Жанен, Жюль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Жанен, Жюль Габриель»)
Жюль Жанен
фр. Jules Janin
Жюль Жанен. Фото Надара. Ок. 1856Жюль Жанен. Фото Надара. Ок. 1856
Дата рождения 16 февраля 1804(1804-02-16)
Место рождения Сент-Этьен, Франция
Дата смерти 19 июня 1874(1874-06-19) (70 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство Франция
Род деятельности прозаик, литературный критик, журналист
Язык произведений французский
Произведения на сайте Lib.ru

Жюль-Габриэль Жане́н (фр. Jules Janin; 16 февраля 1804, Сент-Этьен, департамент Луара — 19 июня 1874, Париж) — французский писатель, критик и журналист, член Французской академии.

Биография

Жюль Жанен родился 16 февраля 1804 года в Сент-Этьене в семье адвоката. Окончил престижный парижский лицей Людовика Великого.

С 1825 г. публиковал статьи во второстепенных периодических изданиях («Le Courrier des théâtres», затем «La Lorgnette»). С 1826 занялся политической журналистикой, сотрудничал, в числе прочих, с газетой «Le Figaro». Однако решающим для него стало поступление в редакцию газеты «Journal des Débats» в ноябре 1829 г.

Жюль Жанен

Поначалу он печатал заметки политического содержания, а с 1830 г. снискал себе славу театрального обозревателя. С 1836 Жанен заведовал отделом театральной критики этой газеты. В течение сорока лет он неустанно следил за развитием французского театра, часто проявляя большую проницательность: он первый заметил талант выдающейся трагической актрисы Рашели, способствовал успеху Понсара и Гонкуров и т. п.. При Второй Империи Жанен, не поддержавший новую власть, уехал из Парижа и перебрался на виллу в Пасси. 7 апреля 1870 года избран во Французскую академию. Жюль-Габриель Жанен умер 19 июня 1874 года в городе Париже.

Творчество

У Жанена не было строго выдержанной эстетической теории. Однако в целом он был привержен классическому вкусу, особенно ясно заявлявшему о себе в тех случаях, когда Жанен писал о Мольере или Мариво [1]. В 1840 г. критически отозвался о пьесе Бальзака «Вотрен», хотя восемь лет спустя воздал должное его мастерству романиста. Между тем считается, что некоторые черты личности Жанена запечатлены в образах журналистов в «Человеческой комедии», в том числе весьма малоприятного Этьена Лусто.

По легкости и изяществу стиля Сент-Бев ставил Жанена в один ряд с Дени Дидро и Шарлем Нодье.

Большинство драматических фельетонов Жюля Жанена было собрано в шеститомный труд под названием «История драматической литературы» (Париж, 1853 — 1858). Кроме того, он является автором романов «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829, рус. пер. 1831), «Исповедь» (1830), исторических романов — «Барнав» (1831) (о Людовике XVI, Марии-Антуанетте и Мирабо) и «Тулузская монахиня» (1850), цикла «Фантастические повести» (1832), ряда переводов Горация и Вергилия. Жанену принадлежат также перевод на французский язык романа С. Ричардсона «Кларисса Гарло» (1846), книг историко-этнографического характера.

На его стихотворение «Песня железных дорог» написал музыку Гектор Берлиоз (1845). Книга «Конец света и окончание „Племянника Рамо“» (1861) представляет собой продолжение известного сочинения Дидро и содержит оригинальную картину жизни французского общества XVIII века.

«Мертвый осел и гильотинированная женщина»

Самое известное из сочинений Жанена вышло в свет в апреле 1829 года.

"Жанен, ведя повествование от имени очевидца многих эпизодов из жизни героини, рассказывает, как из невинной, очаровательной девушки Генриетта превращается в безнравственное и преступное существо. Автор проводит читателя по ступеням падения героини, жизнь которой завершается позорной смертью на гильотине"

[2]

Как явствует из авторского предисловия, Жанен стремился создать пародию на черный роман, и в частности на произведения Анны Радклиф. «Тема смертной казни, тема страданий, которые причиняют человеку общество, подаются у него весело, насмешливо, юмористически» [3]. Но полемический пафос книги не исчерпывается готической традицией, писатель стремится отойти от присущего современной ему прозе установке на сенсационность и сфокусировать внимание на внутреннем мире человека.

Пушкин и Жанен

Интерес к Жанену как представителю «неистового романтизма» проявлял Пушкин. Роман «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» имелся в его библиотеке; Пушкин высоко отозвался об этой книге в письме княгине В.Ф. Вяземской (апрель 1830 г.), назвав ее «одним из самых замечательных сочинений настоящего времени». При этом следует учесть, что роман тогда выходил анонимно; Пушкин в этой связи ограничился замечанием: «его приписывают Гюго». В то же время деятельность Жанена-журналиста Пушкин оценивал более критично.

Современные исследователи усматривают влияние Жанена на «Пиковую даму» [4] и неоконченную повесть Пушкина «Мы проводили вечер на даче» [5].

Основные публикации на русском языке

Литература

Примечания

  1. Olivier Bara. Jules Janin. Дата обращения: 28 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
  2. Соколова Т.В. Многоликая проза романтического века во Франции. — СПб: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. — с. 57.
  3. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М.: Гослитиздат, 1947. С. 248.
  4. А.Б. Криницын. Пушкин и Жюль Жанен. Дата обращения: 28 марта 2020. Архивировано 27 марта 2022 года.
  5. Астафьева О.В. Пушкин и Жанен (К проблеме реконструкции замысла повести «Мы проводили вечер на даче» // Пушкин и его современники. Сборник научных трудов. СПб: Аакадемический проект, 2000. С.239-246.

Ссылки