»).

В 1932 году открыты: платформа 37 км (в 1988 году переименована в Гагаринскую в честь Ю.А. Гагарина, работавшего в Звездном городке и проживавшего неподалеку, в поселке Чкаловский, с 1960 по 1966 год), платформа Осеевская, станция Томская (названа в честь партийного деятеля М.П. Томского, в 1937 году переименована в Чкаловскую в честь лётчика В.П. Чкалова).

В 1934 году электрифицирован дальнейший участок Щёлково — Томская (Чкаловская) длиной 3,5 км, а в 1936 участок Томская — Монино длиной 10,8 км.

В 1936 году в результате разделения Северных железных дорог на Северную и Ярославскую, линия оказалась в составе Ярославской железной дороги.

Во время войны электрификация была временно демонтирована: на участке Мытищи — Щёлково в 1941—1942 гг., на участке Щёлково — Монино в 1941—1943 гг.

В 1953 году линия снова оказалась в составе Северной железной дороги в результате включения Ярославской железной дороги в Северную.

В 1956 году участок Мытищи — Монино длиной 31,0 км был переведён с постоянного тока 1.5 кВ на постоянный ток 3 кВ[6].

В 1956 году открыта платформа 41 км, в 1987 году была переименована в Бахчиванджи в честь летчика Г.Я. Бахчиванджи.

В 1959 году в процессе массовых изменений структурного деления сети железных дорог СССР линия была передана в составе Московско-Ярославского отделения из Северной железной дороги в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, в этом же году переименованной в Московскую.

В ноябре 1966 года открыта платформа Циолковская, названа в честь учёного К.Э. Циолковского.

В 1970—1971 годах был проложен второй путь до станции Монино.

В 1970—1971 годах построен участок длиной 23,8 км Монино — Фрязево, превративший тупиковое ответвление в хордовую линию. Сразу был электрифицирован на постоянном токе 3 кВ[7]. Введён в эксплуатацию в 1972 году. Станция Фрязево стала одним из крупнейших железнодорожных узлов Московской области. Основной целью строительства линии Монино — Фрязево являлась разгрузка участка Москва-Пасс.-Курская — Фрязево путём передачи части объёма движения на другой маршрут: вместо перегруженного участка Москва-Курская — Купавна — Фрязево на менее загруженную линию Москва-Пасс.-Ярославская — Мытищи — Фрязево. Кроме того, появилась возможность пропуска грузовых поездов от сортировочной станции Лосиноостровская в Москве по кратчайшему направлению на Владимир — Горький и далее.

На участке Монино — Фрязево в 1971 году построены: платформа Кашино, разъезд Колонтаево, платформа 64 км. В 1990-е годы платформа 64 км в пригородных расписаниях получила название Лесная, но официальное название по тарифному руководству № 4 до сих пор 64 км.

Развязка Подлипки-Болшево (2006)

В 1976 году построена развязка III пути на участке Подлипки-Дачные — Болшево.

В середине-конце 90-х годов был демонтирован боковой путь на разъезде Колонтаево, образовался более чем 20-километровый однопутный перегон от Монино — Фрязево. Колонтаево стало одним из трёх остановочных пунктов на этом перегоне.

В 2002—2003 годах на перегоне Монино — Фрязево был построен второй путь, сделав хордовую линию полностью двухпутной. Это позволило дополнительно разгрузить участок Москва-Пасс.-Курская — Фрязево Горьковского направления.

См. также

Примечания

  1. Расписание движения дачных поездов Московского узла, зима 1934-1935.
  2. Архивированная копия. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  3. Москва. Расписание электричек - Ярославское направление. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 11 июля 2016 года.
  4. Москва. Расписание электричек - Горьковское направление. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 27 декабря 2016 года.
  5. История электрификации железных дорог СССР (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  6. История электрификации железных дорог СССР. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 18 июля 2012 года.
  7. История электрификации железных дорог СССР. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 9 декабря 2012 года.

Ссылки


Мытищи — Фрязево
Перейти к шаблону «Мытищи — Фрязево» 
17,8
Мытищи
о.п. Ким
21,8
Подлипки-Дачные
24,2
Болшево (пл. № 4)
Московская улица
26,8
Фабрика 1 Мая
р. Клязьма
Улица Ленина
30,1
Зелёный Бор
32,0
Ивантеевка-2
Улица Толмачёва
р. Уча
Ивантеевка-Грузовая
34,6
Ивантеевка
Улица Новосёлки-Слободка
36,0
Детская
40,0
Фрязино
Фрязино-Товарная
Озерная улица
Проезд Введенского
41,0
Фрязино-Пассажирская
24,5
Болшево
26,5
Валентиновка
28,0
Загорянская
29,8
Соколовская
31,9
Воронок
34,5
Щёлково
36,1
Гагаринская
38,1
Чкаловская
40,2
Бахчиванджи
42,1
Циолковская
44,4
Осеевская
49,8
Монино
53,0
Кашино
58,3
Колонтаево
64,0
64 км (Лесная)
73,0
53,2
Фрязево