Ефросин (книгописец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сказание о Александре Македонском с изображением Александра. Автор: книгописец иеромонах Ефросин. Сборник Кирилло-Белозерского монастыря № 11/1088 л. 20—194 об. (октябрь 1491 года)

Ефроси́н (Евфросин) Белозерский — русский иеромонах и книгописец второй половины XV века, предположительно, родом из Вологды. Жил в Кирилло-Белозерском монастыре.

Наследие

Его имя стало известно в XIX веке[1]. До наших дней дошли несколько рукописных произведений, написанных его рукой. Кроме церковно-учительских произведений встречаются и светские произведения. Из различных источников берутся естественнонаучные и географические сведения, выписывает сведения о «великих морях», об именах «великих гор» и рек, берущих, по представлениям того времени, начало из райских источников. Он делает много выписок из путевых заметок паломников, ходивших к Святым местам. В своем сборнике он поместил трактат о дуге небесной, учение о семи планетах и звёздах, о том, что Земля покоится на семи столпах, статьи о величине солнечного, земного и лунного кругов, о широте и долготе Земли. К практическим знаниям относятся сведения о громе и предсказаниях по нему погоды и видов на урожай, о падающих звёздах, кометах, извержении вулкана, землетрясениях. Ефросин интересуется и медициной, помещает статью, излагающую теорию Гиппократа о четырёх стихиях человеческого тела, статьи о лечении болезней, о врачевании уха и желудка. Он очень увлекается темой борьбы с татарами. В своем сборнике большое внимание уделяет описанию татарских набегов с 1377 по 1453 год. Очень много он пишет о блаженных рахманах, также рассказывает о получеловеке-полузвере Китоврасе.

Китоврас. Изображение из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря; книгописец иеромонах Ефросин, внизу монограмма Ефросина (вторая половина XV века)

По мнению М. Д. Каган-Тарковской, древнерусские произведения, помещённые Ефросином в писанных им сборниках, носят следы его индивидуальной творческой обработки. Ефросин тяготел к определённым литературным темам и возвращался к ним неоднократно. Он мозаично компоновал из одних и тех же притч, изречений и отрывков совершенно разные по характеру и жанру произведения. Одним из его любимых сюжетов, переходящих из сборника в сборник, были «слова» о добрых и злых жёнах. В «Слове о женах о добрых и о злых» в составе одного из его сборников[2] средняя часть, состоящая из диалогов, не соотносится с какими-либо другими известными текстами и, по мнению исследователя, имеет фольклорные истоки. Заключительная часть этого «Слова» Ефросина композиционно приспособлена к средней части и тоже состоит из разговоров, действующим лицом которых выступает как бы сам автор, несколько раз упомянувший своё участие в них («видѣх», «аз рекох»). В этом произведении ярко проявилось тяготение Ефросина к светским сюжетам. Во всех изречениях, притчах и сценах предполагаются светские, житейские, семейные ситуации. Сочинения Ефросина были опосредствованно связаны со «Словом» Даниила Заточника. Монах продолжил традицию неизвестного автора XII века, сочетая в «Слове о женах о добрых и о злых» книжные и фольклорные образы, обращаясь к стилю скоморошьих сцен и создавая произведение одновременно нравоучительное и занимательное[3].

Записал Сказание о Дракуле воеводе.

См. также

Примечания

  1. Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря // Ученые записки второго отделения Императорской Академии наук. СПб., 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 1—66.
  2. Сборник Кирилло-Белозерского монастыря 6/1083, КБ-6 (Там же).
  3. Каган-Тарковская М. Д. «Слово о женах о добрых и о злых» в сборнике Ефросина Архивная копия от 6 сентября 2018 на Wayback Machine // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции / АН СССР. Отделение литературы и языка. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). М. : Наука, 1976. С. 382—386.

Литература

Ссылки