Есаи Нчеци

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Есаи Нчеци
Եսայի Նչեցի
Есаи Нчеци (миниатюра из Библии 1318 г.)Есаи Нчеци (миниатюра из Библии 1318 г.)
Дата рождения около 1260-е годы
Место рождения Нич, Сасун
Дата смерти 1338(1338)
Место смерти Гладзор, Армения
Научная сфера богословие, грамматик
Научный руководитель Вардан Аревелци, Нерсес Мшеци
Ученики Григор Ерзнкаци, Ованес Воротнеци, Торос Таронаци, Киракос Ерзнкаци, Ованес Арджишеци
Известен как Ректор Гладзорского университета

Есаи́ Нчеци́ (арм. Եսայի Նչեցի, 1260 или 1265, Нич, Сасун — 1338, Гладзор) — армянский мыслитель, грамматик, богослов, педагог и церковно-общественный деятель XIII—XIV вв.[1][2][3], основатель Гладзорского университета[4].

Биография

Родился в местечке Нич исторической области Сасун[5]. Был учеником Нерсеса Мшеци[6]. Получил степень вардапета, а затем был назначен Нерсесом Мшеци ректором Гладзорского университета, которым руководил больше полувека[1]. Преподавал «семь свободных искусств» — грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Число учеников Нчеци превышало три сотни[1]. Современники его характеризовали как «непобедимый риторик», «истолкователь сложных речей и книг», и т. д.[5]. Является автором множества работ, самая важная из которых «Определение грамматики»[7]. Библия, написанная им в 1318 в Гладзоре и раскрашенная миниатюрами Тороса Таронаци, считается шедевром Гладзорской школы письменности[8]. В 1321-м году Есаи пишет письмо киликийскому князю Ошину и его сыну Хетуму, где критикует прокатолическую деятельность некоторых армянских князей Киликии[5]. Умер в 1338-м году в Гладзоре.

Сочинения

  • «Истолкование пророчества Иезекииля» (арм. "Մեկնութիւն Եզեկիէլի")
  • «Определение грамматики» (арм. "Վերլուծութիւն քերականութեան")
  • «Исповедание и признание Святой троице» (арм. "Դաւանութիւն և խոստովանութիւն ի Սուրբ Երրորդութիւն")
  • «Некоторые причины рукоположений диаконов» (арм. "Սուղ ինչ պատճառ ձեռնադրութեան քահանայի")
  • «О церковных канонах» (арм. "Յաղագս կարգաց եկեղեցւոյ")
  • «О таинстве церкви» (арм. "Յաղագս եկեղեցւոյ խորհրդեան")
  • «Письмо о канонах церквей и часовен» (арм. "Թուղթ վասն կարգաց եկեղեցւոյ և ժամուց")
  • «Ответное письмо вардапета Есаи господину Хетуму» (арм. "Թուղթ Եսայեայ վարդապետին պատասխանի ընդդէմ պարոն Հեթմոյ")
  • «Письмо Есаи отцу Матфею» (арм. "Թուղթ Եսայեայ ի Տէր Մատթէոսն")
  • «Общее письмо о пожертвованиях и помощи монастырю Св. Карапета в Тароне» (арм. "Թուղթ շրջաբերական յաղագս ողորմութիւն տալոյ ի նպաստ Ս. Կարապետին Տարօնոյ")

Цитаты

Даже на самый высокий трон невозможно садиться иначе, как задницей[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 А. В .Десницкая, С. Д. Кацнельсон.  // История лингвистических учений: средневековый Восток. — Л.: Наука, 1981. — С. 32.
  2. Гладзорский университет — статья из Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия
  3. G. Bournutyan, A Concise History of the Armenian People. Mazda Publishers, Incorporated — 2006 — С. — 114—115: 512 стр. ISBN 1-56859-141-1
  4. Линецкий А.В., Двуреченских В.А., Гаспарян М.Ю., Родина Е.Ю., Делба В.В., Акимов П.А., Давыдов А.В., Жосану П.А., Еропкина Е.Г., Непочатой Д.А. Оценка историко-культурного наследия Армении. — Москва: Тровант, 2010. — С. 201-211. — 744 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 [historyarmenia.org/7636.html Եսայի Նչեցի] — статья из Энциклопедии "Христианская Армения"
  6. Аракел Даврижеци, "Книга историй", Архивная копия от 13 ноября 2013 на Wayback Machine гл. 32
  7. Armenian Language Resources - Timeline (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 20 января 2019 года.
  8. Эмма Корхмазян «Самобытные армянские художники XIII—XIV веков: Торос Таронаци» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2013. Архивировано 17 июня 2013 года.
  9. А.М. Манукян, М.М. Манукян. «Դաստիարակչական Մտքերի Հայկական Գանձարան». — Զանգակ-97 հրատարակչություն, 2001. — 119 с. — ISBN 99930-2-276-4.

Литература

  • Есаи Нчеци, Анализ грамматики. Текст подготовил и снабдил предисловием Л. Г. Хачерян, Ереван, 1966