Егоров, Владимир Евгеньевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Евгеньевич Егоров
Egorov Vladimir.jpg
Место рождения с. Покровское, Мценский уезд, Орловская губерния, Российская империя
Жанр художник кино, сценограф
Учёба Строгановское училище
Стиль социалистический реализм, реализм
Награды
Звания
Премии

Влади́мир Евге́ньевич Его́ров (18781960) — русский и советский художник театра и кино. Один из зачинателей русского декорационного искусства. Народный художник РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Родился 7 (19) марта 1878 года в селе Покровское Орловской губернии (ныне Залегощенского района Орловской области). Когда ему исполнилось 8 лет, его родители переехали в Москву и поступили в театр М. В. Лентовского.

В 1892—1900 годах учился в Строгановском училище у К. А. Коровина, Ф. О. Шехтеля, С. В. Иванова. Участвовал в росписях Русского павильона на Всемирной выставке в Глазго (1901)[уточнить], церкви в Рыбинске и собора в Иваново-Вознесенске (1900—1903)[1].

Затем работал театральным художником в МХТ (1906—1911), Малом театре, в Оперном театре С. И. Зимина. Занимался монументальной живописью и декоративно-прикладным искусством. Активно участвовал в создании «Русской золотой серии».

В 1911—1917 годах и с 1945 года преподавал в Строгановском училище[2], профессор с 1952 года[1].

С 1915 года работал для кино. Известность В. Е. Егорову принёс фильм «Портрет Дориана Грея» (режиссёр В. Э. Мейерхольд), отличавшийся изяществом, экспрессивностью, высокой культурой оформления. Он решительно выступал против ремесленничества в кинодекорационном деле, подчёркивал творческий характер профессии декоратора, поднял её престиж и значение. В фильме «Царь Иван Грозный» (режиссёр А. И. Иванов-Гай, в главной роли Ф. И. Шаляпин) костюмы, реквизит, декорации выдержаны художником в духе эпохи, большое значение приобрела характерная деталь. Декорации художника обычно становились активным средством эстетического воздействия на зрителя. Он добивался органического единства натурных и павильонных эпизодов. После Октябрьской революции художник сотрудничал с режиссёрами В. Р. Гардиным, Я. А. Потазановым, Г. Л. Рошалем, И. А. Пырьевым, М. И. Роммом, Ю. Я. Райзманом, В. И. Пудовкиным. Основные творческие принципы мастера — максимум выразительности, достигаемой самыми скупыми средствами, плакатная броскость детали, стремление к многозначной метафоричности.

Умер 8 октября 1960 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (уч. 3).

Театральные работы

Фильмография

Награды и премии

Примечания

Литература